Найти в Дзене
Наглядная история

Строительство, транспорт и сельское хозяйство, итоги 2020-го

Оглавление

Итак, заканчиваем подводить итоги 2020-го. Мы уже смотрели на динамику численности населения, доходов, промышленности, ВВП, торговли и цен. Я всё ещё жду росстатовских публикаций по продажам отдельных товаров (делал по ним сравнение раньше чуть ли не каждый год - вот, к примеру, 2019-й) и по бюджету (за 2019-й и сравнение с начала 90-х - тут). А пока рассмотрим уже опубликованные данные; из того, что мне кажется интересным, остались строительство и транспорт, ну и про сельское хозяйство надо сказать пару слов хотя бы.

1) Строительство

По строительству в целом динамика практически нулевая - влияния карантина не заметно, рост по итогам года составил 0,1%.

А вот по жилищному строительству общее снижение за год составило 5,9%. На графике ввода в действие жилья явно видно снижение как во время жёсткого весеннего карантина, так и декабрьское (а на декабрь, как можно заметить, приходится в 2-3 раза больше жилплощади, чем на любой другой месяц).

-2

2) Сельское хозяйство

В сельском хозяйстве похожая история: общий рост по итогам года небольшой (1,5%).

-3

Однако по отдельным группам товаров мы видим как рост, так и падение. Например, выросли сборы зерна и почти достигли рекордных показателей 2017-го года. Однако в противовес им упали сборы картофеля (что выливается в ускоренный рост цен на него), подсолнечника (уж не из-за этого ли подорожало растительное масло?), сахарной свёклы (и сахар подорожал), некоторых других овощей. Подробнее про рост цен на овощи и сахар я писал в другой статье.

-4

По животноводству небольшой рост, производство мяса выросло на 3,1% (в основном за счёт свинины), молока на 2,7%, по яйцам роста нет. Рост производства мяса радует, эдак мы и от его импорта можем избавиться. А вот по молоку, как известно, до советских показателей ещё очень далеко (32,2 млн. т. в 2020-м против 51,9 млн.т. в 1991-м). По яйцам - уже почти-почти (44,8 млрд. шт. в 2020-м против 46,9 млрд. в 1991-м).

3) Транспорт

А теперь перейдём к отрасли, по понятным причинам пострадавшей сильнее: транспорту. Грузооборот транспорта упал на 4,9%, главным образом это объясняется спадом ж/д и трубопрободного транспорта (в нём спад - 8%, что почти точно равно спаду добычи нефти и газа). Спад по грузообороту начался ещё в конце 2019-го, но максимумов достиг весной-летом 2020-го, в карантин и посткарантинный период.

-5

По пассажирскому транспорту, очевидно, колебания сильнее, и более связаны с карантином. В карантинные апрель-май пассажирооборот падал более чем в 5 раз относительно обычных показателей! Даже в августе, когда пассажирооборот почти восстановился, он составлял лишь 90% от обычного. Падение во время 2-й волны было уже не таким сильным, менее чем в 2 раза, и к декабрю наметилось новое восстановление. Интересно только, не случится ли в этом году весной третья волна.

-6

В целом по году падение пассажирооборота составило около половины, 45,2%. Сильнее всего пострадал воздушный (-52,5%) и ж/д транспорт (-41,3%), автобусный просел "всего" на 29,1%.

Приятной новостью можно считать, что число погибших на дорогах снизилось с 17 до 16 тыс. Но на фоне общего роста смертности на 320 тыс. в 2020-м - это слабо утешает.

Источник данных и картинок - отчёт Росстата.

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поддержите её лайком, подпиской и репостом в свои соцсети, такая поддержка будет меня мотивировать писать ещё, и полезная информация будет распространяться!