Обращаем внимание, что некоторые не понимают разницу между понятиями «эксплуатация» и «экономическое угнетение».
Эксплуатация — это присвоение результатов чужого труда в различной форме. Эксплуатация есть вид экономического угнетения, но экономическое угнетение не исчерпывается эксплуатацией.
Например, мелкий буржуа имеет в своей собственности средства производства и результаты его труда никто не присваивает, они всецело принадлежат ему. Но отряд монополистической буржуазии (олигархия), особенно финансовый, конечно, его экономически угнетает — цены на сырьё, кредит, рента, налоги отчасти, коррупция. То есть экономическое угнетение может быть разных видов и не всегда являться эксплуатацией.
Экономическое угнетение — это продукт разделения труда и оно возможно исключительно в условиях и по поводу недостатка средств жизни. Основой экономического угнетения является частные отношения собственности, то есть узурпация условий и факторов жизнедеятельности, главным образом, средств производства и природных ресурсов.
Чтобы прочувствовать разницу между этими понятиями приведём мысленный эксперимент.
«Мы с вами очутились на необитаемом острове. Я могу заставить силой вас работать на меня и таким образом буду вас угнетать в форме эксплуатации. Полученный в результате вашего труда продукт я направлю отчасти на поддержание вашей жизни для дальнейшей эксплуатации труда, отчасти на совершенствование средств производства и отчасти на своё собственное содержание. Такая система эксплуатации, основанная на внеэкономическом, то есть силовом, принуждении называется классическим рабством. Основой рабства служит частная собственность на человека.
Но я могу поступить и другим образом, например, захватить самые производительные участки острова, пресную воду, лучшие лесные угодья с тому подобное. Таким образом, я не буду эксплуатировать вашего труда, мы будем трудиться наравне друг с другом, но в качественно разных местах. Однако производительная сила моего труда будет намного выше и таким образом это тоже экономическое угнетение, но посредством использования частной собственности не для эксплуатации труда, а для подрыва хозяйства противника. Проблема в такого рода угнетении заключается в том, что результаты более производительного труда рано или поздно непременно будут направлены на полное порабощение всех окружающих субъектов».
Крупная частная собственность в головах собственников отражается в виде расширения своего права как основной гарантии его сохранения. Поэтому конкуренция содержится не только в рыночных отношениях, в которых она экономически раскрывается самым полным образом, но и в столкновении частных отношений собственности, в самой узурпации общественных условий существования одним человеком. Даже если «столкновение» происходит между собственником и нищим, потому что всякий нищий по своему намерению и социальному потенциалу является претендентом на собственность по самой её общественной природе. Если нет безусловной всеобщей общественной полезности не может быть и собственности. То, что важно и полезно только для вас, для других не представляет никакой ценности, и следовательно не может возникнуть отношений собственности.
Основой угнетения во втором примере служит частная собственность на землю, причём рабовладельческая, феодальная или капиталистическая друг от друга практически ничем не отличаются.
Если эти категории применять к современным политико-экономическим реалиям, то многие сложные вещи станут вполне понятными.
____________________________________
Послесловие
Уважаемые читатели!
Заносите в закладки и изучайте наши издания:
I. Общественно-политический журнал «Прорыв»
II. Газета «Прорывист»
Поддержите редакцию деньгами:
I. Принципы финансирования
II. Подписка на газету
III. Заказ нашей брошюры почтой с автографом автора