Найти в Дзене

Горе луковое лыка не вяжет

Оглавление

Лук и лыко рядом оказались вовсе не случайно. Их соседство - это не просто игра фразеологизмов, а целая история.

Лыко – нехитрый удел бедных

Нет нужды объяснять, что лыко или луб – это прослойка между корой и древесиной. Наши предки использовали луб почти повсеместно. Его прочность, гибкость были годными в хозяйстве и в быту. Из него богатыри плели себе кольчуги, мастерили щиты – на более серьезные металлические доспехи у большинства просто не было денег.

В мирное время лыко драли (заготавливали) и пускали на короба, корзины, кузовки, туески, даже мебель. Ну и, конечно же, плели лапти.

Природный материал был доступным, дармовым, как сегодня бы еще добавили, экологически чистым.

Лыковое дело было простым навыком, не требовало по тем временам больших усилий. Учили заготавливать луб и плести лапти детей с малых лет. Поэтому каждый на деревне мог почти что с закрытыми глазами изготовить себе обувь, когда заблагорассудится. Вот бы нам сейчас так.

Для крестьянской лапотной России лапти было показателем бедности. В деревнях, да и в городе вплоть до 30-х годов 19 века люди ходили в лаптях. Менялся только размер лаптя с возрастом, а фасон оставался прежним на протяжении нескольких веков.

Представители состоятельных сословий могли себе позволить кожаные сапоги: яловые, хромовые, сафьяновые. Про таких говорили: «не лыком шит», что значит – не так прост, как кажется.

Теперь понятно, кто лыка не вяжет

Это ситуация хорошо известная: перебрал человек чуток, принял на грудь лишнего. И вот, глядишь, работник и собеседник из него никакой. Не в состоянии он, мертвецки пьяный, ни слова сказать, ни лыка навязать.

Так что мерилом степени опьянения может являться не только содержание промилле в крови, но и способность лапти плести.

«Так сплести все-таки или связать?» - спросит дотошный человек. Поясню. Лапти, конечно же, плели по определенной схеме – по «строчкам». Отсюда еще одно, уже реже встречающееся выражение: не всякое лыко в строку. То есть, даже луб должен быть качественным, чтобы лапти служили дольше.

Ну а если они пронашивались, их латали, чинили, заменяли протершиеся места, ввязывая в это место новое лыко. Так что лапти можно и плести, и вязать.

А горе луковое здесь причем?

Тут каждый скажет, что плакать люди могут как от горя, так и от лука. Вот и соединились эти два понятия в одно. Логично. Но мы копнем поглубже. Лук ведь тоже – характерная черта простоты, неприхотливости и пользы.

Поест простой человек хлеба с луком, запьет кваском, обует лапти и готов хоть на трудовые, хоть на ратные подвиги.

По одной из версий происхождения этого выражения, изначально говорилось: горе лыковое. То есть горе увязывалось с бедной жизнью. Горевали не от лука, а оттого, что вынуждены были лапти плести, еле сводили концы с концами, не могли заработать на большее.

Например, заходишь ты в дом, а там все из лыка: кровати, кресла, посуда, даже одежда из рогожи, которую тоже делали из луба древесины. Вот оно настоящее лыковое горе. А нам жаловаться на судьбу нечего.

Но потом, вслед за ушедшими в прошлое лаптями трансформировалась под современные реалии фраза. Лыко превратилось в лук, более понятный предмет по нашему нынешнему разумению.

А настоящие лапти теперь, между прочим, стоят очень дорого, мастеров-лапотников днем с огнем не сыщешь. Из всей истории не поменялись лишь те, кто по-прежнему не знают меры, бывает, что и лыка не вяжут.

Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал. Задавайте вопросы, предлагайте темы в комментариях. Обсудим.