Итак, Букварь прочитан! Пройден важный этап, но это ещё не повод расслабляться, потому что научить ребёнка читать – это ещё не значит привить ему любовь к чтению навсегда. (Любовь, как известно, надо холить и лелеять, иначе она может закончиться.)
На этом этапе многие взрослые совершают серьёзную ошибку, заваливая ребёнка толстыми книгами сказок и рассказов с предложением их прочитать.
Это самый быстрый путь отбить желание к чтению, потому что для дошкольника чтение по-прежнему остаётся очень трудоёмким и утомительным занятием. И если он видит перед собой большой объём текста, у него сразу же пропадает желание его читать, потому что понимает, каких усилий это потребует.
Поэтому взрослому очень важно провести беседу с родителями и поделиться советами, что и как лучше читать, чтобы поддержать и развить интерес к чтению.
1. При выборе книг для чтения отдавать предпочтение книжкам серии «Читаем крупными буквами», «Читаем по слогам», «Читаем по слогам крупными буквами», «Читаем после Букваря».
2. Выбирать маленькие и тонкие детские книжки, в которых часть слов заменена картинками.Все эти книжки, описанные в двух первых разделах, можно также приобрести в библиотеку группы, чтобы дети, умеющие читать, могли ими воспользоваться.
3. По-прежнему приступать к чтению при наличии желания со стороны ребёнка и вообще не принуждать читать, если он этого не хочет.
4. Быть терпеливыми и снисходительными к неудачам ребёнка, хвалить его даже за незначительные успехи.
5. Читать малыми объёмами, дробно.
6. При чтении больших текстов – чередовать чтение ребёнка и взрослого (ребёнок читает одно предложение, взрослый – целый абзац и более). При этом взрослый должен читать свой фрагмент текста медленно, потому что ребёнок понимает, что его чтение сильно проигрывает в сравнении со взрослым, а это может понизить его оценку собственных умений и отрицательно повлиять на мотивацию («Я читаю плохо, а мама хорошо. Зачем мне вообще читать, если всё равно получается плохо?»)
7. После прочтения рассказа или сказки обязательно обсудить содержание прочитанного.
8. Стремиться не к увеличению скорости и объёма чтения, а к повышению качества чтения.
9. Использовать пособия, нацеленные на повышение качества чтения и профилактику ошибок письменной речи.
Если ребёнка к чтению не принуждают, если во время чтения он не переутомляется, если осознаёт, что его чтение доставляет родителям радость и гордость, обеспечивает уважение и внимание к нему, если чтение будет связано с положительными эмоциями, он с удовольствием будет брать в руки книжки и постепенно развивать свой читательский опыт, построенный на любви и интересе.
Т.Р. Кислова, кандидат педагогических наук, автор учебников и пособий.