Пару лет назад на передаче «30 минут» с ГТРК, посвященной телефонному мошенничеству разговаривал с сотрудником отдела «Киберпреступлений».
Этот отдел еще называют отделом К.
Первый вопрос - можно ли вычислить преступников
Если похищены деньги с карты.
Ответил, что возможно лишь тогда, когда деньги еще не ушли на зарубежные счета. И еще можно отследить на территории РФ.
Но в основном, деньги быстро выводятся за границу и определить их нахождение, как и преступников, невозможно.
Писать заявление нужно сразу после того, как деньги похищены. А не через месяц после того, как все произошло.
Потому что процесс вывода денег за пределы РФ происходит очень быстро.
Второй вопрос - кто эти люди
Часть из них - заключенные, которые отбывают наказание в колонии.
Другая часть - обычные люди, которые умеют работать с компьютерами и платежными системами.
Ни для кого не секрет, что в исправительных учреждениях у заключенных есть доступ к телефонам. Их проносят сами работники колоний, которые часто попадаются на таких моментах и сами становятся осужденными.
Звонят с подменных номеров
Такая технология была одной из самых популярных в 2019 году, но из-за бдительности банков стала реже в 2020-м. Но она по - прежнему остается одной из самых распространённых по данным исследований Тинькофф Банка.
Суть заключается в том, что когда вам звонят, в телефоне отражается реальный номер банка.
А когда вы на него перезваниваете, то в банк уже не попадаете.
Мошенники рассчитывают, что когда вы увидите номер банка, проверите его по интернету, то не станете бросать трубку. И будете разговаривать, сообщая свои данные и детали банковской карты.
Где берут номера
Телефонные базы и личные данные клиентов легко копируются и продаются работниками салонов сотовой связи. Это тоже не новость, а общеизвестный факт
Мошенники легко получают к ним доступ.
Что делать, если обманули
Что еще скажет сотрудник полиции? Идти в отдел «К» и писать заявление о мошенничестве по ст.159 УК РФ.
Если преступление совершено на территории РФ, шанс найти преступника есть. Но он сравнительно небольшой.
От себя хочу добавить и предупредить
- Банки не звонят клиентами и не уточняют персональные данные.
- Не просят перевести деньги на «резервные» счета
- Не говорят идти к соседнему банкомату и совершать действия с картой
Максимум, они могут пригласить в отделение банка. И сами банковские работники постоянно об этом повторяют.
Спасибо, что дочитали статью
Подписывайтесь на блог и получайте больше полезной информации о том, как действовать в сложных ситуациях.
P.S. В издательстве «Феникс» вышла моя книга «Прав по жизни. Советы для не юристов от профессионала», заказать и почитать ее можно здесь.
Адвокат Антон Самоха