Найти тему
Кино и книги

"Трудные дороги войны": 3 малоизвестных интересных советских фильма о Великой Отечественной войне

Оглавление

Здравствуйте читатели! Сегодня, продолжая тематику советских военных фильмов, я предлагаю обзор из трех картин, которые редко показывают по ТВ, а они, на мой взгляд, слишком хороши, чтобы быть забытыми.

Их герои, по разным причинам, постоянно находятся в пути, но назвать их роад-муви как-то не поворачивается язык. Слишком трудные военные дороги они нам покажут.

Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!
Подпишитесь на канал и поставьте лайк! Вы поможете развитию канала! Заранее спасибо!

"Поворот" 1967 г.

Сюжет этого фильма - сплошная дорога. Сначала на запад, потом на восток.

В летние каникулы 1941 года десять литовских гимназистов и две девочки-близняшки, сестры одного из них , поехали на экскурсию в автобусе с учителем и шофером. На обратном пути они узнали, что началась война. Ехать на запад все равно надо - там дом, родители.

Навстречу попадаются только пугающие паническим видом толпы беженцев. К группе присоединятся русская девушка-телефонистка, везущая сдавать оборудование и бредущий из госпиталя на место сбора военком с бутылью перекиси водорода (протирать травмированные глаза). Он уже был под огнем.

Потом встречается советский КПП, на котором учителя арестуют за найденное письмо с маркой, изображающей Гитлера (письмо от родных из Клайпеды, которая уже два года - немецкая).

Потом, когда доедут до повешенного на столбе с немецкими указателями чучела советского солдата, от них сбежит шофер, но прибьется сержант Воронков с поросенком.

Неоднозначное отношение прибалтов к русским и коммунистам тоже отражено и вызовет склоки среди старшеклассников, но бомбежка с немецких самолетов, от которой погибнет первый из них, сразу докажет, что пора поворачивать на восток. Только этот путь будет труден и полон потерь.

Даже слепнущий военком и сержант чувствуют себя не в своей тарелке, а молодые и вовсе истерят, не знают к какому берегу прибиться и гибнут, гибнут по одному. Спастись можно только вместе, позабыв разногласия, научившись ценить друг друга, пока живы.

Картина очень атмосферно и натурально передает растерянность и смятение первых дней войны, сменяющиеся горечью и ненавистью к захватчикам. Игра литовских актеров пронзительна своей психологической естественностью. Временами фильм просто больно смотреть.
О убедительности антуража говорить нечего - в шестидесятые, по-моему, все советские военные фильмы в этом плане безупречны.

"Поезд милосердия" 1964 г.

Если вы видели 5-серийный фильм "На всю оставшуюся жизнь", то у вас появится возможность сравнить две экранизации повести Веры Пановой "Спутники" о работе медиков в годы Великой Отечественной войны.

По железным дорогам Ленобласти с первых дней 1941 г. движется санитарный поезд, вывозя из под огня раненых и оказывая им первую помощь, чтобы потом разгрузиться в тыловых госпиталях и вернуться за новой партией.

Команду его составляют разные люди: мужественный замполит Данилов, старорежимный интеллигент доктор Белов, суровый врач-профессионал Юлия Дмитриевна, нежная медсестра Лена Огородникова, бойкая красавица старшая медсестра Фаина, трусливый эгоист ординатор Супругов и другие.

В условиях войны, они стараются сохранить в своем, комфортабельном составе чистоту, уют, и спасти как можно больше жизней. Для этого беспрерывно приходится стоять у операционного стола часами, но что поделаешь, если приносят даже маленьких детей. Вывозить гражданское население не положено, но не оставлять же?

И, конечно, мысленно отстранять ради работы собственные несчастья и потери, которых тоже немало. Помощь раненым - прежде всего.

Не знаю какому фильму отдать пальму первенства - оба хороши. В сериале "На всю оставшуюся жизнь" - очень яркие актерские работы, но и в "Поезде милосердия", несмотря на формат полнометражного фильма, уступающий по времени, характеры раскрыты и актеры замечательные.
Павел Зубков, на мой взгляд, лучше сыграл Данилова. Сразу видно, что на этом уверенном, но тактичном военном держится вся организация работы. Евгений Лебедев (Супругов) всегда ярко играет, хотя здесь, может быть, слишком одноцветно.
В первой экранизации хотелось бы больше подробностей. С другой стороны, в "На всю оставшуюся жизнь" сюжет временами провисает. В "Поезде милосердия" динамика лучше соблюдена. Словом, выбирайте сами.

"Двое в степи" 1962 г.

Июль 1942 г. Южный фронт. Лейтенант Огарков осужден к расстрелу за невыполнение приказа: не доставил пакет с приказом о передислокации и дивизия, предположительно, попала в окружение и уничтожена.

Городской юноша попросту потерял направление в степи: она для него везде одинаковая и воинские части находятся в движении. В связи с наступлением немцев, расстрелять на месте его не успевают и теперь они с казахом-конвоиром Джурабаевым догоняют своих, постоянно попадая в переделки и участвуя в боях.

Оба привыкают друг к другу и все больше становятся товарищами, но смертельный приговор, по-прежнему, висит над головой лейтенанта и насколько тяжелее вести на расстрел друга, а не безвестного осужденного.

Фильм снят по одноименной повести Э. Казакевича и имеет римейк "Дорога на Берлин" 2015 г. Чем же отличается эта картина?

Несмотря на очень конкретную и основанную на реальных событиях историю, она имеет символический характер, показывая какая тонкая грань в человеческой душе проходит между малодушием и героизмом, чувством и долгом, силой и слабостью.
Она показывает войну как всепожирающее чудовище, перемалывающее человеческие жизни, виновных и невиновных, а также разницу менталитетов человека цивилизованного, городского, более индивидуализированного и природного, коренного, родового по мировоззрению.
Следует отметить также символическое и трагическое музыкальное сопровождение картины композитора Дживана Тер-Татевосяна.

Произошла она в действительности , во время войны, с адъютантом при штабе дивизии Зельмановым Аркадием Владимировичем, юным лейтенантом, которого товарищи любили и звали Орликом, но от законов это не защищает.

Конвойный был, правда, казахом. Зельманова, в итоге оправдали. Он прошел всю войну, был награжден 17 орденами и медалями , стал основателем и руководителем объединения "НовосибирскТелефильм", членом Союза кинематографистов, заслуженным работником культуры , а ведь был на волосок от позорной смерти. Парадоксы войны.

Предлагаю пройти по фронтовым дорогам с героями фильмов. Если вам понравилась статья, можете ознакомиться с предыдущей:""На чужой земле": 3 забытых фильма о Великой Отечественной войне, где действие происходит за линией фронта.

-5