Даже среди дальних гарнизонов в Дальневосточном военном округе в советские времена можно было найти хорошее место для службы. Поэтому обещание некоторых начальников заслать подчиненного служить "туда, где Макар телят не пас", могло обернуться и в свою пользу.
В советское время офицер, попавший служить в дальний гарнизон, мог там и закончить свою службу.Только с 1985 года Дальневосточный военный округ стал заменяемый после 10 лет службы в нем.До этого на Дальнем Востоке можно было только несколько мест, где можно было замениться на "большую землю" через 3 - 5 лет.
Такие дальние гарнизоны Дальневосточного военного округа, как Камчатка, Чукотка, Магадан Курильские острова, Сахалин были заменяемыми районами. В Приморском крае это был гарнизон в селе Барабаш Хасанского района.
Крутые места службы офицеров определяли кадровики даже не в Хабаровске, а гораздо выше.Особенно ценились: Камчатка, Сахалин, Курильские острова.У кадровиков были негласные расценки на попадание служить туда.Это была основная доходная часть их бюджета.
Красивая природа этих мест, хорошая рыбалка и охота, и прочая экзотика привлекали офицеров.Но особенно привлекательным было то, что служба в тех дальних гарнизонах засчитывалось год за два.Получали военнослужащие два оклада в месяц, плюс каждые полгода 10% к окладу.
Замена на "большую землю" (так на местном жаргоне называлась западная половина Советского Союза) через 3 года. Можно было замениться и во внутрь Дальневосточного военного округа, но это случалось редко.Дары природы этих экзотических мест преподнесенные нужным людям делали свое дело.
На юго — востоке Приморского края на границе с Китаем находился гарнизон Барабаш, где стояла дивизия округа.В этот медвежий угол уссурийской тайги стремились попасть офицеры не только западных военных округов Союза, но из частей и соединений Дальневосточного округа.Служба здесь давала возможность через 5 лет перевестись на "большую землю".
В село Барабаш Хасанского района вела одна грунтовая, разбитая техникой и непогодой, дорога.Три раза в день через Раздольное из Уссурийска и Владивостока приходили сюда автобусы.Дорога до Раздольного занимала 4 часа. Поэтому выезды во Владивосток и Уссурийск были большим праздником для семей офицеров.
Условия службы в гарнизоне Барабаш принципе ничем сильно не отличались от службы в рядом стоящих гарнизонах.Рядом стоящие — это по дальневосточным меркам "пол лаптя по карте ", то есть километров около ста.
Тем более было обидно офицерам, служившим в этих рядом стоящих гарнизонах. Образно говоря, с одной стороны сопки кто-то получает двойной оклад и все вышеперечисленные льготы, а с другой — нет.
В 70-80 годы прошлого столетия в Хасанском районе находился мощный военный гарнизон.Он прикрывал дальневосточное подбрюшье Союза от внезапного апперкота китайской армии.
Здесь, кроме дивизии, развернутой почти до полного штата, дислоцировался еще 20 укрепленный район.Все части находились в постоянной боевой готовности, так как в те времена особой дружбы между КНР и СССР не было.
Особые условия службы, тайга, глушь, государственная граница рядом были почти везде в ДВО.Но самое главное, что привлекало сюда офицеров, это заменяемость района, позволяющая на законных основаниях сказать Прощай Уссурийской тайге.
Отсюда была возможность перевестись к цивилизованному месту службы в группы советских войск за границей или, на худой конец, в войска Киевского, Московского и других внутренних округов.
После развала Советского Союза и сворачивания вооруженных сил России "до разумной достаточности" дивизия, стоявшая в Барабаше, свернулась до нескольких батальонов обслуживания базы хранения.
За годы строящегося в России государственного капитализма имущество и казарменный фонд ДВО были успешно разграблены.
Понятно, что не всякая экономика, даже самая развитая, выдержит 100% укомплектованности войск.
Реалии жизни таковы, что у Российской Федерации друзей нет, кроме армии и флота.
С Китаем у нас сейчас дружба — жвачка.
Но исторический опыт показывает нам, что порох надо держать сухим.Слишком много желающих на наши территории и природные ресурсы.
Численность же населения на Дальнем Востоке, почти как Москве. И живет это население, в основном, вдоль полосы, прилегающей к БАМ и Транссиб. А значит вдоль границы с КНР.
В случае форс — мажорных обстоятельств, если не сохранить заложенной советскими людьми базы обороны, нам будет очень тяжело.
Война в одинаковой мере облагает данью и мужчин, и женщин, но только с одних взимает кровь, а с других — слезы.
Публикуемые материалы лишь отражают информацию из сети.
Просьба не выбрасывать заметки из ленты, оставляйте лайки.
Подписывайтесь на мой канал , заранее благодарен.
По вопросам сотрудничества обращайтесь: Us2s.ru@yandex.ua