Найти в Дзене

Аутисты - правильные люди в неправильном мире

Вот такие инструкции привлекают внимания моего сына
Вот такие инструкции привлекают внимания моего сына

Когда сын был совсем маленьким, я читала про "правильность" аутистов и дико смеялась. Дома растет человек-бардак. Неорганизованный. Неожиданный. Спонтанный, который с удовольствием раскидывает игрушки, но плохо их собирает, не ходит за руку, но готов убежать за незнакомым человеком.

И вот... прошло время, я понимаю, что эти люди были правы.

Аутисты любят правила.
Аутисты стремяться их заучивать.
Аутисты им следуют.

Каждый день мой сын:

  • пытается узнать, что правильно, что неправильно;
  • с восторгом расшифровывает инструкции (правило "нельзя ездить без билета он понял, как "С зайчиками нельзя");
  • комментирует поведение других людей, с точки зрения норм морали и этики, вроде: "Мальчик кричит в магазине, мальчик балуется. Хулиган".
Почему быть в социуме так сложно для аутистов? Потому что мир многовариантен, аутисты - линейны. Им нужен четкий понятный алгоритм на каждый случай. И чем меньше там будет ветвлений - тем лучше.

Мне могут возразить : Тетя, что ты за фигню вообще городишь? Аутисты же постоянно нарушают правила поведения: дерутся, орут в публичных местах.

Дело в том, что:

  • правило до ребенка нужно донести (некоторые дети элементарно не понимают, что вы им говорите);
  • нужно убедить ребенка что ваше правило - лучше, например, ваше правило - какать в унитаз, а его правило - в 10 сантиметрах от унитаза;
  • разобраться с сенсорными защитами, например, мой ребенок спокойно носит маску в поликлинике и дальних поездках, говоря: "Будем бить микробов антисептиком", но попробуйте надеть ту же маску на ребенка с сенсорной гиперчувствительностью;
  • ребенок должен дозреть (пункт предложен блогером "Аутизм и школа", см. комментарий);
  • ребенок должен привыкнуть к отсутствию естественного ослабления/усиления (это самое сложное).

О последнем пункте я расскажу поподробнее. Например, мы учим ребенка: драться нельзя, ломать игрушки нельзя, отнимать игрушки нельзя.

Ребят, мы только что из батутного центра, где резвятся нормальнейшие в мире дети, там:

  • сыну несколько раз врезали без малейшего повода с его стороны;
  • разломали его башню;
  • отняли его вагончики.
Т.е. правила есть, но общество их игнорирует.

Или такой вариант: в школе одни правила, а в подворотне другие. Уголовный Кодекс убеждает нас: "Не воруй", но бабушка ребенка приперла с работы полкило говяжьей вырезки. Ребенка мы учим не отнимать чужие игрушки, но в то же время велим не обижаться, если отнимают у него...

Нет, сын доволен. У него уже есть определенный пофигизим и запас психической устойчивости, который мы тренируем и дрессируем, но... делаем мы это уже 3 года. И то, бывают срывы, истерики и разрывы шаблонов.

Вот еще одна инструкция, заинтересовавшая сына. Последний пункт он понял, как "С зайчиками нельзя".
Вот еще одна инструкция, заинтересовавшая сына. Последний пункт он понял, как "С зайчиками нельзя".

Как сделать поведение ребенка более правильным?

1. Правила должны быть простыми и универсальными. Чем меньше и сложнее ребенок - тем проще и прямолинейнее правила. Например, сначала, мы говорим "В лужу нельзя", по мере роста ребенка: "В лужу можно в сапогах, а в кроссовках нельзя. С мамой в лужу можно, а в садике - нельзя, Мариванна будет ругаться".

2. Правила должны быть лексически понятными конкретному ребенку. Не стесняемся использовать картинки. Например, когда мой ребенок понимал всего 30 слов, у нас были две команды "нельзя" и "фу". Нельзя для всего, что делать точно нельзя, например бежать под машину, а "фу" - для условно плохих вещей.

Потом пошли поведенческие карточки.

Потом - вот такие вот логопедические карточки, их можно скачать или купить.

Карточки можно-нельзя.
Карточки можно-нельзя.

3. Ваши правила должны подкрепляться такими же чистыми и понятными наказаниями-поощрениями. Условия объявите заранее и твердо их выполняйте. Если обещали наказание - накажите, если обещали конфетку - купите.

4. Ваши правила и требования, по возможности, должны поддерживаться всеми членами семьи и за ее пределами. Т.е. бабушка требует от внука, чтобы собирал игрушки, мама требует, бабушка собирает за собой кастрюли, мама собирает свою косметику.

5. Не требуйте невозможного - учите делать невозможное. Грубо говоря, если ребенок не приучен работать 15 мин. за столом и не умеет рисовать, вы не можете включать в свои правила пункт "Участвуй в занятиях в детском садике". Мы развиваем этот навык на кучу маленьких мелких задач и начинаем работать с каждой по отдельности.

6. Забыла написать: не стесняйтесь давать оценку чужим поступкам, если они идут вразрез с этими правилами, вроде: "Этот мальчик плохо себя ведет: он дерется. Эта тетя поступает неправильно: ходить на красный сигнал светофора нельзя.