Петр Первый – великий русский император, а его сподвижник князь Б. И. Куракин – один из образованнейших людей своего времени, оставивший большое рукописное наследство: посольские материалы, путевые записки, автобиографию и большое историческое сочинение «Гистория о Петре I и ближних к нему людях 1682-1695». Куракин также был прапорщиком в потешном войске Петра.
Приводим несколько отрывков, связанных с будущим основателем Петербурга: «И понеже царь Петр Алексеевич склонность свою имел к войне от младенчества лет своих, того ради имел всегда забаву экзерциею военною. И начал сперва спальниками своими — как о том и чинах их увидишь в томе живота царя Петра Алексеевича — а к тому присовокупил и конюхов потешной конюшни, и потом начал из вольных чинов шляхетства и всяких прибирать в тот полк, и умножил до одного баталиона, и назывались потешные, которых было с триста человек. А другой полк начал прибирать в Семеновском из сокольников и к ним также прибирать, и набрано было с триста ж человек. И первых назвал полк Преображенской, а второй — Семеновской. И так помалу привел себя теми малыми полками в огранение от сестры или начал приходить в силу».
После взятия Азова Борис Иванович, в числе других молодых дворян, был послан за границу для обучения наукам. С особой грамотой он приехал в Венецию в июне 1696 г.: «…учился наук математических; выучился аретьметики, геометрии теорики 5 книг Евклидеса, геометрии практики, тригонометрии планы, астрономии часть до навтики (относящаяся?), навтики, механики, фортификации офеньсивы и дифенсивы». Вскоре после возвращения из Италии в феврале 1698 г. умирает его жена. Похоронив княгиню Ксению, Куракин отправляется «в Воронеж, для свидетельства своих наук». Экзамен царю он выдержал очень хорошо: «при том свидетельстве некоторое счастье я себе видел от Его Величества, и от всех не так стал быть прием, как преж того, и чем выше я явил».
Этим постом мы начинаем цикл мемуаров петровского времени. Все остальное – на следующей неделе J
# культфонд_мемуарыопетревеликом