Некоторые современные «левые блогеры-публицисты» — в частности, Б. Юлин [1] — утверждают, что рабочие продают свой труд (или свое рабочее время), а не рабочую силу или способность к труду. Почему это не так? Если следовать логике Маркса в «Капитале», то труд как таковой продаваться и обмениваться рабочим на рынке не может, по той причине, что труд, принимая товарную форму, застывает в ней и становится результатом. Результат труда, его продукт, как известно, не принадлежит работнику, т.к. он лишен средств производства [2]. Если бы работник имел возможность продавать продукты своего труда, тогда ему не было нужды продавать свой труд «дяде» собственнику-капиталисту.
Вообще во всей теории (в рамках трудовой теории стоимости) должно быть нечто, что само стоимости не имеет, но источает ее и накладывает на все произведенные вещи и продукты труда печать стоимости, иначе теории не на чем держаться. Если признать, что труд сам по себе имеет стоимость (что труд есть товар, что труд есть стоимость), тогда следует признать, что труд служит мерою самого себя. Может ли труд определять и мерить сам себя? Допустим, что труд в себе не имеет различение на меру, и на то, чтО подлежит измерению, тогда сопоставление и соизмерение двух продуктов труда (двух трудов) невозможно. С другой стороны, если такое различение есть, тогда и сравнивание вещей как товаров равной стоимости не имеет смысла; чтобы продукт имел стоимость достаточно его единичного экземпляра и не более того. На деле мы имеем то реальное положение, что как минимум не один, а два продукта соизмеряются друг с другом, один из которых служит мерилом стоимости для другого. «Невесомым» в трудовой теории стоимости может быть только труд, наделяющий свои продукты «весом» стоимости.
Примечания:
[1] Источник: https://www.youtube.com/watch?v=2i15PB7lEyg&feature=emb_title
[2] К. Маркс. Капитал. т. 1. М. 1952. С. 175