Мы привыкли, что у нас есть шесть падежей. Именительный, родительный и дальше по списку. Но это не совсем так. На самом деле существует еще один падеж - седьмой. Только он, так сказать, полулегальный, почти отмеревший.
Его не проходят в школах, потому что не видят в этом особого смысла. Систематически он уже не употребляется, сохранился только в некоторых словах, да и те мы обычно используем лишь со стилистической окраской: отче, старче, боже, иногда можем сказать - человече!
А вот в древнерусском и старославянском языках звательный падеж применялся в полный рост. И, понятное дело, это происходило по определенным правилам. Нельзя просто прибавить "е" к окончанию слова и решить, что это и есть звательный падеж.
Например, к Святославу надо было обращаться "Святославе!", а с Игорем такое уже не прокатывало. Правильно: "Игорю!", а не "Игоре!".
Смотрите, как это все работало.
Для начала стоит сказать, что все существительные тогда делились на шесть склонений (а не на три, как сейчас). Определялось склонение тем звуком, на который заканчивалась основа слова. Это важно, потому что именно тип склонения определял способ образования вокатива (так по-научному называется звательный падеж).
На этом скрине видна вся механика:
Это первые четыре склонения существительных. У пятого и шестого звательного падежа не было.
Самое трудное здесь - определить, к какому склонению собственно относится существительное. В большинстве случаев это будут первое или второе. Важно только помнить, что звуки "ш" и "ц" в древнерусском языке были мягкими. Поэтому в вокативе получалось "девице!", а не "девицо!".
Вернемся к имени Игорь, о котором говорили в начале. Оно заканчивается на мягкий согласный, поэтому ставим в конце не "е", а "ю". Получается то самое "Игорю!".
Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: "Русичи" . И ждем вас в Телеграме .
Зарубежный взгляд на русскую литературу, кино, музыку, спорт и политику встречайте на нашем новом канале "Иностранцы о России"