Найти тему

Фарфоровые тайны Петербурга: услышала ещё одну историю знаменитой «Кобальтовой сетки»

Императорский фарфоровый завод – предприятие, имеющее почти трёхвековую историю. Начало её было положено с возникновением на левом берегу Невы, в десяти верстах от Петербурга, Порцелиновой мануфактуры.

Экскурсия на легендарный завод может дополнить программу прогулок по городу. И даже поможет решить вопрос достойных подарков из Санкт-Петербурга.

Приглашаю вас ненадолго заглянуть в историю завода, полную придворных, коммерческих и творческих тайн.

Звонкое название «порцелин» в XVIII веке носил фарфор. Происхождение этого слова связывают с итальянским «porcellino» – поросенок: на умильных маленьких свинок были похожи ракушки – каури, использовавшиеся вместо денег на Востоке. Глянцевая гладкая поверхность домиков моллюсков была столь же совершенна, как и блестящая поверхность фарфоровых изделий, вывозимых из Китая. И столь же высоко ценилась.

ПОСУДА В ОБМЕН НА БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ

Секрет производства китайского фарфора охранялся настолько строго, что никому из иностранных шпионов не удалось его выведать. И в Европе фарфор изобрели заново, создав принципиально другой состав массы, которую обжигали при более высокой температуре. Произошло это поистине эпохальное событие в Саксонии, обогатив её правителя Августа Сильного.

Мейсенский фарфор, более прочный, чем китайский, не уступавший восточному аналогу ни в белизне, ни в изящности украшавшей его росписи, приобретали богатейшие аристократические фамилии Европы. Саксонский курфюст использовал «белое золото» для дипломатических подарков. Именно в этом качестве мейсенский фарфор попал в Россию.

Август Сильный изъявил желание «получить одного или двух белых медведей, очень больших и красивых, а также несколько песцов». Каприз монарха был выполнен, животных отловили и доставили быстро. В знак благодарности российской императрице был послан великолепный мейсенский фарфор. Но подарок запоздал, его доставили уже после скоропостижной смерти Екатерины I. Тогда шесть ящиков драгоценного фарфора было решено вручить цесаревне Елизавете, чтобы заручиться её расположением. Велись переговоры о её возможном браке с внебрачным, но официально признанным сыном саксонского курфюста Морицом. Дочь Петра I была восхищена красотой фарфоровой посуды. Возможно, именно в тот момент в её душе поселилась страсть к обладанию фарфором.

-2

ФАРФОРОВЫЙ «БИЗНЕС» ПО ВЕЛЕНИЮ ИМПЕРАТРИЦЫ

Через три года после восшествия на престол Елизавета Петровна поручила своему кабинет-секретарю И. А. Черкасову организовать производство порцелина. В Стокгольме русским дипломатом был завербован для выполнения этой задачи немецкий мастер Кристоф Конрад Гунгер, рекомендовавший себя как знаток всех тонкостей производства фарфора «как оный в Саксонии делается».

О том, насколько важной государственной задачей считала императрица изготовление фарфора, свидетельствует тот факт, что она личным указом назначила помощника, который должен был перенять опыт у иностранного специалиста.

Её выбор пал на Дмитрия Виноградова, подающего большие надежды молодого горного инженера. Как сам он объяснял: «Причина моего определения к сему делу была та, что я послан был в Немецкие земли для изучения между протчими науками химии и металлургии, которые с работами при порцелиновом деле сходство имеют».

НЕВА – ПОМОЩНИЦА МАНУФАКТУРЫ

Выбор места для Порцелиновой мануфактуры определялся расположением здесь Невских казённых кирпичных и черепичных заводов, заложенных ещё при Петре I – для постройки новой столицы требовались стройматериалы. Было разумно использовать готовые строения, оборудование и рабочих, имеющих опыт обработки глины для создания первого в России фарфорового производства. Необходимое сырьё и топливо доставляли судами по Неве.

МАХИНАЦИИ И НОВЫЕ ФОРМУЛЫ

Был ли Гунгер мошенником, который ввёл в заблуждение русских нанимателей, или он просто не смог адаптировать формулу европейского фарфора к местному сырью, неизвестно. Но государственной комиссии, прибывшей с инспекцией на мануфактуру, он смог предъявить лишь несколько кривых и тёмных чашек как итог четырёхлетней работы. Барон Черкасов подтвердил свою репутацию человека «насильственного и грубого»: немец был изгнан с позором, а во главе мануфактуры поставлен Виноградов.

Дмитрий Иванович был, несомненно, талантливым учёным и кропотливым исследователем. Зная лишь перечень сырья, используемого для получения мейсенского фарфора, он путём многочисленных экспериментов сумел найти подходящие местные ингредиенты, выверить их пропорции и технологию обработки.

Результаты своих опытов он записывал в журнал, используя шифр – обстановка секретности сохранялась в течение всего времени работы над выведением формулы порцелина.

И надзор за Виноградовым, его изоляция – ему было запрещено покидать мануфактуру – лишь усиливались по мере успеха его трудов. За невероятно короткий срок в два года Дмитрий Иванович смог получить фарфор, не уступающий по качеству саксонскому, создал рецептуры красок и глазури.

-3

ИМПЕРАТРИЦЕ – ПОДАРОЧКИ, ИНЖЕНЕРУ – СТРАДАНИЯ

Сначала наладили производство мелких вещиц, из которых особенное одобрение императрицы заслужили табакерки. Елизавета Петровна одаривала ими тех придворных, к которым благоволила. Позже, в 1756 году, когда был построен большой горн, для государыни изготовили сервиз, названный «Собственным».

К сожалению, Елизавета Петровна более не проявляла заинтересованности в судьбе Виноградова. Меж тем состояние его здоровья, как физического, так и душевного, ухудшалось. Дмитрий Иванович имел пагубное пристрастие к алкоголю, ища в нём забвения от напряжённого труда и огромной ответственности. Не склонный к сантиментам Черкасов отдал распоряжение наказывать за любой промах руководителя мануфактуры наравне с мастеровыми: «вязать и бить». К телесным мучениям учёного добавлялись душевные: его лишили шпаги – символа гражданской чести и достоинства. Последние дни своей жизни он провёл прикованным на цепь рядом с печью для обжига фарфора. Трагический конец короткой жизни – всего 38 лет.

-4

ПРЕВРАЩЕНИЯ ФАРФОРОВОГО ЗАВОДА

Имя создателя русского фарфора было позабыто. Могила его на кладбище у церкви Преображения Господня была утрачена, когда церковь в 1933 году снесли. Мануфактура, которая под его руководством стала процветающим предприятием, много позже получила другое имя – М. В. Ломоносова. Лишь небольшая мемориальная доска на фасаде здания завода – скромная дань памяти Дмитрию Ивановичу Виноградову.

  • После восшествия на престол Екатерины II Порцелиновая мануфактура была реорганизована в Императорский фарфоровый завод. С тех пор все российские монархи благоволили предприятию, размещая заказы на парадные сервизы, вазы, скульптуры. Фарфор служил прославлению деяний российского императорского дома, украшал резиденции членов царской семьи.
  • Александр III ввёл традицию изготавливать все заказы венценосной семьи в двух экземплярах: один передавался музею Императорского фарфорового завода. Традиция сохранилась и в советское время, когда предприятие стало называться ЛФЗ – Ленинградский фарфоровый завод.
  • В каждый период своего существования старейшее фарфоровое производство в стране привлекало к работе выдающихся художников – мастеров прикладной живописи. Различные направления, от классицизма до авангардизма – нашли отражения в изделиях завода.

ДРУГАЯ ИСТОРИЯ «КОБАЛЬТОВОЙ СЕТКИ»

Этот элегантный и минималистичный орнамент стал визитной карточкой завода. Известен автор рисунка – Анна Яцкевич, но вот историй его создания существует несколько. Есть версия, что источником вдохновения для Анны стал самый первый сервиз, изготовленный Д. Т. Виноградовым – уже упоминавшийся «Собственный Ея Величества»: в его оформлении использован схожий мотив. Поскольку рисунок художница создала в страшное время блокады Ленинграда, в пересечении синих линий находят подобие с полосками бумаги, которыми крест-накрест заклеивали стёкла в окнах, чтобы снизить риск ранения людей осколками.

-5

На самом предприятии я слышала от сотрудницы несколько отличную от общепринятых версий историю.

Анна Яцкевич, как и другие жители осаждённого города, была ослаблена голодом. Водопровод не работал, а измождённые люди, страдая от холода, были вынуждены ходить за водой к проруби. Зимний день короток, уже в темноте Анна набирала воду, когда начался артобстрел. Лучи прожекторов обшаривали небо в поисках вражеских самолётов, у женщины от слабости кружилась голова.
В этот момент она увидела в тёмной ледяной воде проруби перекрещивающиеся отражения световых лучей, дрожащие, изменчивые. Это было настолько прекрасно, что страх отступил, и Анна поверила в то, что будет жить. Анна Яцкевич выжила, потеряв в 1942 году мать и сестру, умерших от голода…

Все этапы создания фарфора с рисунком можно увидеть во время экскурсии по заводу.

КАК ПОПАСТЬ НА ЭКСКУРСИЮ ПО ЛЕГЕНДАРНОМУ ЗАВОДУ?

На Императорском фарфоровом заводе проводят экскурсии, где участников знакомят со всеми этапами производства фарфоровых изделий: от отливки до обжига.

Продолжительность экскурсии: 45 минут. Записываться надо заранее по телефону: +7 (812) 326-17-43
Дни проведения экскурсий: понедельник-пятница, с 10.00 до 19.00
Адрес: Санкт-Петербург, пр. Обуховской Обороны, 151
Добраться до Императорского фарфорового завода можно на метро до ст. «Ломоносовская», а оттуда пешком примерно 10 минут. Спросите любого прохожего, как пройти к ИФЗ, и вам подскажут.

До сих пор многие операции на заводе производятся вручную, хотя есть и поточное производство. Художественная роспись требует внимания и сосредоточенности. Хотя художник наносит рисунок на изделие, сверяясь с образцом, любая работа несёт отпечаток индивидуальности создателя. Наблюдать за работой художника хочется бесконечно.

И, разумеется, расписанные вручную изделия стоят дороже тех, что сходят с конвейера.

В фирменном магазине на первом этаже можно приобрести что-то на память о посещении завода, от скромного сувенира до дорогого сервиза.

Или можно просто полюбоваться прекрасными образчиками современного фарфора!

-7

ЧАШЕЧКИ ЛФЗ ЖИВУТ В КАЖДОМ ДОМЕ

Высокий художественный уровень и великолепное качество исполнения изделий из фарфора привлекают внимание как известных статусных персон, так и рядовых покупателей. Без преувеличения, в каждой петербуржской семье есть хотя бы одна чайная чашка с блюдцем с клеймом ЛФЗ или ИФЗ. В моей семье бережно хранится сервиз 50-х годов прошлого века «Липовый цвет», очень изящный.

-8

ПОСЛЕ ФАРФОРА – ЗА КУЛИЧОМ

Если после посещения Императорского фарфорового завода у вас ещё останутся силы, можете прогуляться по набережной Невы. Пройдите под опорами Володарского моста мимо Речного вокзала по направлению к м. «Пролетарская» по проспекту Обуховской Обороны до дома 235.

Этот номер присвоен удивительной Церкви Святой Троицы Живоначальной, которую чаще называют просто «Кулич и пасха» за сходство строений с этими атрибутами праздника Воскресения Христова.

Интересны вам такие экскурсы по городам? Ставьте лайки и будем продолжать прогулки!

Анна, эксперт по отдыху – OnlineTur.ru

-9

Читайте о других городских путешествиях в обзорах наших «спецагентов»:

ДЛЯ АВТОРОВ

Умеете отдыхать и часто путешествуете? Присылайте ваши тревел-обзоры и зарабатывайте дополнительные бонусы для путешествий с OnlineTur.ru!