Отказ военных от применения ракетовозов без подвески для транспортировки ракет с ядерными зарядами заставил В.А. Грачёва отказаться от предложенного им конструкторского решения. В апреле 60-го года на испытания был отправлен ЗИЛ-135Л. Основным его отличием от предшественников была торсионная подвеска управляемых мостов.
Мосты крепились к раме при помощи поперечных кронштейнов. Торсионы располагались продольно. Новое решение требовало изменения конструкции рулевого управления и рамы вездехода. Её пришлось заузить почти на 20 см и усилить. Изменения способствовали значительному снижению галоппирования, улучшили управляемость и профильную проходимость. Основными военными специальностями тягача должны были стать: транспортировка ракетных систем «Луна» и «Ураган».
Испытания проводились на полигоне 21-го НИИИ в Бронницах. Совместно с грачёвскоми тягачами в них участвовали брянский тягач БАЗ-930 и грузовик модели И-210 с полуприцепом, разработанный в НИИИ-21. БАЗ-930 был творческой переработкой силами брянских конструкторов ЗИЛ-135 предыдущих вариантов. И-210 имел три ведущих оси и полуприцеп с приводом. Он не составил конкуренции грачёвскому восмиколёснику.
ЗИЛ-135Л показал выдающиеся показатели по проходимости, значительно опережая брянского собрата. Он преодолевал всевозможные рвы, косогоры, болота. Удивил военных преодолением грунтовых 47-ти градусных подъёмов, что было возможно до этого только гусеничным тракторам. Единственным его минусом был больший расход бензина, чем у БАЗ-930.
Не всё было гладко на испытаниях, было несколько отказов сцепления, автоматической КПП и гидротрансформатора привода правого борта. При этом узлы левого борта работали исправно. Проявились дефекты изготовления, нестабильности технологических процессов. Несмотря на все перипетии судьбы, военные приняли на вооружение ракетовоз Грачёва.
Учитывая загруженность ЗИЛа производством грузовиков ЗИЛ-130 и его модификаций, производить ЗИЛ-135Л было поручено автомобильному заводу в Брянске. Он получил специализацию на производство ракетовозов. Борьба конструкторов и производственников продолжилась в другом направлении.
Случилось невероятное для СССР: брянские специалисты ультимативно отказались делать гидротрансформаторы и автоматические КПП. Объяснили это дороговизной проекта, и нашли поддержку во властных структурах. «Наверху» было решено отказаться в серийном производстве от автоматической трансмиссии и применить механическую. В результате такого демарша машина получила дополнительную букву в «М» в индекс.
Бригада Грачёва решила бороться за свой вариант ракетовоза через проведение длительной эксплуатации в суровых условиях Сибири. На строительство нефтепровода от Шаимского нефтяного месторождения до Тюмени. Труба длиной в 410 км и диаметром 520 мм была названа трассой мужества и положила начало строительству магистральных трубопроводов в Западной Сибири.
Для работы в Сибири были направлены четыре опытных тягача разной комплектации: с грузовыми платформами, тягач с прицепом-роспуском и грузовик для транспортировки труб. В течение девяти месяцев, начиная с лета 64-го года, восьмиколёсники перевозили грузы в условиях тяжелейшего бездорожья. В местах, где не проходила колёсная техника, включая ЗИЛ-157, тягачи Грачёва уверенно везли десять тон груза, тащили двадцать тонн труб и буксировали «застрявших».
Они с грузом преодолевали метровую снежную целину, топи, броды, узкие лежнёвки, могли двигаться без любых двух колёс. Как и в Бронницах главными их конкурентами стали ЗИЛ-135ЛМ. Они показали себя значительно хуже. Однако брянское лобби было сильнее. Ракетовоз с механической трансмиссией пошёл в серию и выпускался последующие три десятилетия.
Читайте другие публикации канала «Дневник оптимиста» .