Когда я вижу всех этих прекрасных людей, которые очень хотят продать свои услуги в сфере ЗОЖ, но не имеют абсолютно никакого образования – всех этих коучей по РПП, специалисток по нейрофизиологии, которые что-то читали в школе на уроке биологии, а потом еще одну книжку профессора Курпатова, всех этих психологов-нумерологов и прочий сброд – я вспоминаю одну историю.
Как заведующий отделением знатно потроллил нас, желторотых интернов.
Была у него привычка срочно вызывать нас к «сложному пациенту» и нагонять страху. Мол, конец вам, ребята. Решается ваша судьба в мире неврологии. Скажете правильный ответ – будете дальше учиться и может, когда-нибудь получите врачебный сертификат. Ну а если нет – собирайте свои вещички. Неврология для вас закрыта навсегда.
На этот раз нас согнали к пациенту, который лежал на каталке и громко кричал. Самый смелый интерн подошел к больному и вежливо поинтересовался, что у него болит. В ответ воспоследовала матерная тирада и что-то неразборчивое про боль в ноге.
«Боль в ноге! Ура! Кажется, мы знаем диагноз» - просветлели мы. Ведь если болит нога, понятно, что это радикулит. Когда болит спина – люмбаго. Когда болит еще и нога – радикулит. Так писали в учебнике по неврологии. Так говорили на лекциях в институте.
Ну а с чем еще, кроме радикулита, могли привезти пациента в отделение неврологии? Ясное дело, спину прихватило, в ногу отдает – сил нет, аж слёг пациент. В общем, диагноз ясен.
Мы, сияя от гордости, хором озвучили свои предположения.
Заведующий ответил молчанием. Его ладонь плавно проследовала к лицу. Жест «лицорука» как бы намекал, что мы облажались.
- Стопа. Посмотрите на его стопу.
Мы, птенцы неврологов, схватили свои новенькие неврологические молоточки и устремились исследовать ноги пациента, стараясь не замечать протестных воплей. Смотрели рефлексы, проверяли чувствительность. Один самый смелый интерн даже решился чуть приподнять ногу, чтобы проверить симптом Ласега, но пациент издал такой крик, что сразу стало понятно – этот симптом положителен, и все другие симптомы, в общем, будут тоже положительными, если проверять их на ноге. Будь то характерные для менингита, радикулита или какого другого «-ита» симптомы. По всему выходило, что пациент болен всеми болезнями сразу.
Короче говоря, суетливый диагностический поиск не принес ответа.
Заведующий же продолжал твердить что-то про стопу.
Мы впали в окончательный ступор, как олени на дороге в свете фар. Маленькие олени с дебильностью. И с неврологическими молоточками в копытцах.
Заведующий не выдержал.
- Его. Правая. Стопа. Ротирована. Кнаружи. И. Больная нога. Явно короче другой.
Тут-то мы, конечно, все поняли.
Это был типичнейший перелом шейки бедра, доставленный лихой бригадой скорой помощи под видом «радикулита» в неврологическое отделение.
Нам привезли больного, которого должны лечить травматологи. Но птенцам-интернам и в голову не пришло, что взрослые врачи могут ошибаться. Как и то, что в своей собственной практике мы бесконечно будем сталкиваться с «не своими» болезнями.
Никому не пришло в голову посмотреть на проблему чуть шире. Разуть глаза и увидеть простой, как на ладони, диагноз. Просто потому, что уже через несколько месяцев изучения неврологии ты начинаешь искать и видеть везде одну только неврологию, воображая любой прыщик сыпью при менингите, а любое покалывание в пятке – верным признаком рассеянного склероза. А другого опыта у тебя, желторотого птенца, попросту нет. Вот тебе и кажется, наивному, что судьба станет подбрасывать тебе пациентов строго по учебнику неврологии, который ты только что прочитала.
Потом, с началом собственной практики, этот морок проходит. Врач осваивается в искусстве дифференциальной диагностики и учится видеть «свое» и не «свое». Этот ценный навык появляется С ОПЫТОМ. Жизнь сталкивает тебя носом то с одной, то с другой болезнью, ты читаешь и читаешь, запоминаешь и кожей учишься чуять подвох, а еще ты очень больно ошибаешься, и оттого еще крепче запоминаешь свой выстраданный профессиональный опыт, и наконец ты в какой-то момент сама становишься наставником для такого же птенца-несмышленыша от медицины, который не видит диагноз, буквально поднесенный к нему на блюдечке.
Так вот.
Все эти коучи и консультанты, горе-тренеры и специалисты по похуданию на кето-диете – они навечно остаются в стадии бестолковых птенцов от медицинского ремесла.
Именно поэтому одна дама, которая продавала всем тренинги по семейному счастью (через некоторое время выяснилось, что ее бьет муж, а потом она с ним развелась, но тренинги вести не перестала) соловьем заливается про то, что сопли в носу – это психосоматика, и грибковое поражение ногтей – это психосоматика, и инсульт – это психосоматика, и все в этом мире психосоматика, к гадалке не ходи дай 5000 р за тренинг все расскажу ой-вэй. Она просто не читала ничего кроме методички по психосоматике. И поэтому не видит того, что врачу кажется очевидным. Но ее клиентам тоже ничего не видно, и поэтому шоу будет продолжаться бесконечно.
Мы вступили в эпоху шумных непрофессионалов, которые не просто не стесняются своего незнания и неумения, а открыто рекламируют собственные услуги. Они умеют найти статью в пабмеде, но не могут оценить, заслуживает ли она доверия. Они хорошо ловят актуальные тренды, но не понимают элементарного. Но самое главное – у них нет никакого опыта кроме «эффективных продаж».
И некому подойти к ним, положить руку на плечо и сказать тихо: «Стопа. Стопа ротирована кнаружи, видишь?»
Впрочем, на фото в инстаграме этого все равно не видно.