Найти в Дзене
Дневник оптимиста

Восьмиколёсники Грачёва с торсионной подвеской.

Грузовик ЗИЛ-135Л проходил испытания в суровых условиях Западной Сибири на строительстве нефтепровода Шаим-Тюмень. Адрес иллюстрации: https://topwar.ru/175604-zil-135-legendami-ne-rozhdajutsja.html
Грузовик ЗИЛ-135Л проходил испытания в суровых условиях Западной Сибири на строительстве нефтепровода Шаим-Тюмень. Адрес иллюстрации: https://topwar.ru/175604-zil-135-legendami-ne-rozhdajutsja.html
-2

Отказ военных от применения ракетовозов без подвески для транспортировки ракет с ядерными зарядами заставил В.А. Грачёва отказаться от предложенного им конструкторского решения. В апреле 60-го года на испытания был отправлен ЗИЛ-135Л. Основным его отличием от предшественников была торсионная подвеска управляемых мостов.

Мосты крепились к раме при помощи поперечных кронштейнов. Торсионы располагались продольно. Новое решение требовало изменения конструкции рулевого управления и рамы вездехода. Её пришлось заузить почти на 20 см и усилить. Изменения способствовали значительному снижению галоппирования, улучшили управляемость и профильную проходимость. Основными военными специальностями тягача должны были стать: транспортировка ракетных систем «Луна» и «Ураган».

Такие ракеты должен был транспортировать ЗИЛ-135Л. Адрес иллюстрации: https://topwar.ru/175604-zil-135-legendami-ne-rozhdajutsja.html
Такие ракеты должен был транспортировать ЗИЛ-135Л. Адрес иллюстрации: https://topwar.ru/175604-zil-135-legendami-ne-rozhdajutsja.html

Испытания проводились на полигоне 21-го НИИИ в Бронницах. Совместно с грачёвскоми тягачами в них участвовали брянский тягач БАЗ-930 и грузовик модели И-210 с полуприцепом, разработанный в НИИИ-21. БАЗ-930 был творческой переработкой силами брянских конструкторов ЗИЛ-135 предыдущих вариантов. И-210 имел три ведущих оси и полуприцеп с приводом. Он не составил конкуренции грачёвскому восмиколёснику.

ЗИЛ-135Л показал выдающиеся показатели по проходимости, значительно опережая брянского собрата. Он преодолевал всевозможные рвы, косогоры, болота. Удивил военных преодолением грунтовых 47-ти градусных подъёмов, что было возможно до этого только гусеничным тракторам. Единственным его минусом был больший расход бензина, чем у БАЗ-930.

Не всё было гладко на испытаниях, было несколько отказов сцепления, автоматической КПП и гидротрансформатора привода правого борта. При этом узлы левого борта работали исправно. Проявились дефекты изготовления, нестабильности технологических процессов. Несмотря на все перипетии судьбы, военные приняли на вооружение ракетовоз Грачёва.

Брянский БАЗ-930 с гидромеханической трансмиссией был соперником ЗИЛ-135Л, однако делать такую трансмиссию в Брянске отказались и серийный ракетовоз получил механическую КПП. Адрес иллюстрации: https://topwar.ru/175604-zil-135-legendami-ne-rozhdajutsja.html
Брянский БАЗ-930 с гидромеханической трансмиссией был соперником ЗИЛ-135Л, однако делать такую трансмиссию в Брянске отказались и серийный ракетовоз получил механическую КПП. Адрес иллюстрации: https://topwar.ru/175604-zil-135-legendami-ne-rozhdajutsja.html

Учитывая загруженность ЗИЛа производством грузовиков ЗИЛ-130 и его модификаций, производить ЗИЛ-135Л было поручено автомобильному заводу в Брянске. Он получил специализацию на производство ракетовозов. Борьба конструкторов и производственников продолжилась в другом направлении.

Случилось невероятное для СССР: брянские специалисты ультимативно отказались делать гидротрансформаторы и автоматические КПП. Объяснили это дороговизной проекта, и нашли поддержку во властных структурах. «Наверху» было решено отказаться в серийном производстве от автоматической трансмиссии и применить механическую. В результате такого демарша машина получила дополнительную букву в «М» в индекс.

Трубовоз ЗИЛ-135Л в Западной Сибири. Адрес иллюстрации: https://fishki.net/auto/1651204-istorija-zil-135.html
Трубовоз ЗИЛ-135Л в Западной Сибири. Адрес иллюстрации: https://fishki.net/auto/1651204-istorija-zil-135.html

Бригада Грачёва решила бороться за свой вариант ракетовоза через проведение длительной эксплуатации в суровых условиях Сибири. На строительство нефтепровода от Шаимского нефтяного месторождения до Тюмени. Труба длиной в 410 км и диаметром 520 мм была названа трассой мужества и положила начало строительству магистральных трубопроводов в Западной Сибири.

Для работы в Сибири были направлены четыре опытных тягача разной комплектации: с грузовыми платформами, тягач с прицепом-роспуском и грузовик для транспортировки труб. В течение девяти месяцев, начиная с лета 64-го года, восьмиколёсники перевозили грузы в условиях тяжелейшего бездорожья. В местах, где не проходила колёсная техника, включая ЗИЛ-157, тягачи Грачёва уверенно везли десять тон груза, тащили двадцать тонн труб и буксировали «застрявших».

Из-за широкой колеи у ЗИЛ-135Л были трудности при преодолении лежнёвок. Адрес иллюстрации: https://fishki.net/auto/1651204-istorija-zil-135.html
Из-за широкой колеи у ЗИЛ-135Л были трудности при преодолении лежнёвок. Адрес иллюстрации: https://fishki.net/auto/1651204-istorija-zil-135.html

Они с грузом преодолевали метровую снежную целину, топи, броды, узкие лежнёвки, могли двигаться без любых двух колёс. Как и в Бронницах главными их конкурентами стали ЗИЛ-135ЛМ. Они показали себя значительно хуже. Однако брянское лобби было сильнее. Ракетовоз с механической трансмиссией пошёл в серию и выпускался последующие три десятилетия.

-7

Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .

-8