Найти в Дзене
Петр Власов

Мушкетеры короля + гвардейцы кардинала = полк королевских мушкетеров (3)

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

Окончание; начало здесь

ПРИМЕЧАНИЕ для многочисленных постоянно недоумевающих читателей, почему здесь суммы указаны в фунтах, а не в ливрах, пистолях, экю: потому что инфа взята из англоязычных книг, а переводить фунты в ливры я не мастер - ибо не математик (даже школьные знания за десятилетия жизненной ненадобности совершенно забылись)...

БЫТ, БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА И ЖАЛОВАНИЕ МУШКЕТЕРОВ

Условия службы

Образ жизни королевского мушкетера вполне соответствовал образу жизни молодого дворянина той эпохи. Даже у самого бедного мушкетера был хотя бы один слуга, обычно привезенный в Париж из «семейного гнезда» и хорошо известный родителям юноши. Он заботился о нуждах своего молодого хозяина, а также о его и о своей лошадях.

В 17-м веке при Людовике XIII, а затем и при его сыне мушкетеры короля селились в домах и гостиницах рядом с дворцом Лувр; их лошади содержались в различных близлежащих конюшнях. Но на склоне своих лет Людовик XIV пришел к выводу, что для поддержания корпоративного духа товарищества его мушкетеры должны жить вместе, и создал для своих гвардейцев в Париже два «отеля», при каждом из которых была конюшня для мушкетерских лошадей. Для 1-й роты «Серых мушкетеров» в 1707 году на улице Дю Бак в районе Сен-Жермен было построено элегантное трехэтажное здание с большим внутренним двором. Для 2-й роты «Черных мушкетеров» в 1708 году на улице Чарентон в пригороде Сен-Антуана было построено здание в четыре этажа, в котором было 340 комнат с каминами (так что каждый мушкетер имел индивидуальное отопление в своей комнате). При каждом «отеле» были кроме конюшен еще и площадки для конных занятий и для парадов. Так что, кроме охраны королевского двора теперь мушкетеры ежедневно выделяли наряд из четырех солдат под командой сержанта для охраны «отеля» и конюшни.

Во время походов мушкетеры попарно вселялись в дома местных жителей, требуя от них выделения двух кроватей – одной для мушкетеров, другой – для их слуг. Кроме того, лошади пришельцев размещались в хозяйских конюшнях. Если же кроватей или места в конюшнях не хватало, то они освобождались путем изгнания с места хозяев и их лошадей. Любые возражения «аборигенов» против насилия пресекались избиением «наглецов». Жалобы пострадавших на произвол командованию заканчивались лишь «объяснительными отписками» мушкетеров, где указывалось, что их «встретили неподобающим образом».

Штандарты полка королевских мушкетеров. 1745 г.
Штандарты полка королевских мушкетеров. 1745 г.

Питание и денежное жалование :

Стоявших на карауле во дворце мушкетеров кормили из королевской кухни. В походах же королевским мушкетерам выдавались припасы из продовольственных обозов. В 1638 году ежедневный походный рацион мушкетера состоял из двух двухфунтовых (1-кг) буханок хлеба и полутора пинт (0,75 литра) вина. В 18-м веке этот рацион был увеличен: кроме двух буханок хлеба королевский мушкетер стал получать две пинты вина, две кружки пива или сидра, и полфунта мяса (говядины, телятины, или баранины). По пятницам и другим «рыбным дням», предписанным Римско-католической церковью, мясо заменялось рыбой. Офицеры кроме описанного выше рациона, получали из обозов еще и салаты, фрукты и выпечку. В целом мушкетеры короля питались достаточно хорошо; их слугам перепадала часть этой пищи. Кроме того, у мушкетеров и их слуг была возможность разнообразить свой рацион другой едой, купленной в местных гостиницах.

Знаменосец серых мушкетеров и черный мушкетер. 1745 г.
Знаменосец серых мушкетеров и черный мушкетер. 1745 г.

Годовое денежное жалование королевского мушкетера было намного выше, чем у военнослужащего линейного полка. В 1748 году капитан-лейтенант королевских мушкетеров получил 8.400 фунтов, су-лейтенант 1.200 фунтов, прапорщик и корнет - по 900 фунтов, марешаль де ложи (старшина) 750 фунтов, бригадир (сержант) 585 фунтов и су-бригадир (капрал) 535 фунтов. Годовое жалование рядового мушкетера составляло 498 фунтов; музыканта – 453 фунта, капеллана - 450 фунтов, а резервиста - 378 фунтов. Этот основной заработок дополнялся кормовыми деньгами на пропитание мушкетера и его лошади. Известно, что су-лейтенантам добавляли на прокорм лошадей еще 2.511 фунтов (из-за чего их годовой доход составлял 3.711 фунтов), а рядовым мушкетерам – 716 фунтов (общий годовой доход – 1.214 фунтов).

Для сравнения: полковник линейной кавалерии в том году получал 561 фунт базового жалования + 1.864 фунта «кормовых» (= 2.425 фунтов – в 3,5 раза меньше, чем только базовое жалование капитан-лейтенанта мушкетеров). Рядовой же кавалерист имел жалование 79 фунтов + 447 фунтов «кормовых» (= 526 фунтов – в 2,3 раза меньше, чем рядовой королевский мушкетер).

Такие огромные выплаты королевским мушкетерам могут показаться излишне щедрыми, однако пребывание в личной охране короля обходилось очень дорого. Ведь за счет казны мушкетерам выдавались только форменные плащи и мушкеты; одежду, палаш и шпагу, кинжалы, пистолеты, другое снаряжение, седло и сбрую для лошадей мушкетерам по традиции, заложенной еще скуповатым Людовиком XIII, приходилось покупать самим. Недаром в 1740 году командование рекомендовало кандидатам в мушкетеры иметь личный годовой доход не менее 1.500 фунтов, да еще быть готовыми изначально потратить такую же сумму на приобретение всего необходимого при поступлении в роту. Заявки на прием в мушкетеры кандидатур, неспособных на такие траты, даже не рассматривались.

«Мы все учились понемногу - чему нибудь и как нибудь»...

Мушкетер - человек военный; и хотя кандидат при вступлении в мушкетеры обязан был сдать экзамен по основам владения личным оружием, на службе для него начиналась «настоящая дрессура»: став мушкетерами, молодые люди под руководством старослужащих мушкетеров и учителей фехтования осваивали новые высоты индивидуальной схватки, а так же обучались ведению массового боя в общем строю – как в конном, так и пешем.

Королевским мушкетерам приходилось сражаться в самых разных условиях
Королевским мушкетерам приходилось сражаться в самых разных условиях

Вообще-то мушкетер - это солдат, главным видом оружия для которого является огнестрельное: мушкет. Тем не менее, королевские мушкетеры должны были одинаково хорошо владеть как мушкетом и пистолетами, так и шпагой - ведь высказанная несколько позже Александром Суворовым мысль «пуля - дура, штык - молодец» оставалась непреложной истиной на протяжении почти всей истории мушкетерских рот. И мушкеты 17-го века, и пришедшие им на смену более легкие ружья века 18-го нередко давали осечку; да и скорострельность их оставляла желать лучшего. О меткости «гладкостволов» и говорить нечего: именно поэтому в то время велась только залповая стрельба - авось хоть часть пуль попадет в цель. Из ружей 18-го века в мишень за 80 шагов попадало три четверти выпущенных залпом пуль, за 160 шагов – только половина. Поэтому «огневой контакт» - обмен залпами - производился обычно между враждебными шеренгами, стоявшими друг от друга не далее 50-60 метров. С пистолетами дело обстояло еще хуже: попадание в цель с 30 шагов считалось чистой случайностью. А заряжалось такое оружие очень медленно: выстрел в минуту из мушкета являлся почти недостижимой скорострельностью; да и стрельба из поздних, более легких ружей, тоже была не намного быстрее: лишь наиболее сноровистые стрелки успевали произвести за минуту два - редко три выстрела... Понятно, что при такой «скорострельности» и дистанции стрельбы между противниками, в промежутке между залпами враг вполне мог добежать до строя мушкетеров и завязать рукопашную схватку (что часто и происходило). Поэтому искусное владение холодным оружием не только для кавалеристов, но и для стрелков того времени являлось жизненно необходимым. Кроме того, со шпагой в руке можно было нагляднее доказать свою доблесть..

Так же много времени уходило на обучение верховой езде. В 17-м веке наиболее распространенной тактикой конного боя было караколирование: эскадрон, выстроившись в несколько рядов, скакал рысью; каждый ряд в упор разряжал свои пистолеты во врага, после чего разъезжался в стороны и вновь выстраивался сзади, на ходу перезаряжая оружие. Такой маневр можно осуществить только на хорошо вышколенных лошадях: если животные испугаются, ряды смешаются, и враг не замедлит этим воспользоваться. Пугливая лошадь вообще могла погубить своего хозяина, унеся всадника в ряды врагов (случалось и такое).

В 18-м веке от караколирования постепенно отказались; но вместо этого ученик теперь должен был освоить три аллюра: шаг, рысь и галоп, необходимые в конных атаках и кавалерийских рубках. Для конных «сшибок» мушкетерам нужно было научиться маневрировать на лошади(в том числе в группе), и овладеть использованию сидя верхом всеми видами оружия (кавалерийским ружьем, саблей, пистолетами). Кроме того, каждому мушкетеру требовалось так же приучить свою лошадь к поведению всадника; добиться, чтобы она не пугалась шума выстрелов и взрывов, и непривычных запахов пороха и крови.

Музыканты 1-й  роты королевских мушкетеров в 1640 и в 1724 гг.
Музыканты 1-й роты королевских мушкетеров в 1640 и в 1724 гг.

В начале своей истории рота королевских мушкетеров состояла из людей отчаянных и храбрых, закаленных в боях опытных военных, но при этом по большей части малограмотных и некультурных. Их образование сводилось только к необходимому минимуму: навыкам чтения, письма и счета. Но затем вступивший на трон король Людовик XIV сделал полк королевских мушкетеров фактическим филиалом Военной академии. Теперь молодые мушкетеры обязывались получить на службе не только военное, но и хорошее общее образование, которое могло им впоследствии пригодиться в карьере на военном или гражданском поприще. Для этого за государственный счет для мушкетеров организовывались занятия с высшими преподавателями и выдающимися учеными по самым разным специальностям. Однако на практике молодые дворяне зачастую посещали эти лекции без всякого желания, только по принуждению, и при любом удобном случае просто сбегали с уроков. Мушкетеры никогда не отличались дисциплинированностью, а уж в мирное время они вообще пользовались полной свободой. В результате дворянские недоросли то и дело даже в учебное время (не говоря уже о свободном)шатались без толку по городу, затевая драки и пропивая отцовские денежки. Ведь молодежь, как известно, отличается шумным, зачастую безрассудным поведением; ей свойственна тяга к риску, критическое отношение к авторитетам, жажда веселья и повышенный интерес к противоположному полу. А так как значительная часть королевских мушкетеров находилась именно в этом возрасте, неудивительно, что их тянуло «на приключения» так же, как и современных старшеклассников и студентов. Соответственно, все молодые мушкетеры мнили себя суперменами, способными покорить весь мир, или, по крайней мере, хотя бы любую встреченную девушку.Поэтому мушкетеры – в основной своей массе люди не бедные -большую часть своего времени поводили в тавернах, где можно было «легко найти и женщин, и вина». Причем, как и положено богатым людям, вино они предпочитали самое лучшее и дорогое, и пили его в немеряных количествах. Так что неудивительно, что в те времена во Франции было популярно выражение: «пить как мушкетер», означавшее «пить много и со знанием дела и только самые лучшие вина»...А так как опьяневшая молодежь вела себя далеко «не благородным» образом, тогда же появилась еще одно выражение: «мушкетерские манеры», обозначавшие хвастливое, грубое и наглое поведение.

Отношение к дуэлям

-6

В 16 – 17 веках вызов соперника на дуэль был традиционным среди дворянства способом решать личные вопросы с помощью «Божьего суда», несмотря на неодобрение этих схваток Церковью. Причиной для дуэли становилась любая мелочь, воспринимавшаяся как оскорбление. В эпоху появления королевских мушкетеров дуэли свирепствовали по всей Франции, буквально истребляя дворянство: историки подсчитали, что только за 20 лет, с 1588 по 1608 год, на дуэлях погибло около 10.000 французских дворян. Короли считали увлечение дворянства дуэлями настоящим бедствием: они каждый год теряли в этой бессмысленной поножовщине множество профессиональных военных, которые были крайне необходимы правителям для борьбы с врагами нации. Поэтому короли Франции не раз издавали указы, запрещающие дуэли. Так в 1609 году поступил король Генрих IV, но его распоряжение было фактически проигнорировано дворянством. Поэтому сыну Генриха, Людовику XIII, в 1626 году пришлось издать новый указ у запрете дуэлей. «С подачи» кардинала Ришелье этот указ был усилен предупреждением о серьезных наказаниях, которые ждут нарушителей запрета. Дворянство вновь попыталось отнестись к приказам правителей «наплевательски», и кардиналу Ришелье пришлось воспользоваться первым же случаем нарушения запрета, чтобы доказать, что указ будет исполняться несмотря на знатность происхождения нарушителя. Для этого в том же году был казнен знаменитый дуэлянт, имевший на своем счету более 20 победных дуэлей: Франсуа де Монморанси, граф Бутевиль. Граф был прилюдно обезглавлен сразу после того, как он заколол на глазах прохожих на Парижской улице свою очередную жертву. После этой казни дуэли не прекратились, но дуэлянты стали намного осторожнее, выбирая для схваток укромные места. Именно в такой дуэли в укромном месте в 1643 году получил смертельное ранение мушкетер Арман д’Атос, прототип одного из героев знаменитого романа Александра Дюма.

Гибель Армана д’Атоса подтверждает версию писателя о том, что, несмотря на запреты, мушкетеры короля и мушкетеры кардинала постоянно соперничали друг с другом со шпагами в руках. Но, суровые к другим нарушителям указа, Людовик и Ришелье по отношению к своим гвардейцам были довольно снисходительны. Они оба смотрели на соперничество «лазоревых» и «красных» мушкетеров, как на своеобразный спорт, «закрывая глаза» на схватки, обошедшиеся без убийства и ограничившиеся только ранениями. И король радовался, как ребенок, услышав известие, что его мушкетеры в очередной стычке обратили в бегство телохранителей кардинала; Ришелье же аплодировал своим гвардейцам в тех случаях, когда они заставляли отступить мушкетеров короля. Эти схватки правители лицемерно не приравнивали к дуэлям, называя их «встречами», «тренировкой»; и такое отношение провоцировало мушкетеров обеих рот на новые стычки – зачастую прямо на улицах Парижа, а не в укромных уголках. И на протяжении всего правления Людовика XIII фактически действовало негласное правило: «другим дворянам нарушать запрет нельзя, а гвардейским мушкетерам – можно».

Эфесы шпаг 1-й и 2-й рот королевских мушкетеров. 1762 г.
Эфесы шпаг 1-й и 2-й рот королевских мушкетеров. 1762 г.

Однако взошедший на престол новый король Людовик XIV был лишен «спортивного азарта», порожденного обоюдным тщеславием его отца и кардинала Ришелье, исподтишка выяснявших, «чья же футбольная команда круче». Единовластный правитель, которому не с кем было «меряться размерами», «Четырнадцатый» в 1655 году решительно покончил с практикой дуэлей между гвардейскими мушкетерами, применив метод, более страшный, чем казнь. Подтвердив запрет всем дворянам «тыкать друг в друга этими шампурами», король особо подчеркнул, что гвардейские мушкетеры, решившиеся на дуэль, будут лишаться должностей и с позором изгоняться из своих рот - без права восстановления в рядах. Учитывая, что в его правление служба в королевских мушкетерах приобрела высший престиж, такое наказание действительно показалось мушкетерам более страшным, чем казнь, и с дуэлями в их среде наконец-то было покончено.

«Война кружев» между ротами

Королевские мушкетеры при штурме Валансьенна. 17.03.1677 г.
Королевские мушкетеры при штурме Валансьенна. 17.03.1677 г.

Лишенные «жестоким» указом Людовика XIV возможности выяснять «кто из них круче» при помощи дуэлей, мушкетеры 1-й и 2-й рот нашли другой способ «меряться размерами»: они развернули негласное соревнование между ротами по показу наивысшей роскоши. Эта своеобразная «война кружев» не прекращалась даже во время военных походов! В стремлении утвердиться в качестве «самых крутых» мушкетеры тратили на украшательство своей формы бешеные деньги, совершенно несравнимые с получаемым ими жалованием. Поэтому многие мушкетеры залезали в непомерные долги, только бы «не ударить в грязь лицом». Не удовлетворяясь тем, что по уставу отличие рот заключалось в обшивке обшлагов рукавов золоченым или серебреным галуном, даже рядовые мушкетеры золотили или серебрили все имевшиеся на их белье кружева, а так же обшивали свои мундиры жемчугом и бриллиантами. И в таком виде они щеголяли не только по Парижу - в обшитых драгоценностями мундирах мушкетеры отправлялись и в боевой поход! Офицеры же ехали на войну в позолоченных каретах с шелковыми подушками; покрывали роскошными попонами даже грузовых мулов, содержали для обслуживания целую армию лакеев и конюхов в богатых ливреях, а прибыв на место дислокации, устраивали роскошные пиры со множеством перемен блюд. Например, когда новоиспеченный 17-летний мушкетер Луи де Сен-Симон ушел в свой первый боевой поход, его мать отправила вслед за сыном целый обоз из тридцати пяти нагруженных лошадей и мулов, «чтобы мальчику было на что жить». Кроме описанного выше обоза того же рядового мушкетера де Сен-Симона сопровождали также бывший гувернер и еще один дворянин из окружения его матери. А ведь Сен-Симон был не единственным мушкетером в полку, у которого имелась «сердобольная матушка»... В дополнение к этому «кагалу» личных обозов рядовых и офицеров за полком королевских мушкетеров двигался так же еще и многочисленный государственный обоз с продовольствием «от казны»... Так что походная колонна одного полка общей численностью всего в 500-600 бойцов растягивалась на несколько километров, а обслуживающего персонала в ней было в несколько раз больше, чем самих мушкетеров...

Памятник Д’Артаньяну в Париже
Памятник Д’Артаньяну в Париже

Мушкетеры короля + гвардейцы кардинала (1) : мушкетеры берутся за шпаги

Мушкетеры короля + гвардейцы кардинала ( 2 ) : триумф и закат мушкетеров

Списки опубликованных на канале статей по темам армий и войн до ХХ века НАХОДЯТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», чтобы я знал, что не зря работал. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам истории.