Найти тему
Роман Кинаш

Техника продаж. 1 этап — открытие контакта

Описываем классический подход к продажам простым языком

Цель : представиться снять первое сопротивление, расположить к себе.

На первом этапе разберём инструменты, которые позволяют не только вступить в контакт, но и поддерживать его с собеседником на протяжении всего времени.

Лояльность . В известном сериале один одаренный врач утверждал, что все врут. При этом для спасения пациентов в его задачи входило узнать истинную правду о них, чтобы понять причины заболевания и вылечить пациента. И тут возникает вопрос: почему люди врали даже несмотря на страх смерти?

Ответ прост — доверие. Доверие позволяет более открыто вести диалог и формировать лояльное отношение собеседника. Лояльность же появляется не сразу.

Изначально при первом контакте собеседник не знает о нас и нашем предложении ничего. А когда мы не знаем — то боимся. Нет, это не панический ужас, и тем не менее это страх, а на страх есть две реакции – избегание и ответная агрессия. Из них и строятся все первичные сопротивления с клиентом. И именно с этим и следует работать на первых этапах контакта.

Лояльность можно представить в виде шкалы, на которой она изменяется со временем, под вашим действием и неких баллов, которые в ходе разговора можно копить или тратить. Например, ледоколы (комплименты, улыбки, вовлекающие вопросы) эти баллы копят, а предложение, отстаивание цены баллы тратят.

Ледоколы. Баллы лояльности надо зарабатывать. Инструменты, позволяющие зарабатывать баллы лояльности называются ледоколами. Ледокол сокращает дистанцию и повышает лояльность клиента. Примеры ледоколов:

  • Улыбка
  • Комплимент (искренний)
  • Вопрос о ситуации собеседника
  • Визуальный контакт (если идет прямое общение)
  • Озвучивание собственных целей (зачем позвонили или обратились)
  • Повторение сказанного собеседником (позволяет показать, что вы внимательно слушали человека и понимаете его позицию)
  • Обращение по имени на протяжении всего разговора
  • Подстройки (малый разговор, речь, движения).

Как видите, ледоколы бывают вербальными и невербальными.

-2

Чем больше ледоколов откроете, тем более эффективно будете вести диалог с любым собеседником. Ледоколы используются на протяжении всего диалога.

Подстройка — один из ключевых ледоколов. Это максимально эффективный инструмент, позволяющий попасть в «круг своих» для собеседника и заработать баллы лояльности.

Подстройка происходит не под собеседника, а к нему (вы всегда общаетесь на равных, не должно быть того, кто будет выше или ниже).

Подстройка также может быть вербальной, паравербальной и невербальной.

Вербальная подстройка — дословное повторение слов клиента или использование его лексикона. Например:

Собеседник: я использую ежедневник, чтобы фиксировать отгрузки по органике и другим видам.

Мы: Ежедневник – это замечательно. А как часто вы грузите органику?

Если бы клиент сказал «органической косметике », мы бы повторили «Как часто вы грузите органическую косметику? »

  • Присоединение. Нацеленность на совместные действия (давайте вместе посчитаем ).
  • Малый разговор или смолток – небольшой диалог об отвлеченных вещах, интересных обеим сторонам (в частности во время интервью с вами мы периодически отвлекались от основного русла и говорили недолго о сторонних вещах, это способствовало формированию комфортной обстановки и немного разряжало тему)

Паравербальная подстройка:

  • Скорость речи. Если человек говорит быстро – значит он так думает, и низкая скорость речи собеседника его будет утомлять, кроме того, он не все услышит. И наоборот то же самое.
  • Громкость. С громкостью та же история, что и со скоростью, порой мы не в настроении слышать громкий голос в трубке, а порой не можем разобрать, что же там шепчут. Подстраивайте громкость свою к громкости собеседника, ему будет комфортней.
  • Интонация. Еще один способ попасть в круг своих. Кроме того, интонация позволяет расставлять акценты в диалоге на нужных вещах. Интонация может быть жестче мягче, ровной или наоборот разнообразной. Клиент также интуитивно отметить про себя, похожа ли ваша интонация на его (повторюсь – интуитивно, мало кто анализирует интонацию собеседника осознанно, но так или иначе, мы по первому впечатлению решаем – наш это человек или нет, среди прочего на это решение влияет и то, как мы говорим).

Невербальная подстройка – это неявное (непостоянно и не напоказ) копирование жестов и поз собеседника. Она позволяет при прямых встречах попасть в круг своих и формировать лояльное поведение для клиента.

Доброжелательность . В этот инструмент заложено два хороших эффекта. Первый – формирование положительного отношения клиента, второй сохранение своего позитивного настроя. Так как мы мыслим ассоциативно (при слове «молоток», вы представите молоток, или гвозди, или что-то рядом с этим), то и наше состояние реагирует на внешние стимулы (слова «плохо», «нет», «не знаю», «ужасно», «к сожалению» включают негативные эмоции, в то время как «здорово», «здравствуйте», «это же прекрасно», «хорошо», «да» - включат положительные эмоции). Таким образом, даже если собеседник находится не в самом лучшем настроении, но готов при этом вести диалог – выведение его на положительные эмоции позволит быстрее решить вопрос с обоюдной выгодой.

Слова ободрения и привета могут быть коротки,
но у них бесконечное эхо.
Мать Тереза Калькуттская


Задания для закрепления:

  • Какие инструменты из перечисленных вы уже применяете постоянно и осознанно?
  • Какие инструменты из перечисленных вы бы хотели применять постоянно?
  • Напишите фразу, с которой вы открываете контакт с клиентом по телефону при первичном звонке (все, что вы говорите до первого вопроса клиенту включительно).
  • Напишите фразу, с которой вы открываете контакт с клиентом по телефону при повторном звонке (все, что вы говорите до первого вопроса клиенту включительно).
  • Укажите все ледоколы, какие вспомните в разговоре с собеседником (если это фраза – лучше указывать фразу дословно).
-3

Все этапы продаж по классической схеме:

1 этап | 2 этап | 3 этап | 4 этап | 5 этап