23 февраля, в день, который мы отмечаем как День защитника Отечества, Красная Армия приняла боевое крещение.
Посланный на переговоры с немцами в Брест-Литовск во главе советской делегации Троцкий имел категорическое указание Ленина подписать договор. Однако «во имя мировой революции» он сорвал переговоры, заявив, что мирного договора он не подпишет, но российская армия воевать не будет. «Ни мира, ни войны», - заявил он.
Немцы, воспользовавшись ситуацией, начали мощное наступление большими силами на Псков и Нарву, а главной целью был Петроград. Старая армия не могла оказать им стойкого сопротивления. И навстречу врагу вышли только что сформированные подразделения Красной Армии. Вернее сказать, настоящее формирование им предстояло пройти в боях. А пока это были отряды красногвардейцев из питерских заводов, балтийских моряков, солдат, принявших сторону революции. Военное руководство войсками, действовавшими против немцев в районе Нарвы, осуществлял генерал-лейтенант царской армии Парский, общее командование - член «тройки» Наркомвоенмора Дыбенко, в роли комиссара фактически выступала Александра Коллонтай Перед Красной Армией стояла задача: остановить наступление немцев и заставить их вернуться к переговорам.
Было решено не дожидаться немецких войск под Нарвой, а выдвинуться им навстречу в направлении Ревеля. 23 февраля Красная Армия приняла боевое крещение в бою между её передовыми отрядами и авангардом немецких войск силами до батальона…
В советское время считалось общеизвестным, что победу в нём одержали красноармейцы. «Новомышленцы», разумеется, не могли оставить без внимания этот эпизод советской истории. В их интерпретации этот бой завершился уничтожением наших отрядов, и вообще, Красная Армия под Нарвой была разбита немцами. В этом случае, как и во многих других, антисоветчики в «разоблачительном» раже пренебрегают элементарной логикой: ведь если Красная Армия была разбита, то почему немцы остановили наступление на Петроград и согласились вернуться к переговорам?
Реальный ход событий тех дней был такой. В бою 23 февраля успех был на стороне красноармейцев. Немцы понесли потери и были вынуждены отойти. Но когда в сражение вступили их главные силы, отходить вынуждена была уже Красная Армия. Не удалось ни удержать город Нарву (её сдали фактически без боя, поскольку вести оборону без надлежащей подготовки было нереально), ни закрепиться на рубеже реки Нарвы.
Однако говорить о том, что Красная Армия была разбита, нет оснований. После отхода командование перегруппировало силы и осуществило мощный контрудар, отбросивший немцев обратно за реку.
Сил для того, чтобы развивать наступление против вымуштрованных немецких войск у защитников Советской России, было недостаточно. Но и немецкое командование уяснило, что поход на Петроград малой кровью осуществить не удастся – и Германия вернулась к переговорам.
Таким образом, Красная Армия решила главную задачу, стоящую перед ней в этих боях.
Виктор ВАСИЛЕНКО,
Белгород