Найти тему
Электроник

С забитым катализатором расход топлива больше. Его можно проверить самому без приборов. Рассказываю как

В отличии от всех датчиков и систем, которые устанавливаются на двигателе и помогают оптимизировать настройки топливоподачи, зажигания, что бы снизить расход бензина и увеличить мощность, катализатор это абсолютно бесполезная вещь. Нужен он только, для того, что бы снизить содержание вредных веществ в отработанных газах.

Он имеет сотовую структуру, которая позволяет увеличить площадь контакта с газами, и убрать из них как можно большее количество вредных веществ, которые образуются в результате сгорания топливовоздушной смеси в цилиндрах.

Если с помощью газоанализатора проверить состав отработанных газов двигателя без катализатора, то он обычно может быть например таким, СО- угарный газ 0,8 %, СН- не сгоревший бензин 200-300 частей на миллион. Это как раз таки и есть те вредные вещества, с которыми взаимодействует катализатор. Он преобразует их в безвредные, СО он до окисляет, до СО2 углекислый газ, а СН преобразует в воду и тот же СО2. Эти вещества безвредные и именно для этого катализатор и нужен.

-2

Соты из которых он состоит, настолько малы, что небольшие частицы несгоревшего топлива либо масла, могут их забить. В результате этого пропускная способность сот ухудшается и газам становится сложнее проходить через них. Противодавление на выпуске увеличивается, поршню становится сложнее вытолкнуть газы, большая их часть остается в цилиндре, в результате этого мощность двигателя падает и возрастает расход бензина.

При нормальных условиях, когда выпускная система не забита, давление газов на такте выпуска в цилиндре и в выпускном коллекторе обычно составляет 0,2-0,3 атмосферы, это на холостом ходу, на средних и высоких оборотах. Но когда катализатор забивается, оно может подскочить в несколько раз. Были случаи, что на 4 тысячах оборотах давление составляло более 1 атмосфера.

Конечно же чем сильнее забит катализатор, тем меньшую мощность может развить двигатель. И это отражается на динамике разгона и максимальной скорости автомобиля. Вообще если говорить о мощности и расходе топлива, то лучше, что бы катализатора вообще не было, потому, что любая преграда на пути отработанных газов увеличивает давление в выпускной системе, в результате наполнение цилиндров свежей смесью ухудшается и поэтому мощность падает.

По этому если катализатор забивается, то максимальная скорость, которую может развивать авто уменьшается, а при разгоне, когда мы нажимает на педаль, чувствуется не достаток мощности, задержка в наборе оборотов двигателя.

Но все эти признаки могут говорить об неисправности в других системах, например топливоподачи. Поэтому точно сказать, что дело в катализаторе можно, только проверив его. К тому же забитый катализатор это понятие растяжимое, потому, что забиться он может по разному.

Конечно лучший способ проверки катализатора, это снять его и посмотреть на свет, как просвечиваются соты. Но болты его крепления всегда ржавеют и пригорают так, что без болгарки бывает не обойтись. Поэтому снимают катализатор только в самых крайних случаях, когда точно знают, что он неисправен, меняют его либо часто убирают совсем.

Но можно посмотреть в каком состоянии находятся соты катализатора и без его снятия, с помощью эндоскопа.

Эндоскоп
Эндоскоп

Это не большая камера с подсветкой, вставляется она в отверстие датчика кислорода. Если соты повреждены или забиты, то это можно увидеть, с помощью нее.

Сейчас есть в продаже не дорогие эндоскопы, тот что на фото стоит 1000 рублей, купить его можно в магазине электроники.

Как проверяют на сто без снятия.

В цилиндр вместо свечи вкручивается датчик давления, эти датчики входят в состав диагностического комплекса, который называется мотор тестер.

Датчик давления
Датчик давления

Этот датчик позволяет посмотреть как изменяется давление в цилиндре, на работающем двигателе. На такте выпуска в норме оно должно быть, как было сказано выше 0,2-,03 атмосфера.

Есть способ проще, проверка давления в выпускной системе с помощью манометра. Выкручивается датчик кислорода и вместо него вкручивается штуцер с манометром, двигатель заводится и точно также по давлению судят о том, на сколько забит катализатор.

Такой манометр можно сделать самостоятельно.
Такой манометр можно сделать самостоятельно.

Обычно если давление на 3000 оборотах поднимается больше 0,5 атмосфера, то это говорит о том, что катализатор забит и влияние его на мощность и расход бензина значительное.

Есть еще один способ проверки, точно определить с помощью него насколько забит катализатор не получится, но в тяжелых случаях, когда двигатель плохо набирает обороты, расход бензина большой, проверить в катализаторе причина или нет можно. Ни какие приборы для этого не нужны.

Заводим двигатель идем к выпускной трубе, и проверяем рукой в перчатке, на сколько сильный поток и пульсация газов. Если катализатор забит сильно, то пульсация чувствуется слабо, шумность выпуска тише. Можно посмотреть в сравнении с другим авто, в котором нет проблем с двигателем. Разницу можно увидеть сразу, там где забит катализатор дыма выходит меньше из трубы, то есть даже визуально видно. Так же сравниваем силу потока газов. Именно в сравнении с другим авто, лучше проводить эту проверку.

Если вам было полезно, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.

Можете еще прочитать: От исправности дмрв сильно зависит расход топлива. Делюсь хитростью как можно его проверить без приборов и знаний.

Авто
268,3K интересуются