В экономике существует такое понятие, как «пузырь» — эффект ажиотажного спроса на какой-либо актив, в результате которого его цена быстро растёт, причем совершенно необоснованно, а затем наступает момент «лопания» — когда цена начинает крайне быстро и панически снижаться.
Появление пузырей на фондовом рынке нельзя назвать регулярным, так как встречаются они достаточно редко. Но последствия этого явления как правило крайне негативные. Пузыри бывают различного масштаба и могут погрузить в рецессию целые отрасли и даже страны.
Бывает, цены акций быстро растут на десятки и сотни процентов без объективных причин. Как правило, это происходит на фоне завышенных ожиданий инвесторов от будущих доходов компаний. Этот необоснованный рост — и есть биржевой пузырь, который может неожиданно лопнуть: переоцененный бизнес обанкротится, а инвесторы будут подсчитывать убытки.
Как и любой процесс, образование пузыря можно разделить на несколько фаз. Рассмотрим на примере одной компании.
- Первая фаза. Инвесторы получают положительную новость относительно компании, что дает резкий старт покупкам ее акций.
- Вторая фаза. На фоне роста стоимости бумаг, к покупке присоединяется еще большее количество участников рынка.
- Третья фаза. Наблюдая такой ажиотаж, в игру вступают СМИ. Они констатируют факт того, что цена актива крайне сильно растет. Аналитики говорят об огромных перспективах и золотом будущем компании.
- Четвертая фаза. Наблюдая практически вертикальный рост акций компании, в актив инвестируют даже люди, которые достаточно далеки от биржевых торгов, но рассчитывают заработать. Большую роль на их решение оказывает информационный фон, который возник в предыдущей фазе. Цена продолжает расти.
- Пятая фаза. Рост котировок сопровождается открытием маржинальных длинных позиций. Ажиотаж и вера в дальнейший рост заставляет спекулянтов покупать актив на заёмные средства.
- Шестая фаза – финал. Происходит событие, которое открывает глаза участникам процесса на реальную стоимость бумаг. Это может быть отчетность компании, новости экономического характера, либо политическое событие. Инвесторы начинают фиксировать прибыль. Продажи актива носят настолько массовый характер, что цена начинает стремительно падать. Это приводит к принудительному закрытию маржинальных позиций, что вызывает еще более панические продажи. Именно этот момент можно сравнить с лопанием пузыря.
Приведем пример подобной ситуации
В конце девяностых во всем мире интернет начал активно входить в каждый дом и в различные бизнес-процессы. В это время активно открывались интернет-компании, которые впоследствии получили название доткомы. Как только акции этих компаний попадали на биржевые торги, то начинали стремительно расти, так как инвесторы считали, что будущее будет за интернетом. В цене росли даже убыточные компании. А доткомы в свою очередь, только подогревали интерес инвесторов, вкладываясь в PR и рекламу гораздо больше, чем в непосредственную деятельность.
10 марта 2001 года индекс высокотехнологичных компаний NASDAQ Composite достиг пика в 5132 пункта, удвоив своё значение всего за год. Затем пузырь доткомов «лопнул». К 17 апреля индекс составлял 3227 пунктов, а через год опустился до отметки 1638 пунктов. Сотни организаций обанкротились и были ликвидированы.
Как выявить пузырь на современном рынке? Это возможно сделать по нескольким взаимосвязанным факторам.
- Резкий скачок цен акций и индексов, для которого нет объективных поводов. Сам по себе резкий рост котировок не говорит о существовании пузыря. Рынок подвержен постоянным коррекциям и скачкам по объективным причинам. Поэтому необходимо обращать внимание и на другие признаки.
- Резкий рост маржинального долга. Инвесторы в погоне за быстрой прибылью активно торгуют на заёмные деньги. Во время пузыря доткомов в 2000 году маржинальный долг находился в пиковых значениях — около 2,5% от ВВП США, тогда как на стабильном рынке он колебался в районе 1-1,5%.
- Высокий коэффициент Роберта Шиллера. Он показывает отношение текущих цен акций к прибыли компании с поправкой на инфляцию. Чем выше коэффициент, тем сильнее переоценена компания. На пике «пузыря доткомов» коэффициент достиг исторического максимума (44,2 пункта), хотя большую часть истории колебался в пределах 5-25 пунктов. По состоянию на 31 января 2021 года коэффициент Шиллера составлял 33,74 пункта.
Что делать если вы распознали пузырь на фондовом рынке? Торговать акциями во время непредсказуемого роста — рискованно. При этом, по мнению экспертов, у инвесторов есть 4 варианта действий.
- Уходить с рынка раньше. Продавать акции при резком росте котировок, не дожидаясь последующего пика и обвала. Этот вариант защищает от непредсказуемого роста и снижения цен.
- Уходить с рынка позже. Покупать акции по мере роста цен, чтобы быстро продать их после прохождения пика. Этот вариант наиболее рискованный — предсказать момент обвала очень сложно.
- Оставаться на рынке, но действовать осторожно. Покупать акции надёжных компаний, которые не пользуются спросом у инвесторов во время роста пузыря. Цены на акции таких компаний не покажут взрывного роста, но инвестиции в них могут спасти от убытков.
- Перейти на другой рынок. Например, переключиться на рынки развивающихся стран.
Для выявления пузырей на фондовом рынке аналитики прежде всего оценивают ситуацию на американских фондовых биржах. Они самые крупные, поэтому пузыри на NASDAQ и NYSE оказывают влияние на рынки всех стран, включая Россию.
Время от времени пузыри появляются на бирже и самое главное - вовремя их распознать. Сейчас эксперты опасаются пузыря в высокотехнологичном секторе, где инвесторы могут преувеличивать значимость новых компаний и продуктов.