В феврале 1943-го года была проведена печально известная операция “Полярная звезда”. Эта операция предполагала не только деблокаду Ленинграда, но и выход с Балтийскому морю и уничтожение группы армий “Север”.
В наступлении участвовало два гвардейских танковых полка прорыва, которым пришлось крайне тяжело. Кроме того, что интересно, вместе с новыми советскими тяжелыми танками против немцев воевали английские “Черчилли”, которые доставили по ленд-лизу. В итоге, было сосредоточено 42 танка КВ-1С, и их бросили на немецкую оборону. Воевали полки в составе 8-й армии, и изначально в первые три дня Войтолово-Мгинской наступательной операции (с 19 марта) был успех – немецкую оборону прорвали на участке в 8 километров, и в глубину от 2 до 5 километров.
Но, немцы начали подводить резервы, и танковые полки прорыва в этом самом прорыве в итоге остановились, не разорвав окончательно оборонительные рубежи врага. Среди причин провала прежде всего выделяли низкий уровень взаимодействия танковых частей, особенно с артиллерией и пехотой. Когда танки прорываются на передний край немецкой обороны, то они значительно отрываются от пехоты, и попадают под огонь немецких противотанковых орудий. Кроме того, командиры плохо наблюдают за полем боя, и мало дают заявок на артиллерийские удары, чтобы подавить немецкие противотанковые рубежи.
Также отмечается и низкая подготовка танковых командиров, достается сильно частям 33-го гвардейского танкового полка прорыва: они собирают людей вместе, и поэтому от вражеской артиллерии несут значительные потери. Но и части 35-го ОГТПП не сильно отстают, ибо критикуют также командиров и этой дивизии, которые допустили то, что два танка КВ-1С утонуло в итоге в реке.
В целом, русские сражались крайне храбро, к огромному несчастью недостаточно умело. Показателен случай, который произошел 23 марта: 12 танков КВ-1С из состава 35-го полка участвовали в атаке, в результате которой 6 машин немцы подбили, а три подорвались на минах. В итоге, лишь с двумя танками сохранили радиосвязь, и предприняли несколько попыток отбить танки, которые по факту находились в немецком окружении, и видно у немцев не было возможности сходу их уничтожить. Пришлось подрывать машины и выходить из окружения уже самостоятельно. Но в целом, наступать на тяжелых машинах по синявинским болотам – дело максимально проблематичное.