Психолог из университета Аалто (Финляндия) Сусанна Вильянен рассказала об особенностях своей жизни как человека с высоким IQ.
«Мое IQ составляет 159 баллов, и это стало для меня не столько преимуществом, сколько неприятностью.
В детстве я всегда была другой, и меня выделяли почти в каждой группе сверстников, в которую я входила.
Школа была похожа на тюрьму или детский концлагерь для больных. Бессмысленные задачи и повседневные хлопоты, предназначенные для Джо и Джейн Средних. Я спонтанно научилась читать уже в 3 года. Моя учительница предложила отдать меня в определенную школу для одаренных детей: «здесь ей не хватит задач, и она вырастет ленивой». Мой учитель был прав: я росла ленивой.
Спорт спас меня. Я была физически одаренной, научилась плавать в 4 года и начала заниматься плаванием. Серьезно заниматься этим спортом я начала в 11 лет, а в 14 уже участвовала в чемпионатах страны.
Плавание - отличный вид спорта для талантливых детей: он требует исключительно физических и моторных усилий и учит дисциплине, усердию и усилиям, которых многим одаренным детям серьезно не хватает.
Я закончила школу без особых усилий, но одиночество было ужасным. То, что Льюис Терман говорит о диапазоне общения, верно в полной мере: чрезвычайно трудно найти значимые отношения, когда «звезды» означают для меня астрономию, а для других девушек - гороскопы или знаменитости.
После школы я продолжил обучение в Технологическом университете Хельсинки (ныне Университет Аалто) и сделала академическую карьеру.
Что действительно дает высокий IQ, так это то, что очень легко узнавать новые вещи, новые концепции и усваивать их. Я говорю на шести языках и понимаю еще три. Когда я выучила еврейский алфавит, я поняла, что понимаю идиш - он достаточно близок к немецкому, на котором я уже говорю. Я занимаюсь парусным спортом и являюсь инструктором по парусному спорту и навигации и могу выжить с бумажными картами, компасом и калькулятором, я занимаюсь реконструкцией средневековья и историческим фехтованием, а также занимаюсь прыжками с парашютом. Все это было очень легко изучить.
Но высокий IQ позволяет только начать. Чтобы продолжать, вам нужны тяжелая работа, усилия и усердие, а этого очень не хватает многим людям с высоким IQ. Это то, чему нельзя научиться в университете - я выучила это на собственном горьком опыте в бассейне.
Люди высокого ума склонны чрезмерно анализировать и мыслить рационально, даже в тех ситуациях в которых стоило бы послушать свое сердце и эмоции. Они никогда не перестают думать и рационализировать. Меня описывали как «человека, у которого слишком много мыслей в голове».
Им нравятся любые интеллектуальные задачи, такие как шахматы, стратегические игры, письмо, взлом компьютера или прохождение тестов IQ просто для развлечения.
Быть наивысшим интеллектом означает, что вы остро осознаёте свой талант, свои дары и свои способности, а также хорошо понимаете то, чего не знаете и на что не способны. Вы всегда будете хуже всех в своем уме, независимо от того, насколько хорошо вы поступаете в глазах других. Многие высокоразвитые умные люди полностью поменяли карьеру на каком-то этапе своей жизни из-за этого разочарования и чувства неполноценности.
Высокий коэффициент интеллекта не является помехой для человеческих отношений, но диапазон общения - это проблема. Если талантливому ребенку не удастся найти сверстников в своем собственном диапазоне общения, он может вырасти ожесточенным, разочарованным или даже человеконенавистником, а его или ее социальные навыки могут остаться недостаточно развитыми.
Самая большая проблема заключается в том, что многие высокоразвитые люди очень индивидуалистичны и никогда не женятся, а если женятся, то никогда не заводят детей. Они очень склонны быть атеистами и нонконформистами. Многие из них являются либертарианцами или склоняются к другим маргинальным группам.
Высокий IQ позволил мне делать то, о чем большинство обычных людей могут только мечтать, но он также сделал мою жизнь гораздо более мучительной и несчастной, чем жизнь обычных людей. Учитывая то, что я испытала, я была бы готова отказаться от одного стандартного деления IQ за такое же количество общения».