Здравствуйте, уважаемые подписчики и читатели канала! Казанское ханство возникло в 1438 г. в процессе распада Золотой Орды. Его основателем стал чингизид Улуг-Мухаммед. В Москве были сильно удивлены появлением этого государства, которое возникло на землях Волжской Булгарии и стало быстро набирать экономический и политический вес.
Посадить на трон марионетку
При Иване III Великое Московское княжество поглотило многих соседей. Казань была одной из стратегических целей русского государства. О физическом захвате речи пока не шло, но посадить на казанский трон марионетку - это казалось возможным. И вот когда после смерти хана Халиля в Казани образовался властный вакуум, в ход пошла тайная дипломатия.
В 1452 г. на русскую службу переехал сын Улуг-Мухаммеда Касим. Используя связи в казанских верхах, Касим договорился с татарским князем Авдул-Мамоном и его сторонниками о свержении хана Ибрагима ("Обреима" русских летописей) и собственном восшествии на престол.
Иван III, организовавший эту интригу, выделил Касиму несколько русских полков, и вместе с касимовской конницей на праздник Воздвижения они выступили на Казань. Шёл 1467 год. Русское воинство возглавлял воевода князь Иван Васильевич Оболенский Стрига.
Ибрагим закрывает переправу
Объединённое воинство Касима и Оболенского Стриги подошло к Волге и стало готовиться к переходу на противоположный берег реки. Однако к месту событий подоспел Ибрагим. В итоге, переправа не состоялась. Касим и Оболенский Стрига развернули войско назад и двинулись "восвояси". Было очевидно, что Ибрагим успел укрепиться в Казани, подавил оппозицию и получил поддержку населения.
На обратном пути
На обратном пути русско-татарский корпус претерпел жесточайшие муки. Но не от царя "Обреима", а от катаклизмов природы. Осень 1467 г. выдалась студёной и дождливой. Перестало хватать подножного корма, и лошади быстро отощали. Как выразился летописец, и "кони их с голоду мёрли". Православные ратники впадали во грех и по праздникам ели мясо. Они бросали по дороге тяжёлые доспехи, которые не могли нести без лошадей, мучались от холода и усталости, но прибыли домой живы.
Ответный ход татар
После отхода Касима и русских войск с переправы татары "пошли изгоном" на Галич Мерский в нынешнюю Костромскую область. Трудно сказать, насколько эта вылазка была связана с русским походом на Казань, но фактом остаётся то, что татары не достигли успеха, ибо все костромичи загодя спрятались в крепостях. Князь Иван III успел разослать по городам "заставы" и "велел им сидети в осаде, стеречися от Казани". Муром, Нижний Новгород, Кострома и Галич были защищены гарнизонами и спаслись от разорения.
Дипломатическая неудача Ивана III с царевичем Касимом, а также нападение Касима на Галич привели к крупной размолвке с Казанью. Московский великий князь решил примерно наказать своевольных татар, что и было сделано в том же году. Однако это уже другая история.