31 августа 1941 года в Архангельск прибыл первый союзный конвой под кодовым наименованием «Дервиш». Это событие явилось, по существу, началом Великой битвы на просторах Норвежского и Баренцева морей — битвы, продолжавшейся до мая 1945 года. Ее стержневым направлением стала защита союзных Северных (Полярных, Арктических) конвоев от атак немецких надводных кораблей, авиации и подводных лодок. В этом морском сражении, продолжавшемся с небольшими перерывами почти четыре года, принимали участие сотни боевых кораблей и авиация воюющих стран.
Так, из состава британского флота метрополии в ней были задействованы: два линкора, десяток крейсеров, два эскортных авианосца, десятки эсминцев, фрегатов и корветов, тральщиков и шлюпов, а также несколько подводных лодок. В ряде операций принимали участие ВМС США, а также польские, французские и норвежские корабли. В восточной части Баренцева моря — советской зоне ответственности — к охране конвоев активно подключались боевые корабли и авиация Северного флота. Полярные конвои являлись частью единой системы доставки в СССР из США и Великобритании военно-стратегических грузов и продовольствия, поставлявшихся в СССР в соответствии с принятым конгрессом США законом о ленд-лизе (передаче взаймы и в аренду). Транспортная система предусматривала три направления:
— тихоокеанское — морем из США судами Дальневосточного морского пароходства до портов Владивостока и Находки;
— иранское — морем в Персидский залив и далее через Иран автотранспортом и по железной дороге до Баку;
— северное — морем из северных портов Шотландии и Исландии до Мурманска и Архангельска. Последний путь являлся самым коротким по времени и расстоянию, но в то же время считался и самым опасным.
Всего по всем направлениям Советский Союз получил военно-стратегических грузов и снаряжения на сумму более 12 млрд долларов, в ценах 1945 года (более 170 млрд по сегодняшним ценам). Часть грузов (около 10 %) была потеряна во время боевых столкновений с противником в ходе их доставки на судах Северных конвоев.
В частности, из Великобритании было отправлено: 7400 самолетов, 5200 танков, 5 тыс. противотанковых орудий, 472 млн снарядов, 1800 комплектов радиолокационного оборудования, 4 тыс. радиостанций, 55 тыс. км телефонного кабеля, четыре подлодки, четырнадцать тральщиков, девять торпедных катеров, медикаменты и заводское оборудование, а также продовольствия на 120 млн фунтов стерлингов.
В то же время из США было отправлено: 14 795 самолетов, 7500 танков, 376 тыс. грузовиков, 51 тыс. джипов, 8 тыс. тягачей, 35 тыс мотоциклов, 8 тыс. зенитных орудий, 132 тыс. пулеметов, 345 тыс. т взрывчатых веществ, 15 млн пар солдатской обуви, 2 тыс. паровозов, 11 тыс. вагонов и платформ, 3800 млн автомобильных шин, 2 млн км телефонного кабеля, 2700 млн т бензина, 842 тыс. т различного химического сырья, а также продовольствия на 1,3 млрд долларов, 96 торговых судов, 27 фрегатов, 3 ледокола, 585 охотников за подводными лодками, тральщиков и торпедных катеров.
Кроме того, поставлялись станки, дизель-генераторы, радиостанции, шинный завод, обмундирование, медикаменты, разного рода оборудование и запасные части. При этом стоит заметить, что в приведенном перечне не отражены поставки, производившиеся за наличный расчет, по бартеру, за счет раздела трофеев, а также принятые
в дар от общественных организаций и тому подобное.
Многие годы в публикациях о ленд-лизе преобладала официальная цифра соотношения союзных поставок к объемам военно-стратегических материалов отечественного производства полученных Красной Армией, составлявшая скромные 4 %. Однако простой анализ приведенных данных показывает, что ряда наименований изделий в СССР либо не производилось вообще, либо выпускалось в недостаточном количестве. Весьма убедительно звучит факт, что каждый шестой истребитель, и каждый пятый бомбардировщик на советско-германском фронте были ленд-лизовскими.
А системы радиолокации и гидроакустики для советских кораблей в массовом порядке в СССР до начала союзных поставок практически не производились. По свидетельству ветеранов войны, более 80% всех фронтовых автотранспортных перевозок осуществлялось на американских машинах. Поэтому не случайно почти половина переписки И. В. Сталина с У. Черчиллем и Д. Рузвельтом посвящена вопросам поставок по ленд-лизу. Советский лидер указывал, что эти поставки входят в расчет снабжения красной армии, и подчеркивал их важность для достижения общей победы.
Три четверти грузов было переправлено по тихоокеанскому и иранскому направлениям, а остальные — транспортными судами Северных конвоев. Конвой представлял собой корабельное соединение, состоящее из нескольких десятков транспортных судов (от 10 до 40 единиц) и трех видов охранения из боевых кораблей:
— ближнего, или непосредственного, состоящего из нескольких эсминцев, корветов и тральщиков (с начала 1943 г. в его состав включали эскортный авианосец с противолодочными самолетами);
— мобильной группы, состоящей из 2–4 крейсеров, следовавших на расстоянии 30–40 миль от каравана транспортов, на которую возлагалась задача отражения атак надводных кораблей противника;
— дальнего, действовавшего на расстоянии 150–300 миль от каравана и состоявшего из одного линкора, 2–3 крейсеров и 3–5 эсминцев; его задачей являлось отражение атак тяжелых кораблей противника. В составе охранения конвоев участвовали в общей сложности 435 боевых кораблей союзников.
Конвои следовали с интервалом в 2– 4 недели на удалении 150–300 миль от норвежского побережья со скоростью не более 9–10 уз, затрачивая на переход в 2000 миль в среднем 10–12 суток. В течение всего времени следования по маршруту практически каждый конвой подвергался атакам подводных лодок, авиации и мобильных соединений надводных кораблей противника. При этом наибольшую активность немцы проявляли в районе восточной части Норвежского моря и западной части Баренцева моря.
Немецкие подлодки осуществляли нападение на конвой в составе двух или одной «волчьей стаи», состоявшей из 3–4 единиц каждая. Борьбу с ними вели противолодочные корабли ближнего охранения. Поиск лодок, их обнаружение и наведение патрульных кораблей осуществляли самолеты противолодочной обороны палубной авиации эскортного авианосца.
Авиационные налеты на конвой осуществлялись «волнами» пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев, одновременно по 50–80 самолетов в каждой «волне». Борьба с ними велась путем постановки огневой завесы противовоздушной обороной кораблей охранения. Кроме того, чтобы затруднить немцам торпедометание на бреющем полете, транспорта поднимали привязные аэростаты.
В ряде случаев на перехват конвоев (PQ-8, QP-12, PQ-17) выходило соединение кораблей во главе с линкором «Tirpitz» или «Scharnhorst». Для борьбы с ними предусматривалось введение в бой соединения кораблей дальнего охранения.
В результате этих боев немцам удалось потопить 100 транспортов, в основном на переходе морем.
В наши северные порты в составе 41 конвоя проследовало 786 судов, обратно из СССР ушло 707 судов в 35 конвоях, на которых было доставлено 3 365 000 т грузов, отправлено — 3 700 000 т. Следует отметить, что климатические условия плавания в северных широтах были исключительно тяжелыми, особенно в осенне-зимний штормовой период, когда высота волн доходила до 4–5 м, а температура воздуха опускалась до 20–30 °С ниже нуля, при порывистом штормовом ветре.
В начале 1942 года, осознав, какую опасность несут для Германии военные поставки в СССР конвоями, гитлеровское командование сосредоточило в портах Северной Норвегии около 120 боевых кораблей, в том числе три линкора во главе с «Tirpitz», два тяжелых крейсера и минный заградитель, 12–25 эсминцев, 3 флотилии тральщиков, 3 флотилии сторожевых кораблей и катеров противолодочной обороны и, наконец, 15–30 подводных лодок. В конце апреля 1942 года на аэродромах Северной Норвегии немцы сосредоточили более 350 бомбардировщиков и торпедоносцев Ju-87, Ju-88, He-111 и He-115 и других. Наращивание морской мощи преследовало одну цель — нарушить систему доставки грузов Северными конвоями.
Первые, самые тяжелые удары немцы нанесли по конвоям PQ-17 и PQ18, потерявшим 38 транспортов. Потерь могло быть намного больше, если бы не торпедная атака советской подлодки К-21...
© А. Г. Уваров
Фрагмент статьи из сборника "Гангут" №48/2008
Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut