Найти тему

Организационная жизнь компаний: анализ существующих моделей жизненных циклов (Часть II)

Рассмотренные в первой части статьи модели (К.Боулдинг, 1950; Э.Даунс, 1967; Л.Гордон и У. Шмидт, 1967; Б.Ливерхуд, 1969) не являются популярными, однако их можно считать фундаментальными и основополагающими – гипотезы, исследования, предположения, представленные в рассмотренных теориях активно использовались (и продолжают использоваться) последователями

Многие существующие модели базируются на том, что компания подобна растению.
Многие существующие модели базируются на том, что компания подобна растению.

Именно комплексный подход изучения моделей ЖЦ позволит расширить представление об организации и, возможно, выработать собственную модель развития компания с учётом всех специфических особенностей. Поэтому перейдём к рассмотрению более поздних моделей. Также в этой части будут проанализированы наиболее популярные, на сегодняшний день, модели – Л.Грейнера и И.Адизеса.

Модель У.Торберта (1970)

Уильям Торберт (Pre-bureaucratic and post-bureaucratic stages of organization development) выделил 8 стадий развития: фантазии, инвестиции, целеустремленность (решительность), эксперименты, заданная эффективность, оптимальная структура, фундаментальное общество, свободный порядок. При этом стоит отметить, что автор отмечает возможное дальнейшее развитие организации после прохождения 8-го этапа. Также У.Торберт подчеркивает, что предложенная им модель – это лишь один сценарий развития, который был выработан на основе реальных примеров, а не экспериментов.

-2

Характеристика этапов, выделенных У. Торбертом (на основе Pre-bureaucratic and post-bureaucratic stages of organization development, 1970)
Характеристика этапов, выделенных У. Торбертом (на основе Pre-bureaucratic and post-bureaucratic stages of organization development, 1970)

Модель Б.Скотта (1971)

Брюс Скотт рассмотрел эволюцию компании от производителя одного продукта до многопрофильного предприятия, выделив 3 фазы развития: производитель одного продукта/ одной линейки продуктов; организация больших размеров с узкой специализацией; диверсифицированное производство. Стоит отметить, что данная модель применима при анализе большинства современных крупнейших международных корпораций. Ниже представлено несколько примеров эволюционного развития современных корпораций.

-4
-5
-6

Модель Л.Грейнера (1972)

Ларри Грейнер (Evolution and Revolution as Organizations Grow ) , взяв за основу такие характеристики, как размер и возраст организации, остановился на 5 этапах эволюции (творчество, руководство, делегирование, координация, сотрудничество), при этом выделив специфические кризисы (лидерства, автономии, контроля, волокиты)

Модель ЖЦ по Л. Грейнеру (перевод с первоисточника (https://hbr.org/1998/05/evolution-and-revolution-as-organizations-grow )
Модель ЖЦ по Л. Грейнеру (перевод с первоисточника (https://hbr.org/1998/05/evolution-and-revolution-as-organizations-grow )

Переизданный вариант статьи Л.Грейнера (1998, Harvard Business Review) был дополнен комментарием автора «Революция все еще неизбежна»:

  • немногие организации проходят все фазы, достигая этапа смерти;
  • большинство компаний терпят неудачи еще на начальном этапе;
  • фазы не так четко обозначены;
  • специфические черты пройденных стадий сохраняются на более поздних этапах развития;
  • существуют минифазы на каждом эволюционном отрезке;
  • на пятом этапе матричная структура характерна для верхушки организации, а не для компании в целом;
  • кризис «психологическая насыщенность», выделенный после наступления стадии сотрудничества, не является главенствующим на данном этапе, кризис же связан с отсутствием новых продуктов, стимулирующих дальнейший рост;
  • шестой этап может наступить в результате создания и развития холдинговой компании или сетевой организации.

Примечания Л.Грейнера свидетельствуют о том, что в мире жесткой конкуренции, когда компаниям необходимо действовать молниеносно, просто непростительно ограничивать организацию рамками классических моделей ЖЦ.

Модель И.Адизеса (1979)

Впервые И.Адизес опубликовал модель жизненный цикл в 1979 году, сегодня же регулярно автор дополняет и обновляет свои наработки

Модель ЖЦ И. Адизеса (перевод Adizes Institute, Adizes Organizational Lifecycle https://adizes.com/lifecycle/ )
Модель ЖЦ И. Адизеса (перевод Adizes Institute, Adizes Organizational Lifecycle https://adizes.com/lifecycle/ )

Так как данная модель является самой популярной на сегодняшний день методологией по изучению организационного развития, а стадии и кризисы «говорящими», подробно останавливаться на ней мы не будем.

Но все же хотелось бы кратко выделить некоторые особенности метода Адизеса:

1. выделена стадия, предшествующая созданию организации, так называемая стадия мечтаний (выхаживание/ухаживание);

2. есть разделение на стадии роста (на рисунке отмечены зелёной линией) и стадии упадка (бордовая линия);

3. поздний расцвет характеризуется стабильностью;

4. стабильность И. Адизесом рассматривается, как стагнация;

5. модель является завершенной;

6. акцент сделан как на стадиях роста, так и на стадиях упадка;

7. выделены не только стадии ЖЦ, но и возможные кризисы (так, например, этап ухаживания может остаться лишь мечтами, а стадия младенчества – завершиться младенческой смертью).

В данной статье Вы познакомились с популярнейшими моделями ЖЦ, а также, думаю, еще раз смогли убедиться в многообразии подходов изучения организаций с точки зрения стадий организационного развития.

Часть III организационной жизни компаний будет завершающей в данном цикле статей.