Найти тему
WULF.SCHOOL

Английский как иностранный: формула эффективного обучения, или Репетиторы - вчерашний день

Оглавление


Часто бывает, что революционные перевороты в науке совершают учёные-«чужаки» «со стороны» или вовсе «чудаки», «оригиналы», умеющие зато свежо и непредвзято взглянуть на объект.

М.В. Телегин

1. Треклятый английский, или Читаю и пишу со словарем

Говорят: "Талантливый человек талантлив во всем!". Перефразировав, можно сказать: "Успешный человек успешен во всем!". Став успешным в одном деле, сообразительный человек сможет легко справиться с любым другим, ведь обучаясь, он учится учиться. И, напротив, провал в одном деле вселяет чувство неуверенности на всю оставшуюся жизнь.

Вот что говорит методический руководитель «Маткласса» и «Математического центра» П.В. Хмелинский: "У обычных учителей математики есть такое ругательство – “гуманитарный склад ума”. Наверняка, вы его слышали? Они считают это вежливым обращением, но человек, который его слышит, сразу понимает, что его называют дураком. Когда-то я познакомился с одним успешным бизнесменом. Он производил впечатление абсолютно уверенного в себе человека, многого достиг в жизни. Когда, в дружеской обстановке, мы с ним разговорились, он сказал, что в школе у него всегда по математике были двойки. И вдруг спросил: "Скажи мне, я умственно полноценный или нет?..". И заплакал... Это потрясение я пронес через всю свою жизнь. Занятия математикой изуродовали этого человека морально. Все дальнейшие успехи не убедили его в собственной полноценности. И свою неуверенность он так и пронес где-то в подсознании через всю жизнь. К сожалению, у большинства людей, соприкоснувшихся с математикой, складывается впечатление, что существует два сорта мозгов. Один сорт – “математические мозги”, другой сорт – все остальные. Это глубочайшее заблуждение! Но, к сожалению, большинство людей выносят эту неуверенность в себе из уроков математики и остаются с ней на всю жизнь".

Этой же точки зрения придерживается и психотерапевт, автор книг А. Курпатов: "Мышление не делится на такое-то и такое-то - на социальное и математическое, например. Все куда проще: наш корковый сервер или обучен делать сложные вещи, или нет".

Несмотря на то, что английский язык считается простым (по сравнению с другими языками), он сложнее математики. Это, возможно, не так очевидно, т. к. по нему легче создать видимость успешности за счет зубрежки. Однако факт остается фактом: владение иностранным языком до сих пор – удел избранных.

Я, Ирина Вульф – автор пособия "Навигатор по английскому языку", по себе знаю, что к экзамену по математике (даже высшей), физике, философии и большинству других предметов можно подготовиться за считанные дни. Но чтобы подготовиться к серьезному экзамену по любому языку, нужны многие месяцы или даже годы (зубрежку готовых текстов мы в расчет не берем).

В школе мне никак не давалась геометрия. Но даже с ней я разобралась, когда готовилась к вступительному экзамену в ВУЗ. А английский еще много лет оставался на уровне «читаю и пишу со словарем». И это несмотря на то, что им я занималась больше других предметов. В детстве, помимо английского в школе, я несколько лет посещала кружок английского во Дворце пионеров (там, кстати, мы не учили грамматику, а пели и играли), а в 11 классе прошла первые коммерческие курсы английского по новейшему зарубежному учебному пособию, которые вела преподаватель Университета (по тем временам очень многообещающее и дорогостоящее мероприятие). Потом был английский в ВУЗе и аспирантуре. Уже во взрослом возрасте было потрачено много времени на уроки как онлайн, так и офлайн.

Я на себе испытала, чего стоит учеба по современным коммуникативным учебникам с полным погружением в языковую среду и фокусом на речевой коммуникации, обучаясь на курсах немецкого языка в Германии, что называется, "с нуля", и могу сказать, что аналогичные курсы по английскому не решили бы моей проблемы: перед экзаменом на B1 я ощущала пресловутый языковой барьер, который на самом деле был ни чем иным, как отсутствием языковых навыков. И да, я опять зубрила тексты и досадовала, что не подготовила их раньше. Спасло то, что экзамен оказался несложным, а на разговорной части нам с одногруппницей, к счастью, досталась тема, которую мы худо-бедно репетировали. Было очень заметно, что экзаменаторы боятся задать нам лишний вопрос. И, как Вы понимаете, правильно делают…

Раз уж я привела в пример немецкий, скажу, что языковая среда (жизнь в Германии, члены семьи – носители языка) также не решает проблемы. Это только кажется, что к ребенку язык «прилипает» сам собой, так как он живет в среде. Нет! Язык – это всегда работа! В случае с ребенком – это ежеминутная работа окружающих его взрослых. И так на протяжении многих лет. Если не вникать, то, да, кажется, что это самая обычная жизнь: игры, прогулки, обеды и т. п.

Итак, ввиду сложности освоения английский грозит долгие годы (а для кого-то и всю жизнь) оставаться головной болью, незакрытым гештальтом.

Количество часов иностранного языка в неделю у современного школьника достаточно велико, чтобы нелюбовь к этому предмету превратила в ад школьные годы. Сами по себе уроки могут быть настоящей пыткой: скучно, непонятно. Добавьте сюда постоянный страх, что спросят (учитель, репетитор, родители), а теперь еще и страх перед ЕГЭ.

Исследование, проведенное компанией "Harris Insights & Analytics" в сотрудничестве с "LEGO Education", показали, что российские школьники больше всех в мире переживают из-за оценок. За чувством тревоги стоит неуверенность в себе, своих знаниях и способностях. А между тем, в списке причин, влияющих на успеваемость учащихся, составленном профессором педагогики Джоном Хэтти, из 140 пунктов именно ожидания учеников в отношении самих себя оказались на первом месте!

Поскольку английский нужен в жизни как ни один другой школьный предмет (для путешествий, учебы, карьеры, хобби, поиска друзей, устройства личной жизни), став взрослым, человек неизбежно сталкивается с проблемой: где и как его учить, а, самое главное, КОГ-ДА.

Парадокс заключается в том, что иностранный язык - лучший выбор для обучения нашего «коркового сервера» делать сложные вещи (разумеется, при правильной методике).

Во-первых, здесь не придется начинать с нуля, т. к. у нас наработана некоторая база осознанности (какая конкретно - зависит от текущего возраста). Репетитор английского М. Ковина-Горелик в своем блоге пишет: «Мы все более или менее едины в восприятии временной линии, у нас у всех есть некоторые представления о характере действия (продолжительности, завершенности, повторяемости), мы все понимаем разницу фокусов – на процессе, на действии, на состоянии, на результате. Мы все при помощи языка можем давать указания, просить о чем-то, сообщать о планах, впечатлять накопленным опытом, хвастаться результатами, галантно предлагать или сердито одергивать. Абсолютно все то, что мы привыкли выражать на родном языке, может быть выражено на любом иностранном...".

Во-вторых, это сфера, в которой можно стать успешным не в каком-то отдаленном будущем, а в самом ближайшем. Хотя обычно люди думают, что это не так!.. Преподаватели английского прямо предупреждают: "Приготовьтесь к длительному марафону!.." Да, поддерживать и совершенствовать язык придется всю жизнь. Но набрать приличную базу можно достаточно быстро (буквально, за несколько месяцев). Как именно – мы обсудим в отдельной статье.

В-третьих, язык учит вырабатывать целый ряд навыков одновременно, доводить их до автоматизма. В то время как про математиков говорят: "Хорош не тот математик, который наизусть знает все формулы, а тот, который может их вывести". Здесь достаточно понимания.

Если ребенок справится с иностранным языком, то можно ожидать, что остальные предметы он подтянет сам. А в будущем ему не будет страшно столкнуться с необходимостью постоянно учиться, переучиваться.

2. Революционная формула освоения любого навыка А. Эрикссона

Вырабатывать навыки сложно. Не каждый профессиональный педагог, тренер умеет это делать. Например, российская средняя общеобразовательная школа, отказываясь от выставления оценок по таким дисциплинам как физкультура, рисование, музыка, косвенно признает, что не способна вырабатывать у учащихся навыки.

А между тем, как отмечает А. Эрикссон в своей работе «Максимум. Как достичь личного совершенства с помощью современных научных открытий», при ретроспективном взгляде на прошедшие несколько десятилетий мы отчетливо видим существенный рост уровня мастерства в спорте, музыке и прочих областях, требующих выработки навыков. "Сегодня двойное сальто считается трюком начального уровня сложности, который с блеском исполняют даже десятилетние прыгуны. Спортсмены подросткового возраста, как правило, выполняют сальто в четыре с половиной оборота, участники международных соревнований – так называемый «твистер», обратное сальто в два с половиной оборота с двумя с половиной винтами. Даже сложно представить, что подумали бы о «твистере» эксперты из Олимпийского совета начала XX века, которым и двойное сальто казалось чересчур опасным. Мне кажется, - пишет А. Эрикссон, - они просто сочли бы подобный трюк невозможным. <...> А знаете, что... произошло во второй половине XX века? Выросло количество времени, которое люди разных профессий уделяют тренировкам, и выросло качество разных образовательных методик. Эти перемены коснулись самых разных областей, в особенности высококонкурентных – музыкального и танцевального искусств, индивидуальных и командных видов спорта, шахмат и прочих соревновательных игр. <...> При разработке образовательных методик (все равно, кому они предназначены – гимнастам или студентам-хирургам, которым нужно освоить лапароскопию) нужно понимать, какие действия приводят к изменениям человеческого мозга и тела, а какие – нет. Если смотреть на образовательный процесс с этой точки зрения, становится понятно, что все методики развития навыков по сути своей похожи. Эту идею можно назвать сравнительно новой: весь прошлый век учителя, тренеры и их подопечные, показывавшие невероятные результаты, действовали, по сути, наобум, методом проб и ошибок. Прибегая к той или иной методике, они не понимали, почему она работает – или не работает. Кроме того, исполнители в разных сферах искусства пребывали в определенной изоляции. Фигурист, оттачивающий тройной аксель, даже не представлял, что в своих тренировках использует тот же подход, что и пианист, работающий над сонатой Моцарта. Только подумайте, каких результатов можно добиться, если у вас есть ясное и полное понимание того, как лучше всего тренироваться! И представьте, каких высот достигнет человечество, если будет применять методы, эффективные при обучении спортсменов, музыкантов и шахматистов, для развития навыков самых разных людей – от школьников и врачей до инженеров, пилотов и бизнесменов. Я уверен, что, научившись тренироваться эффективно, человек сможет во всех сферах деятельности добиться такого же удивительного прогресса, какого мы достигли за последние несколько веков в спорте, музыке и прочих подобных областях".

А. Эрикссон потратил 30 лет своей жизни на исследования методик развития навыков в самых разных областях. Ученому удалось вывести подход, который он назвал «осознанным развитием». По его мнению, осознанное развитие является самым эффективным из доказанных подходов к обучению, который позволяет развить абсолютно любые навыки, «золотым стандартом» в сфере обучения, идеалом, на который нужно равняться. Как утверждает А. Эрикссон, этот подход может произвести в образовании настоящую революцию.

Основная идея метода осознанного развития А. Эрикссона состоит в том, что практика в чистом виде не развивает наши умения и навыки. Нужны целенаправленные тренировки. Но и этого недостаточно! Чтобы стать экспертом, параллельно с умениями и навыками нужно развивать связанные с ними мысленные образы (фрагменты), поскольку они играют важнейшую роль в совершенствовании навыков. А. Эрикссон пишет: «Существуют отдельные спортсмены мирового уровня, которые сами работают над развитием своих мысленных представлений, однако большинство атлетов даже не осознают, что процесс их мышления выстроен совсем не так, как у обычных людей. Справедливо и обратное: менее успешные спортсмены не понимают, что их мысленные образы развиты гораздо хуже, чем у сильнейших в их виде спортсменов. <…> Одно из главных преимуществ развития мысленных образов – возможность развивать любой навык самостоятельно. По сути, на этом этапе учитель уже не нужен, и человек сам может проложить себе путь. <…> Мысленные образы и связанные с ними навыки постоянно работают на благо друг друга: чем выше уровень владения навыком, тем подробнее мысленные образы, и чем они подробнее, тем эффективнее можно развивать навык. <…> Конечно, вся эта концепция немного напоминает парадокс о курице и яйце. Взять хотя бы фигурное катание: сложно обзавестись мысленным образом двойного акселя, пока ты его не сделаешь, и, в свою очередь, трудно чисто выполнить двойной аксель, пока ты не представляешь, как это делается. Несмотря на кажущуюся парадоксальность, тут нет ничего невероятного, просто нужно двигаться потихоньку, по кусочку «склеивая» мысленный образ двойного акселя и так же постепенно осваивая сам элемент. Представьте, будто вы поднимаетесь вверх по лестнице, предварительно строя каждую ступеньку перед собой. Закончив одну, вы делаете шаг вверх и принимаетесь за следующую. Существующие образы направляют вас и помогают адекватно оценивать собственные успехи. Заставляя себя идти вперед – развивая новый навык или оттачивая старый, – вы совершенствуете и мысленные образы вашего мозга, что, в свою очередь, открывает для вас новые перспективы. <…> Если преподавать студентам факты, концепции и правила, то они отложатся в долговременную память как отдельные, независимые друг от друга элементы. Когда учащийся захочет с ними что-нибудь сделать – использовать для решения задачи, ответа на вопрос или подтверждения своей теории, – он столкнется с ограничениями кратковременной памяти и внимания. Очень трудно держать в голове такое количество разрозненной информации и одновременно с ней работать. Зато, если объединить все эти данные в процессе создания мысленных образов, они из отдельных кусочков соберутся в логичную и понятную схему, с которой работать куда проще. <…> …нужно собрать как можно больше сведений о том, какие мысленные образы используют люди, владеющие нужным навыком на высоком уровне, и постараться передать студенту похожие образы».

Интересно то, что сам ученый в полной мере осознал роль мысленных образов только тогда, когда принялся писать книгу. Вот что он пишет: «Сперва мы считали мысленные образы лишь одним из многих аспектов метода осознанного развития, с которыми собирались познакомить читателя, но в итоге пришли к мнению, что они – главное и самое важное понятие всей книги. Основная цель метода осознанного развития – создание сложных мысленных представлений, которые в свою очередь играют важнейшую роль в совершенствовании навыков». Хотя Леопольд Ауэр (основатель русской скрипичной школы) еще в начале XX века, отвечая на вопрос своего ученика Натана Мильштейна (одного из величайших скрипачей своего времени), о том, сколько часов в день он должен упражняться, чтобы стать лучше, сказал: «Если работать руками - потребуется целый день. Если работать головой – то же самое можно сделать за полтора часа».

Я на личном опыте убедилась, какое важное значение имеет готовый развернутый цельный образ системы предмета обучения: без него даже умные старательные студенты ВУЗа порой не могут разобраться в том, что изучают. Со сферой образования я знакома не понаслышке. Несколько лет отработала в одном из ведущих экономических ВУЗов страны – преподавала аудит. Научилась за четыре часа давать теорию аудита, на которую обычно уходит целый семестр, причем не поверхностно, а глубоко. Одна из слушательниц курсов подготовки профессиональных бухгалтеров даже сказала, что за эти считанные часы она узнала больше, чем за все время обучения в ВУЗе. Так вот, в моей практике был один показательный случай. Однажды мне довелось заменять коллегу на семинаре. Проходили довольно сложную тему рисков в аудите. В начале урока я решила провести небольшой опрос, чтобы понять уровень знаний студентов в группе. Как это часто бывает, вся группа молчала, и лишь один бойкий студен давал ответы. Ответы были правильными. Получается, материал он знал. Но меня смутило то, что это были точные формулировки из нормативного документа. После опроса я нарисовала на доске рисунок, отражающий ВЕСЬ процесс аудиторской проверки, в том числе место и роль оценки рисков. По окончанию урока тот самый студент подошел ко мне и выразил свою благодарность. «Теперь я действительно понял!» – сказал он.

-2

Тогда я строила свои объяснения интуитивно. Теперь я могу сказать, что это была передача мысленного образа аудиторской проверки преподавателя студентам. Думаю, именно мысленные образы, перенятые у своих учителей, имел в виду Исаак Ньютон, когда говорил: "Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов".

Чтобы понять отдельные пазлы информации, нужна какая-то база: частично собранная картина или хотя бы какой-то ее прообраз. Если Вы когда-нибудь собирали пазлы, то понимаете, о чем я говорю. Неслучайно в каждой коробке с пазлами есть фото готовой картинки. В то же время, без понимания отдельных пазлов самостоятельно сложить цельную пазловую картину ученику просто не по силам. Б. Оукли сказала: «…если вы пытаетесь установить взаимосвязь между блоками до того, как они прочно закреплены в мозгу, эти методы не будут работать хорошо. Это все равно, что пытаться выучить продвинутую стратегию в шахматах, не зная даже, как двигается фигура». Получается замкнутый круг. Остается только зубрить, упражняться в мнемотехнике, чтобы хоть как-то затолкнуть в голову информацию, и надеяться, что очень скоро соберутся все пазлы и картинка сложится.

Какой силой воли должен обладать ученик, чтобы не опустить руки при таком муобу-чении?!.. Что он думает про себя: «Наверно, я тупой...»? И никто ему не скажет: «Нет! Дело не в тебе! Эта учительница, в отличие от тебя, уже закончила ВУЗ. Кроме того, она отучилась в аспирантуре, защитила диссертацию и получила ученое звание. Но самое главное, она несколько лет отработала в учетно-контрольной сфере. У тебя пока просто не хватает знаний и опыта».

Ничего удивительного, что остальные студенты даже не пытались разобраться в теме. Они давно потеряли веру и в себя, и в учителей. А зубрить лучше всего за несколько дней перед экзаменом. Да, без повторения все забудется уже через пару дней. А что делать?..

-3

3. Что это?.. Зачем это?..

Итак, формула эффективного обучения выведена и подробно описана. Как Вы думаете, о ней знают учителя?.. А когда узнают, то сумеют адаптировать под школьные предметы?.. А уж если получат готовое решение, то сразу начнут внедрять?..

Мой опыт говорит – нет, нет и нет!..

Десять лет назад жизнь таки заставила меня говорить по-английски: я встретила своего будущего мужа - иностранца. Тогда я решила: лучше день потерять, потом за 5 минут долететь, и села собирать грамматическую систему английского языка. Так на свет появилось наглядное учебное пособие под названием «Навигатор по английскому языку». Я называю его «умной шпаргалкой».

Хорошо, что тогда я не знала, сколько это на самом деле займет времени и сил, а главное – насколько реально продвинет в английском… Этот путь длиною в 10 лет лишний раз убедил меня в том, что нет ничего лучше для ученика, чем получить готовый образ от своего учителя и двигаться дальше. Поскольку владение английским предполагает совокупность навыков, то надо все отведенное на предмет время тратить именно на выработку нужных навыков! Хотите свободно говорить на английском – тренируйте речь (говорение) с опорой на таблицы и схемы. Само же составление таблиц и схем оставьте профессионалам.

Когда первый вариант шпаргалки по английскому языку был готов, я поняла, что это лучше, чем ничего, но все равно - не то (позже это чувство еще не раз ко мне вернется и заставит снова и снова переделывать «Навигатор»). Я смотрела на свою шпаргалку и думала: «Как же все сложно, запутанно!..».

Дело в том, что в самом начале я использовала общепринятый подход к объяснению так называемых «времен»: вот – время, вот – ситуации, в которых оно используется. А ситуации повторялись в разных временах, причем не только одной группы. Тогда я поняла, что надо идти не от формы к сути, а наоборот, от сути к форме: брать ситуацию и показывать, как выразить ее на английском. Так родился алгоритм выбора формы глагола, а простая шпаргалка стала умной шпаргалкой, настоящим навигатором в море конструкций.

Вот что говорит Б. Оукли в учебном видеокурсе "Учимся учиться": «… вы можете иметь инструмент в своем арсенале для решения проблем, но, если вы не будете знать, когда использовать этот инструмент, он не принесет вам пользы». В лучшем виде ответ на этот вопрос дает алгоритм. Вот что обнаружил А. Эрикссон в ходе своих многолетних исследований: «Логично, что наиболее успешные агенты (успешность определялась по объемам продаж) отличались самыми глубокими познаниями о разных страховых продуктах. Но что интересно, ученые обнаружили, что у успешных агентов наблюдаются куда более сложные и интегрированные мысленные образы: в исследовании они были названы «структурами знания». Например, у них отмечались более развитые схемы типа «если… тогда…»: если то-то и то-то относится к конкретному клиенту, тогда ему нужно сказать то-то или сделать то-то. Благодаря более организованным представлениям о страховых продуктах лучшие агенты быстрее понимали, как более оптимально действовать в той или иной ситуации, и реже ошибались в своих оценках». То, что ученый называет «структурами знания», «развитыми схемами», и есть алгоритмы.

М.В. Телегин в своей работе «Апологетика традиционного обучения» пишет: «На человека обрушивается масса информации. Как не запутаться, порядок на кухне мыслей навести, бесформенный хаос в космос преобразовать? Очевидно, что надо эту информацию «по полочкам разложить», проанализировать и обобщить, в ячейки заключить, в систему координат вписать, «поисковик» верно настроить». Алгоритмы - и есть тот самый «поисковик».

Ошибочно полагать, что алгоритм – это просто: на самом деле, его не так легко вычислить. Например, в ментальной арифметике есть несложный алгоритм: проверяем, можно ли выполнить вычисление «прямым счетом»; если можно, то выполняем, а если нельзя, то смотрим, можно ли произвести вычисление с помощью «младших товарищей»; если ответ положительный, то производим, а если отрицательный, то осуществляем вычисление с помощью «старших товарищей». Вообще-то, выбор способа очевиден – ученик видит на счетах единственно возможную комбинацию. Но даже в этом случае возникают проблемы! Мне рассказывали, как мальчик, хорошо освоивший все виды вычислений, готовясь к олимпиаде, в бессилии заплакал над счетами. Оказалось, он – в тупике. Не понимает, как ему сделать вычисление. Учитель разобрал с ним алгоритм – и больше проблем не возникало. С тех пор преподаватель стал с самого начала давать алгоритм, даже обучая взрослых. Здесь важно оговориться: за алгоритмом должно стоять ПОНИМАНИЕ. Я против применения алгоритмов «на автомате». А именно этим грешат некоторые преподаватели той же ментальной арифметики: так они решают проблему объяснения сложных тем неготовым к ней ученикам (учиться считать приводят, как правило, дошколят).

Впервые я столкнулась с алгоритмами, когда по окончанию средней школы нам, выпускникам класса с углубленным изучением русского языка и литературы, предоставили уникальную возможность брать уроки у преподавателей филологического факультета университета. На одном из них нам дали алгоритм выбора написания «не» с РАЗНЫМИ частями речи. Это был настоящий инсайт! В жизни мы имеем дело не с конкретной темой и соответствующим образом подобранными упражнениями. Здесь надо быть готовым быстро «вычислять» элемент и находить правильный ответ. Поэтому важно наилучшим образом организовать информацию: объединить разрозненные темы единым алгоритмом.

К слову, алгоритм выбора формы сказуемого в английском языке гораздо сложнее. Более того, здесь можно говорить о целой системе алгоритмов. Но даже отдельные из них (микроалгоритмы) порой не видят сами преподаватели. Например, завуч одного московского лицея сказала мне, что они дают отдельно конструкции «will + infinitive» и «to be going to + infinitive»[i]. Но это - формальный подход! Он не несет никакой пользы - наоборот, запутывает детей! Смогут ли они сами соединить эти «пазлы» – большой вопрос. Надо исходить из функции этих конструкций (они обе выражают будущность) и давать их вместе в рамках одного алгоритма, показывая, как делать между ними выбор. Именно такой подход используется в учебнике «Advanced Learner's Grammar» авторитетного издательства «Longman». К сожалению, аргумент, что эти конструкции – элементы одного алгоритма, слишком слаб против заявления: «Мы так привыкли!..».

«Не в том беда, что информации много, - пишет М.В. Телегин, - а в том, что она представлена учащимся бессистемно, неупорядоченно, в виде хаоса фактов, алогичного месива. Порой создаётся впечатление, что те, кто по роду своей деятельности должны освещать, разъяснять, растолковывать, нарочно или, может быть, по профнепригодности наводят тень на плетень, выпускают чернильное облако, запутывают, сбивают с толку, уводят в сторону». И это нельзя списать на желание упростить детям задачу. Мы сами декларируем, что хотим научить их думать, а вместо этого - отупляем.

Мне стало очевидно, что с такой умной шпаргалкой как «Навигатор» новичкам не придется годами штудировать грамматику, делать нудные упражнения на одну конструкцию или правило (чтобы впоследствии столкнуться с пресловутым языковым барьером ввиду неумения быстро делать среди них правильный выбор), а можно будет сразу перейти к заветной языковой практике.

Именно практика диктует функциональный подход: мы изучаем только ту грамматику и лексику, которые используются в рамках заданной темы практики, и исходим из функций, которые выполняет каждая отдельно взятая конструкция. Практика как лакмусовая бумажка показывает имеющиеся недостатки и тем самым заставляет искать пути ее совершенствования. Она порождает потребность в информации, знаниях, умениях и навыках. В народе говорят: «Ложка к обеду дорога!». Неслучайно полиглоты рекомендуют изучать слова, правила, конструкции по мере того, как появляется в них потребность. В этом случае не возникает проблем с восприятием информации. Ученик как губка впитывает ее. Налицо естественное познавательное поведение человека (когнитивный процесс) без специальных трюков для привлечения внимания, актуализации темы, мнемотехники и т. п.

Ориентированная на постоянное совершенствование практика способствует постановке адекватных текущих целей и задач: важно в первую очередь устранять именно «узкие места», сдерживающие прогресс; у ученика должна быть реальная возможность справиться с заданием (как самостоятельно, так и с небольшой помощью) и получить за это заслуженное вознаграждение. Правильно поставленные текущие цели и задачи, в свою очередь, – залог непрерывности процесса: чрезвычайно важно постоянно наблюдать признаки прогресса, пусть и не слишком существенные, так как успех (особенно вознагражденный) дарит радость, веру в себя, что, в конечном счете, обеспечивает необходимую для продолжения мотивацию. Так мы получаем самоусиливающийся цикл.

Влюбленная в результат, я показала распечатанный на принтере «Навигатор по английскому языку» товароведу одного крупного книжного магазина г. Москвы. К счастью, она проявила интерес. Сказала, что такого пособия еще не видела и что готова положить его на полку магазина.

Я напечатала в типографии первую партию. «Навигатор по английскому языку» стал бестселлером. Я получила положительные отзывы. На сегодняшний день в их числе есть и отзывы репетиторов, которые готовят к ОГЭ и ЕГЭ (а это, как правило, сильные учителя, готовые принять на себя ответственность за результаты своих учеников).

Примерно в то же время я начала показывать «Навигатор по английскому языку» профессионалам. Не могу сказать, что их было много. Но это были работники системы образования самых разных уровней: учителя, завучи, директора, заведующая кафедрой методики преподавания иностранных языков ведущего педагогического университета, работники Министерства. И здесь я столкнулась с непониманием: "Что это?.. Зачем это?..".

Большинство региональных Департаментов образования не удостоили меня ответом. Из некоторых пришли отписки. И только из Департамента образования Ярославской области пришел достаточно подробный ответ. Как значилось в письме, он был подготовлен совместно со специалистами государственного автономного учреждения дополнительного педагогического образования Ярославской области «Институт развития образования». В нем говорилось об отсутствии необходимости в наглядных учебных пособиях по грамматике ввиду применения в российских школах индуктивного способа ее освоения.

Я недоумевала: работники Министерства рапортуют о применении когнитивно-коммуникативного подхода, смене способов освоения грамматики, внедрении передового зарубежного опыта, а реальная ситуация с освоением иностранных языков остается плачевной, в стране паника в преддверии введения иностранного языка в число обязательных предметов ЕГЭ.

Вот что пишет в своем блоге репетитор английского языка М. Ковина-Горелик: «О том, как деградировала школа за последние десятилетия, говорить как-то неловко. Во-первых, я там не работала и ни за что не пойду, а хаять то, в чем не преуспел и даже не попытался, – это ниже пояса. Во-вторых, столько уже сказано, что тошно. Но сути это не меняет. Школа ничему не учит. Достаточно сказать, что у меня целых три ученика из одной специализированной английской школы, где у них английского этого по 7-8 часов в неделю. И им нужен репетитор. Вы только вдумайтесь в эти цифры, это же полное безумие! Они до сих пор учат топики и пересказывают их в классе. Например, про индейцев. Как сейчас помню, одного из героя текста звали ПОПОКАТЕПЕТЛЬ. Другой топик помню про Москва-Сити. Типа сколько метров Башня «Федерация». После этого они удивляются, что дети плохо говорят. А ЧТО ТУТ ГОВОРИТЬ-ТО, ЕСЛИ ЭТО КАКОЙ-ТО ШИФР, СОВЕРШЕННО НЕУПОТРЕБИМЫЙ В НОРМАЛЬНЫХ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЦЕЛЯХ?!!! И что я могу со своими тремя часами против школьных восьми? Но я, разумеется, стараюсь. И кое-что, надо сказать, у меня получается, хотя и с большим трудом. Сделать так, чтобы он одновременно хорошо успевал в среднестатистической школе с ее безумными требованиями и непродуманными форматами, и свободно, хорошо разговаривал по-английски на действительно актуальные, жизненные темы, невозможно. Это уравнение не сойдется НИ-КОГ-ДА. <…> В школе весь год они не делают абсолютно ничего, кроме прогонов по форме ЕГЭ…».

Видимо, в таком же недоумении пребывала и О.В. Васильева, занимавшая в то время пост министра просвещения России. Вот выдержка из ее интервью «РИА Новости» от 04.10.2017 г.: «У нас есть ФУМО (Федеральное учебно-методическое объединение) по английскому языку, у нас есть огромное количество советов, куда входят наши замечательные педагоги, эксперты, ученые. Я задаю всем один вопрос на протяжении многих месяцев - как нужно изменить методику преподавания языка, чтобы дети заговорили?».

Из слов экс-министра просвещения России О.В. Васильевой следует, что исчерпывающего ответа на свой вопрос она так и не получила. Ответственные за обучение оказались склонны винить не себя, а детей, упрекая последних в отсутствии интереса, нежелании учиться, лени. «И потом, как правильно мне говорят очень знающие педагоги наши, язык можно выучить только тогда, когда есть какая-то цель. Если цели нет, то учить очень сложно… И опять же — без усидчивости самого ученика тоже не пройдет», - заключила О.В. Васильева.

Вот выдержка из статьи репетитора А. Тот "Я репетитор: чего я больше никогда не буду делать в 2023": «Почему теперь я не буду брать учеников, которые могут заниматься только 1 раз в неделю? Потому что для них мои уроки не являются чем-то важным. Они могут прекрасно прожить и без них. Ученики ходят на занятия раз неделю, потому что "их друзья дополнительно занимаются", "а вдруг пригодиться", "надо же чем-то дополнительно заняться" и т. д. Есть такие, кому вроде бы и нужны занятия, но хочется сэкономить. Это особенно прослеживается, когда они переносят занятия. Такие клиенты НИКОГДА не предлагают отработку (если они заранее не оплатили, конечно), они говорят: "Давайте со следующей недели начнем" 😊. И им неважно, что их ребенок за эти две недели уже все забыл, а следующее занятие мы потратим тупо на воспоминания. Но они свято верят, что таким образом они сэкономили. Стоит ли говорить, что такие ученики самые первые устают от тяжелейшей учебы и с удовольствием отдыхают все лето, новогодние праздники, 8 марта, 23 февраля, отмечают 1 мая и день флага РФ, не забывают о Конституции и Петра и Февронию не обделяют вниманием».

А между тем, сама природа заложила в детях стремление хорошо учиться. Вот слова А. Курпатова по этому поводу: "Ребёнок нуждается в социальном взаимодействии, он хочет быть принятым в стаю, занимать в ней лидирующие позиции. Поэтому он и стремится учиться лучше – это прямой путь к приобретению авторитета. <...> Не нужно поддаваться иллюзиям: природа не создавала нас разумными, она сделала нас социальными. Наш разум – лишь инструмент, служащий достижению социального успеха".

Это подтверждают и слова старшеклассника: "Мы хотим учиться, мы стараемся, но редко удается, потому что мы не хотим учиться так, как нам навязываете это вы, взрослые. По сути, мы находимся у вас в заложниках –с одной стороны у родителей, с другой стороны у учителей. И вынуждены получать образование по формулам, которые хороши были, может быть, триста лет назад, но не теперь. Теперь эти формулы только тормозят тех, кто действительно хочет учиться. <…> Задача учителя – выдать тему урока. Нет, не так. Задача учителя - влить ее в тебя, только рот успевай открывать. Ты должен сидеть и глотать все, что учитель тебе говорит. А если хочешь развести дискуссию, высказать свою точку зрения, отличную от учебника или мнения главного по образованию, – подавись ею".

Очевидно, что это из-за педагогических промахов взрослых желание ребенка учиться постепенно угасает (причем не только какому-то конкретному предмету, а вообще и навсегда). Чтобы оно не исчезло, как уже было отмечено ранее, чрезвычайно важно постоянно наблюдать признаки прогресса, так как успех обеспечивает необходимую для продолжения мотивацию.

Как показали многолетние исследования А. Эрикссона, успехи, в свою очередь, напрямую зависят от уровня осознанности, то есть степени сформированности эксплицитного (осознанного) знания, понимания что ты делаешь (в том числе что ты учишь, как) и зачем, фиксации результатов, говоря простым языком. Лучшими становятся те, кто не просто больше занимается, а делает это осознанно. Уровень осознанности, в свою очередь, во многом зависит от учителя. Возможно, данный факт не каждому придется по душе, ведь учителю придется принять на себя всю полноту ответственности за успехи своих учеников.

Именно на повышение уровня осознанности ориентированы хорошие книги, учителя, тренеры, психологи, консультанты и пр. Известный психолог Андрей Курпатов в своей книге «Счастье вашего ребенка» пишет: «Мне же куда интереснее обращаться к читателю, который ждет от меня не инструкций, а понимания вопроса. И ничего со мной не поделать – я искренне в это верю: если ты понимаешь, как что-то работает, ты всегда сможешь с этим «что-то» многое сделать – переменить, наладить, отстроить. Не совет, не рекомендация, а рассказ о сути происходящего – вот, на мой взгляд, самое важное...». «К психологу ходят за осознанием», - утверждает психолог Эдгар Зайцев. А вот что говорит фитнес-терапевт Виктория Боровская: «С 18 лет я чем-то занимаюсь, 5 лет пашу в зале, контролируя свой рацион ради удовольствия и здоровья, а не ради цели. У меня давно нет мотивации, ибо это лишь кратковременная эмоция. У меня есть осознанность!».

Действительно, на одну только мотивацию надежды мало. «Начать – просто, - пишет А. Эрикссон в книге «Максимум. Как достичь личного совершенства с помощью современных научных открытий», - Это знает каждый, кто хоть раз отправлялся в тренажерный зал после затяжных новогодних праздников. Решили привести себя в форму? Научиться играть на гитаре? Освоить еще один язык? Нет вопросов, вы тут же приступаете к делу. Учиться новому – это ведь так здорово! Вы ждете не дождетесь, когда же скинете эти проклятые 10 кило или научитесь играть «Smells Like Teen Spirit» группы «Nirvana». Но вскоре вы сталкиваетесь с суровой реальностью. Времени на занятия или тренировки катастрофически не хватает, и вы начинаете их пропускать. Дело движется вовсе не так быстро, как бы вам хотелось. Эффект новизны пропал, и вам уже не так интересно заниматься, как вначале. Поставленные цели уже вас не привлекают, и в конечном итоге вы бросаете занятия и больше к ним не возвращаетесь. Из-за этого эффекта «новогодних обещаний» в январе в спортзале не протолкнуться, а уже в июле пусто. По этой же причине в Интернете можно найти огромное количество почти новых гитар в идеальном состоянии».

Ответ из Департамента образования Ярославской области, подготовленный совместно со специалистами государственного автономного учреждения дополнительного педагогического образования Ярославской области «Институт развития образования», дает основание утверждать, что в российской школе при обучении иностранному языку, напротив, наблюдается уход от осознанности. Надежда возлагается на имплицитное (неосознанное, скрытое) знание. Холодно! Не в ту сторону идем, товарищи! Вот что пишет М. Ковина-Горелик: "<…> кардинальные различия в языковых системах приводят нас к совершенно разным способам мыслить и выражать одни и те же смыслы. А они, в свою очередь, не дают увидеть не только иные средства решения коммуникативных задач, но и их дефицит, потребность в них. У нас просто не возникает в голове тех «развилок», где возможны разные решения, которые возникают в голове у носителя английского языка. Поэтому средства, предложенные его грамматикой, кажутся нам неприменимыми. Отсюда берется колоссальный и, увы, годами не покрываемый разрыв в сознании многих изучающих язык: вот я, вот мои мысли и намерения, которые я привычно выражаю через известные мне образы и словесные конструкции; а вот – неизвестные мне образы и конструкции, которые никак не выражают мои мысли и намерения".

На YouTube есть ролик молодой женщины - репетитора английского языка, в котором она гневно обращается к своим коллегам с требованием прекратить морочить людям голову заявлениями, что те якобы владеют какой-то особой методикой преподавания. К сожалению, переполняющие эмоции не позволили ей ясно выразить свою мысль. Да, методики приверженцев того или иного метода очень похожи. Но объективно существуют диаметрально противоположные методы, кардинально меняющие методики преподавания: метод дедукции и метод подсознательной индукции. Две крайности, которые по определению не лишены недостатков. Приведу слова М. Ковиной-Горелик о методе подсознательной индукции, который пришел на смену дедуктивному методу: «Судя по тому, что я наблюдаю сейчас, маятник держится в этом углу из последних сил и готов рвануть, смахнув собой множество якобы веселеньких и игровых времяпрепровождений, к которым во многих случаях свелась некогда благородная идея. Однако учить язык долго и нудно желания ни у кого по-прежнему нет. И это означает только одно: настало время новых альтернатив. <…> К изучению английского языка <…> пора переставать подходить по принципу «заучивание, правила, письменные упражнения – плохо, разговорная практика, игры и интерактив – хорошо».

Как говорят в детской игре, тепло!.. Все-таки заучивание, письменные упражнения – это откровенно плохо. Но то, что выигрывает учебный процесс, который в равной степени ориентирован как на овладение, так и на осознание (формирование эксплицитного (осознанного) знания) – доказанный факт. Вспомним слова А. Эрикссона о том, что чтобы стать экспертом, параллельно с умениями и навыками нужно развивать связанные с ними мысленные образы, поскольку они играют ключевую роль в совершенствовании навыков.

Об ошибочности убеждений ответственных за обучение говорит и репетитор Марат Сафин. Вот выдержка из его статьи:

«Последние 5-6 лет своей жизни я провел в поисках самых эффективных и мощных стратегий изучения иностранных языков. Мне всегда было интересно, почему одни люди могут с легкостью говорить на десятках языках, включая самые экзотические, а другие не могут связать и пары слов на своем родном.

Наверное, я один из немногих, кто прочитал и прослушал практически все книги и семинары по этой теме. В начале, когда я только начинал этим заниматься, я думал, что ключом к эффективному изучению иностранных языков служит так называемы ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЙ подход к языку.

Что значит инструментальный?

Это значит, что иностранный язык человеку нужен как средство и инструмент для достижения какой-либо другой цели. Например, для того чтобы получить новую работу, зарабатывать больше денег, продвинуться по карьерной лестнице и т. д. Исходя из этого подхода, человек ставит себе конкретную цель, связанную с языком, и прорабатывает ее по системе СМАРТ. То есть разбивает свою цель на четкие шаги, определяет крайние сроки, выделяет ресурсы, устанавливает для себя систему отчетности и т. д.

Все это правильно и верно.

Только когда я занимался со своими учениками по данной схеме, происходила одна очень странная вещь… Несмотря на то, что все это работает, большое количество учеников в конечном итоге сходили с дистанции. Кто-то забрасывал занятия, кто-то останавливался на определенном уровне и дальше не двигался. Кто-то несмотря даже на регулярные занятия вообще не делал никакого прогресса. Я очень долго бился над разгадкой этого вопроса.

Я буквально ломал голову, в чем же причина, ведь выгоды и преимущества, которые человек мог получить в случае хорошего знания языка, были ОГРОМНЫ… Чего я только не пробовал: использовал другие системы мотивации, суггестивные психотехники, внедрял денежные штрафы, даже физические наказания…

Несмотря на это, ничего не помогало.

Большинство учеников все равно продолжали «перегорать», несмотря на кипучий энтузиазм и стальную решимость в начале пути…

Затем мне представилась возможность отправиться на долгосрочную работу заграницу, где мне удалось увидеть, как дела обстоят там и что вообще происходит за пределами России.

И там я столкнулся со странным фактом…

Несмотря на откровенно слабую систему образования во многих странах, в которых мне довелось побывать (Турция, Ливия, Египет, Тайланд и т. д.), в этих странах у людей вообще не возникало проблем с английским, на нем разговаривали и стар и млад. Не на литературном лондонском диалекте конечно. Но найти общий язык с иностранцами они могли легко.

Я решил выяснить для себя, с чем же это связано. Каким образом люди в этих странах осваивают иностранные языки так естественно и не напрягаясь? Именно тогда ответ ко мне пришел в форме такого понятия, как ИНТЕГРАТИВНЫЙ подход к изучению языков.

Интегративный подход – это когда вы изучаете язык не потому, что вам НАДО его учить, а потому, что вам ХОЧЕТСЯ это делать, т. к. вам нравится сам язык, люди, которые на нем говорят, их культура. Либо вы испытываете какую-либо иную глубинную связь с этим языком. При этом в самой среде должны быть носители языка, которые выступают в качестве моделей для подражания.

И тут все стало на свои места.

Если, например, для Турции, Египта или Тайланда таких носителей всегда было в избытке (как-никак мировые туристические центры), то для Ливии, например, которая до недавнего времени была закрытой для иностранцев страной, такими носителями выступают не реальные люди, а актеры и персонажи, появляющиеся на экранах местного ТВ. Если вы зайдете в дом к любому ливийцу и включите его телевизор, то половина каналов будет на английском языке.

Сколько передач на английском вы можете вспомнить на нашем телевидении?

(Я, кстати, могу вспомнить только один – мультик «Маззи» на английском, который показывали в детстве и который я очень любил смотреть :)

Соответственно, после этого я поменял свой подход в работе с учениками. Я начал использовать принцип "ХОЧУ" вместо "НАДО"».

И не поможет нам увеличение количества часов иностранного в школе! Вот еще выдержка из книги А. Эрикссона: «… когда вокруг тебя полно народу, а тренер всего один, проще всего выполнять движения чисто механически, а не прорабатывать осмысленно каждое из них. Бьешь 10 раз правой ногой, 10 раз – левой. Блокируешь 10 раз удар справа, потом – слева и вскоре повторяешь движения инструктора, не задумываясь о том, что делаешь. В этот момент вся польза от групповых занятий пропадает. <…> Бездумные повторы одного и того же без четкого плана действий никогда не приводят к успеху. Если вы хотите усовершенствовать свою игру в шахматы, вам нужно не просто играть, а изучать партии гроссмейстеров. Если хотите лучше играть в дартс, не стоит идти в бар с друзьями и там играть на выпивку, лучше наедине с самим собой отработать нужные движения, с каждым броском стараясь попасть в разные точки доски. То же самое и с боулингом: играя каждую неделю со своими приятелями, многого вы не добьетесь. А вот если останетесь на дорожке в одиночестве и сумеете отработать удары так, чтобы шар катился точно туда, куда вам нужно, тогда успех не за горами».

4. Прилетит вдруг волшебник в голубом вертолете...

Мало того, что мы идем по тупиковому пути: отказываемся от осознанности, увеличиваем количество часов иностранного в школе, у нас нет органа, который мог бы повлиять на ситуацию!

М.В. Телегин в своей работе «Апологетика традиционного обучения» пишет: «Раньше, в советское время, целые институты работали над отбором материала, созданием учебных курсов. <…> А сейчас <…> разработка программ курсов спущена на уровень отдельных школ, ложится на плечи учителя. Да непосильна такая ноша одному человеку, школьному методобъединению. Запрограммирован и гарантирован ещё один виток снижения уровня образования».

Насчет того, что такая ноша непосильна одному человеку, я могла бы поспорить. Но, думаю, идея ясна – не каждый учитель или учебный коллектив это осилит. Даже зная о современных научных открытиях, создать на их базе прикладную методику не так просто. Оценить готовое гораздо легче. Но даже на это ни у каждого достанет знаний и, или желания вникать, думать, ну и времени, конечно, всегда не хватает. Остается «преподавать учебники».

Сами учителя просят о помощи: они не знают, какие конкретно методики, учебники, пособия могут подготовить учеников к высочайшим требованиям ЕГЭ. На площадке общественных консультаций разработчиками государственного экзамена по иностранному языку на обсуждение были предложены темы устной части, которые вызвали недоуменный вопрос у многих участников – школьных преподавателей иностранного языка: каким словарным запасом должен обладать выпускник?.. Некоторые из них описывали печальное положение дел с изучением иностранного языка в своих школах, призывая тем самым разработчиков «спуститься с небес на землю». Были даже настоятельные просьбы составить, как минимум, официальный список слов к изучению, а еще лучше – утвердить один учебник для общеобразовательных школ РФ. Полагаю, было бы справедливо, чтобы разработчики гос. экзамена вошли в состав авторов этого учебника.

Оговорюсь, я лично против учебников. Линейный принцип их построения отличается невысокой эффективностью: для достижения приемлемого результата требуется большое количество учебных часов. Это как-раз тот случай, когда «нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Но главное, учеба по учебникам строится на принципе "надо", а не "хочу". Каким бы красочным ни был учебник, какие бы аудио- и видеоматерилы к нему не прилагались, выполнение упражнений, даже заветных коммуникативных, как правило, идет на краткосрочной или, в лучшем случае, среднесрочной памяти и силе воли обучающегося.

Но, как и целый ряд преподавателей, я - за единую методику преподавания. И не столько потому, что это облегчает труд преподавателей, в определенной степени снимает с них моральную ответственность за результаты своих учеников, сколько потому, что это снимает проблему зависимости успеха наших детей от профессиональных и личных качеств доставшегося им педагога.

Единая методика вовсе не означает, что учитель не сможет творчески подходить к уроку! Да и много ли творчества в "преподавании учебника", даже отобранного тобой?.. Порой мы сталкиваемся с откровенно слабой реализацией того, что было задумано автором!.. Например, для учеников второго класса, изучающих английский первый год, вместо 1-й части серии учебников ошибочно берется 2-я, которая не соответствуют уровню их подготовки. Или автор учебника по геометрии предполагал, что учителя на уроках будут строить с детьми физические модели, а они этого не делают. И даже после мастер-класса автора учителя склонны находить объяснения, почему это невозможно, вместо того, чтобы искать пути выполнения полученной от автора ДЕЛЬНОЙ рекомендации.

Помните, я написала, что «победила» геометрию? Как?!. Я просто открыла для себя важнейший принцип решения любой задачи - вжиться в нее. А ведь учительница алгебры и геометрии говорила собирать дома физические модели по условиям задач... Но по сей день я задаюсь вопросом: почему мы не делали этого прямо на уроках?!. Только не говорите, пожалуйста, что на уроках на это нет времени, технически сложно реализовать и т. п. Такое учение, по меткому выражению К.Д. Ушинского, можно уподобить «вознице с дурно увязанной кладью: он всё гонит вперёд да вперёд, не оглядываясь назад, и привозит домой пустую телегу, хвастаясь только тем, что сделал большую дорогу».

5. Не надо ждать, не надо звать, а можно взять и…

Ну, а в настоящее время учителя свободны в выборе учебников, методов и методик. Это значит, чтобы «Навигатор» оказался на школьной парте мне надо сначала попасть в Перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий (это вообще отдельная история), а затем - достучаться до КАЖДОГО учителя. Это реально?!. Нет, не реально! Да и мои первые попытки пообщаться с учителями сразу отбили у меня всякое желание это делать: я не увидела ни понимания, ни интереса, ни желания что-то менять. Это все равно что ломиться в наглухо закрытую деверь!..

К тому же со временем я поняла, что просто ввести это пособие в учебный процесс, конечно, лучше, чем ничего, но все-таки недостаточно. Это все равно что латать дыру в гнилой лодке.

Непонимание, с которым я столкнулась, заставило меня искать подтверждения своей правоты в самых разных источниках: книгах и лекциях как ученых, так и практиков, а также подтолкнуло к изучению эволюции методов преподавания иностранного языка. В результате своих исследований я поняла, почему не срабатывают давно открытые законы освоения иностранного языка. Проблема и российской, и зарубежных школ заключается в ущербности самой модели учебного процесса, поэтому он и идет «со скрипом». Из него постоянно выпадали и продолжают выпадать важные элементы – целые этапы приобретения и применения ЗУНов (знаний, умений и навыков): сейчас не меньше, чем раньше, только другие. Таким образом, пока мы не изменим саму модель учебного процесса, смена методов и увеличение количества часов иностранного в школе нам не помогут. Нашей системе образования нужны революционные изменения! А кто их сделает? У нас нет такого органа...

Нам остается только ждать эволюции: когда каждый учитель откроется новому и найдет в себе силы это новое внедрять. Но этот процесс может не начаться никогда. Знаете почему?.. Из-за существующей системы тестирования и оценок.

Вот что пишет К. Робинсон: «Когда стандартизированные тесты становятся главным фактором отчетности, возникает большой соблазн использовать их как базис для учебной программы и преподавания. То, как тестируются знания учащихся по предмету, ложится в основу методики его преподавания. В некоторых, самых экстремальных случаях школы превращаются в своего рода полигоны для подготовки к тестированию».

Не лучше обстоит дело и на языковых курсах в стране языка, по окончанию которых студентам предстоит сдавать внешний экзамен (знаю это по собственному опыту). Прежде чем тратить время и деньги, посмотрите комедийный сериал New Headway (не спутайте с молодежным обучающим сериалом New Headway Video). И было бы смешно, если бы не было так грустно: создатели сериала верно передали их суть и низкую эффективность.

Но только если внешние экзамены в зарубежных языковых школах оказываются на удивление легкими, наш экзамен откровенно сложный, на засыпку. Например, на нем может быть предложена тема, которую ученик не в состоянии осветить и на родном языке и, или которая требует словарного запаса более высокого уровня подготовки.

Вот выдержки с форума портала www.zavuch.ru :

1. «У нас в регионе тема была "Виртуальная реальность". Что там только не писали...Но ведь это был ход мыслей детей, а не нас, взрослых. Мы думаем так, а они по-другому. В условиях жесточайшего лимита времени, детям совершенно некогда придумывать сложные длинные предложения, многие старались писать простыми предложениями, а лексика часто бывает на уровне 8 класса, за что и снижали баллы».

2. «Письмо мы просто учили наизусть, вставляя только ответы на поставленные вопросы. Очень близко было и эссэ. Выучили структуру, переходные фразы - и в путь. Это нисколько не отражает знания детей. Одна из моих учениц, сдававших экзамен блестяще, говорит, прекрасно мыслит, но формат ЕГЭ не её, тут нужен иной склад мышления. И как результат только 86 баллов».

3. «В прошлом году у меня около 30 человек сдавали ЕГЭ. Были очень умные ребята, которые блестяще выполняли задания всех разделов, кроме написания эссе, так как они мыслили не "в струе аргументации". Я потратила много сил на подготовку эссе. В результате сдали хорошо - многие сдали от 90 до 98, но сколько я потратила сил, чтобы "переделать их мышление" согласно требованиям! Я жутко устала. Стоит ли это всё моих сил и здоровья?».

Это приводит к проблеме, которую очень точно сформулировал К. Робинсон: «Традиционная учебная программа практически полностью ориентирована на окружающий нас мир и совсем мало внимания обращает на мир внутренний. Это влечет за собой весьма печальные последствия, которые мы с вами наблюдаем каждый день; они проявляются в скуке детей, отсутствии интереса к учебе, стрессах, агрессивном поведении, тревоге, депрессии и нежелании посещать школу. Это все человеческие проблемы, требующие нашей немедленной реакции».

Лес рубят - щепки летят! Только щепки эти - дети!.. Наши дети!.. Вот выдержка из поста М. Ковиной-Горелик: «Ощущение тотального, повального дисконнекта и нездоровья. Родители не выполняют своих функций. Школа не выполняет своих функций. На это все приходит репетитор и пытается что-то сделать. Терпит, по сути, поражение – потому что с моими возможностями и знаниями при поддержке и попутных ветрах я могла бы достигать с этими детьми результатов, о которых сейчас мне приходится только мечтать. Поэтому на ближайшее время я прекращаю работу с детьми. Я до смерти устала бороться с ветряными мельницами, видеть то, от чего больно, получать шишки за то, чего не делают другие люди. Я люблю детей. Я умею с ними работать. А с родителями и школой – нет, и учиться, пожалуй, не стану. Я лучше подожду, пока эти дети вырастут, и поймут, что к чему. Собственно, именно с такими я и работаю на данный момент с превеликим удовольствием, находя почти в каждом взрослом ребенка, которого когда-то долго и сложно мучили. А смотреть на это в реальном времени сил моих больше нет». Репетитора нанимают не для того, чтобы учить ребенка английскому, а чтобы готовить его к экзамену. Родителей волнует только один вопрос: Сдаст?..

Что нам действительно стоит перенять из-за рубежа, так это девиз финских школ, показывающих отличные результаты обучения: «Готовить к жизни, а не к экзаменам!».

Но я лично ждать этих светлых времен просто не могу – у меня растут дети. И я не пожелаю им пройти тот же путь, который прошла я. Но я рада, что теперь могу подставить им свои плечи, чтобы они могли видеть дальше.

Осознав, что просто ввести «Навигатор» в учебный процесс недостаточно, я разработала универсальную методику освоения любого иностранного языка. Я назвала ее "методикой полного цикла". Больше всего я горда тем, что лежащий в ее основе подход к обучению полностью совпал с подходом, который А. Эрикссон назвал «осознанным развитием». Она адаптивная: гибко подстраивается под возраст, уровень и интересы ученика. Более того, она полностью отвечает всем требованиям идеальной модели учебного процесса: все этапы приобретения и применения ЗУНов на месте, ни один не выпал. Правильная организация и высочайшая скорость учебного цикла позволяют примирить непримиримое и вместить невместимое: примирить дедуктивный и индуктивный методы; вместить более 10-ти высоко эффективных методов изучения иностранного языка, к числу которых относятся такие мировые тренды в обучении как: погружение в языковую среду, осознанное воспроизведение (сторителлинг), шедоуинг, паттерны, интервальные повторения, квантование, геймификация, кейс-метод.

Вы можете не верить в волшебную таблетку, но методики, основанные на методе осознанного развития, объективно существуют. Сами по себе эти методики не являются гарантом успеха. В них могут выпадать целые этапы приобретения и применения ЗУНов, не говоря уже об откровенно слабых решениях реализации тех, что есть. В той методике, которую предлагаю я, все на месте и реализовано наилучшим образом (из доступных на сегодняшний день вариантов). Это была подводная часть айсберга под названием "методика полного цикла".

А теперь самое интересное – его надводная часть. Предлагаемая мной методика не предусматривает учебу по учебникам. В этом месте в головах школьных учителей должен прозвучать похоронный марш... Свою позицию относительно учебников я высказала ранее. В методике полного цикла вместо учебников, упражнений в тетрадях - индивидуальные тренировки с ботом. Это вообще рушит всю систему репетиторства! Теперь каждый может обзавестись своим персональным репетитором, который готов БЕСПЛАТНО ИНДИВИДУАЛЬНО работать 24/7 (надо только создать или загрузить в него тренировочную колоду)[ii]

Тренер-бот лучше самого хорошего репетитора, потому что он:

1) обеспечивает индивидуальное обучение: учитывает возраст, уровень подготовки, интересы, потребности ученика, гибко подстраивается под его темп;

2) владеет современной эффективной методикой преподавания – методикой полного цикла, основанной на методе осознанного развития - самом эффективном из доказанных подходов к обучению: тренирует все навыки и передает ученику свой отточенный мысленный образ грамматической системы языка;

3) обладает безупречным английским произношением;

4) всегда рядом: можно заниматься в любом месте, в любое время; он в любую минуту готов прийти на помощь, подсказать, поправить;

5) никогда не устает, не выгорает, у него не бывает плохого настроения.

С ботом не получится отмолчаться, спрятаться за чью-то спину как на групповых занятиях. Когда говорят Ваши товарищи или преподаватель, ВАШ английский практически не улучшается. Изучение грамматики, составление майнд-карт, выполнение упражнений также не сильно продвигают Вас в английском. Мы имеем только то, что тренируем! Сколько случаев, когда после многолетнего изучения языка, человек блестяще справляется с различными упражнениями в учебнике, но говорить на языке не может. Такое бывает даже с преподавателями: все правила знают на зубок, а в речи допускают элементарные ошибки.

Помните, Ваш уровень определяет не то, что Вы можете понять из речи на английском, а то, что можете сказать на нем сами! Более того, говорение позволяет колоссально продвинуться в аудировании (а вот обратный вариант такой эффективностью не отличается). Бот, в первую очередь, тренирует выражать мысли на английском языке. А чем Вы обычно занимались и занимаетесь на уроках по английскому?..

Возможность в небольшой промежуток времени потренировать все навыки, упор на разговорную практику, развитие мысленного образа грамматической системы языка – ключевые факторы успеха. Но этого недостаточно! Для успеха большое значение имеет актуальность материала. Тренироваться строить непонятные и, или неинтересные предложения (предложения, вырванные из контекста, за которыми не стоят реальные эмоции, история, видеоряд, которые не имеют отношения к жизни ученика) достаточно сложно и скучно. Наш бот берет предложения из соответствующих возрасту ученика фильмов и песен на английском. Каждый учебный цикл в методике полного цикла начинается и заканчивается виртуальной языковой практикой: мы смотрим эпизод или видеоклип, предложения из которого будем тренироваться или уже потренировались строить. Помните, ложка к обеду дорога!

Виртуальная языковая практика, построенная на сценах из фильмов, строчках из песен, имеет целый ряд преимуществ перед любой другой учебной языковой практикой, а также бытовой:

Во-первых, она увлекательная: кто не любит смотреть фильмы и, или слушать песни?.. Удовольствие от занятий не случайно поставлено на первое место. Оно – важнейший фактор успеха! Стоит сделать английский своим хобби - и больше ни дня не придется его учить!

Во-вторых, насыщенная: богатая конструкциями и лексикой, а бытовая языковая практика, как правило, напротив, очень скудная.

В-третьих, управляемая: видео (аудио) можно остановить, замедлить, проиграть сколько угодно раз.

В-четвертых, она является триггером (спусковым механизмом) запуска естественного познавательного процесса без трюков по привлечению внимания, актуализации темы, мнемотехники и т. п. Не зря говорят: ложка к обеду дорога!..

В-пятых, доступная и безопасная: фильмы можно подбирать по своему уровню, то есть в эту практику можно окунуться с первого урока и не ждать, когда уровень твоего английского поднимется достаточно высоко, чтобы без страха и сомнения выходить в люди.

Помните анекдот:

- Ты говоришь по-английски?

- Да!.. Но только со словарем. С людьми пока стесняюсь…

Кроме того, строчки из любимых фильмов и песен, как известно, имеют свойство вязнуть на языке и крутиться в голове. А еще это самый легкий способ повторять пройденное – вот так, просто пересматривая уже знакомые фильмы (слушая знакомые песни), а также смотря (слушая) новые. С виртуальной языковой практикой по фильмам и песням проблема «отката» решается сама собой!

Занимаясь по методике полного цикла, ученик сможет:

1. Смотреть фильмы и удивляться: "Я понимаю, что они говорят!";

2. С помощью бота тренироваться строить фразы героев и радоваться: "Я могу все это сказать сам!";

3. Крутить умную шпаргалку "Навигатор по английскому языку" и осознавать: "Так вот почему они так говорят!";

4. Быстро довести до автоматизма все основные конструкции английского и заключить: "Вот, оказывается, как можно и нужно учиться!"

ПРОДОЛЖЕНИЕ – ЗДЕСЬ.

Если эта статья была Вам хоть немного полезна, поставьте, пожалуйста, лайк! 👍

Искренне Ваша,

Ирина Вульф

P. S. Дорогие учителя! Если Вы меня все-таки услышали, заинтересовались, знайте – я с удовольствием окажу вам посильную помощь, отвечу на любые ваши вопросы. Подумайте, какими вы хотите запомниться своим ученикам? Я лично до сих пор вспоминаю своих учителей. К счастью, многих с благодарностью. Одно только наглядное учебное пособие "Навигатор по английскому языку" способно существенно облегчить Вашу работу и даже снять с Вас ответственность за конечные результаты учеников. Вспомним слова А. Эрикссона: "Одно из главных преимуществ развития мысленных образов – возможность развивать любой навык самостоятельно. По сути, на этом этапе учитель уже не нужен, и человек сам может проложить себе путь".

Вам интересно было бы узнать, что происходит в голове Вашего ученика: что он хорошо усвоил, а что нет, где пробелы, с чем конкретно сложности?.. «Навигатор» может стать для Вас своего рода проектором мышления ученика! Надо просто попросить ученика озвучивать шаги по алгоритму. И все!.. У самого ученика при этом не возникнет стресса, ведь он будет это делать, опираясь на наглядное пособие. Его результат не будет случаен: угадал, подсказали… Он будет закономерен!

________________________________________________

[i] Оборот «to be going to» иногда переводится как «собираться», и тогда его с формальной точки зрения можно рассматривать как часть составного сказуемого. Но нельзя забывать, что довольно часто он - вспомогательный оборот, образующий будущее время (Everything's gonna be ok. Nothing's gonna change my love for you. Watch your steps, or you're going to fall down!). В любом случае, форма вторична, а суть (функция) первична.

[ii] Сама программа бесплатна для всех устройств, кроме мобильной версии для iPhone, iPad. Программа поставляется без базы данных. База данных создается самостоятельно или скачивается из внешних источников. База данных из внешних источников может быть как платная, так и бесплатная. Но даже если база данных платная, это все равно выгодно: Вы один раз платите за базу данных (как правило, как за несколько часов работы репетитора) и можете тренироваться столько, сколько нужно. То есть сами тренировки, во всяком случае, те из них, которые по времени превысят соответствующие по стоимости часы занятий у репетитора, бесплатны. Только за несколько часов ни один самый гениальный репетитор не поможет Вам выработать навыки. Для этого нужно время. Много времени. Так устроен наш мозг.

Не хотите, чтобы ребенок сидел за компьютером или смартфоном? Волнуетесь о его здоровье? А как насчет психики, которую подрывают школа и репетиторы?.. Кроме того, как еще Вы решите проблему полноценной обратной связи при самостоятельных занятиях? А проблему с качественной озвучкой?.. А для чего вообще мы обучаем детей компьютерной грамотности?... Только ли для того, чтобы в будущем они использовали компьютер как справочник или печатную машинку?..

Кроме того, тренера-бота можно программировать под себя и под любой предмет! Ученые предупреждают: современный человек должен быть готов учиться и переучиваться всю жизнь. Значит, мы обязаны научить наших детей учиться! Дать им необходимые для этого знания и инструменты! Тренер-бот – один из них.

Может, тогда после занятий ребенок сам будет рад оторваться от компьютера (отложить смартфон) и побежать играть на улицу.

#английский #английский по сериалам  #английский по фильмам #английский по песням #паттерн #репетитор #анки #anki #школа и дети #учитель английского