Найти тему
Исторические напёрстки

«Русская Правда» Ярослава Мудрого. Новгородский вызов Руси

Оглавление

Двумя крайними материала канала пытались разобраться, по каким законам жили славяне до «призвания варягов». Насколько стремительно стало меняться всё — с их появлением. Варяжская «русь» принесла собственные взгляды на государственность, уклад, традиции. Плохо или хорошо? Ни так, ни этак. Просто неизбежно. Неумолимый исторический процесс. «Русский Закон» был должен, обязан появиться в раннем средневековье. Чтобы из десятков славянских (и не очень) племен вылепить некую государственную общность. Процесс этот не добровольный, мучительный, местами — кровавый и драматичный.

К XI столетию

большая часть государств западнее и восточнее Руси имела письменное право. Для киевских князей примером была Византия, с ромеями были заключены первые договоры. Там традиция была древней, основанной еще на греко-римском античном праве. А собственное законодательство в Проливах окончательно оформилось еще в V веке. Появился письменный кодекс законов.

У народов территории современной Франции чуть позже возникли собственные «Правды»: Бургундская, Рипуарская и самая известная — «Салическая». Которая стала государствообразующей для Империи Франков. Lex Salica представляла из себя запись древних судебных обычаев «салических франков», большого числа германских племен. Которые, уронив Западную Римскую Империю, озаботились на территории Галлии в V-VI веках — созданием самого крупного «государства варваров».

В «Салической Правде», кроме плохого, вульгарного латинского языка, пересчета всех проступков на римские солиды и денарии, нет никакого влияния юридической античности. Это уникальное юридическое произведение, основанное на древнем германском укладе и традициях. Благодаря «Правде» стало понятно историкам, как именно было устроено это общество. Какие нравы (вплоть до мельчайших деталей), черты быта, порядки царили среди древне-германских племен. Многое из того, что описывали Юлий Цезарь и Тацит, подтвердилось, кстати.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

В Англии король Альфред тоже разработал для своих разноплеменных подданных сборник законов — «Правду короля Альфреда» (Судебник). Это более сложный документ, призванный навести единый порядок. Он охраняет мир короля, элдермана, церкви, борется с пережитками кровной мести, карает за убийства, кражи, нападения, увечья. Там пока нет сословности, Судебник равно охраняет свободных крестьян от несправедливости знати. Но при этом подчеркивается особый статус господ-глафордов. Кто замыслит убить своего господина, лишался всего имущества. Король Альфред закреплял земельную собственность тех, кто имел ее по королевскому акту, вводил ограничения перехода подвластных от одного глафорда к другому.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Понятное дело,

на Руси купцы и военная верхушка варягов прекрасно это знали. Идея единого письменного закона витала в воздухе, заставляла князей задуматься над чем-то схожим. Проблема наличия большого количества племен, живущих по своему традиционному праву, мешала. Законы полян и кривичей могли расходиться, совсем не совпадая с традициями вятичей. Помеха централизации в полный рост, особенно для князя лично.

Западнее Руси проблему решали жестко и просто: утверждали единые нормы, силой оружия заставляли выполнять. Пусть не сразу, но результат был. Особенно когда работал принцип «коллективной ответственности». Первые князья на Руси — Рюрик, Вещий Олег, Игорь — не имели влияния на огромные территории многочисленных славянских племен. Особенно окраины. Куда было малочисленным дружинам варягов навязать им единый закон. Платят дань от случая к случаю — и хорошо. Но система крепла, стали появляться княжеские наместники, сбор дани и торговых пошлин стал более дотошным.

Понятное дело, много в княжеский карман не положишь. Славяне — народ помешанный на справедливости. Требовали честной военной службы, охраны границ, строительства укреплений. С принятием христианства — появились священники и епископы. Этим тоже дай защиту в «варварских землях». Чтобы за мораль непонятную, нормы человеческого общежития — странные, храмы… их в порубе не сожгли, в реке не утопили суровые общинники-язычники. Всё это требовало присутствие князя на местах, вечно приходилось спорить, увещевать, поступаться гордостью и договариваться.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Главная проблема

законодательства начального (везде) — наличие кровной мести. По нормам почти всех славянских племен за убийство родственника — требовалось возмездие. Уничтожить убийцу или его родню. Этот кровавый принцип шел в разрез с нормами христианской морали — раз. Создавал нестабильность на территориях, где могли возникать даже небольшие племенные войны. Под горячую руку мог попасть кто угодно. Запретителям процедуры возмездия (обязательной к исполнению) приходилось тяжело: священников били, резиденции наместников могли сжечь, если там находили убежище преступники, просившие защиты или третейского суда.

Сама по себе кровная месть коробила самолюбие княжеское. Любой общинник был вправе распоряжаться жизнью «податных единиц» во время ее исправления. Бардак, и только… Какой тут принцип мудрости государя, его возвышения, божественного права управлять судьбами и жизнями подданных. Когда в самом главном человеческом аспекте взаимоотношений царит дикий самосуд. А волю княжью откровенно медведю под хвост пристраивают.

Вынужденные обстоятельства.

После смерти князя Владимира Красно Солнышко в 1015 г. взбунтовался Новгород. Началось восстание, которое спровоцировали своими беззакониями и насилием наемные дружины князя Ярослава. Еще не Правосуда, но уже Скупого (как его прозвали скандинавы). Восставшие новгородцы перебили многих варягов. Разгневанный Ярослав, призвав к себе лучших мужей новгородских, затеявших смуту, уничтожил всех зачинщиков.

«В ту же ночь» пришла весть из Киева от его сестры Предславы. Она предупредила Ярослава об угрозе со стороны киевского князя Святополка, старшего брата. Ярославу ничего не оставалось делать, как собрать вече. Публично каяться и просить прощения за свои мерзкие поступки. Торговый люд, судя по всему, выкатил Скупому Правосуду серьезные требования. Так появились первые 17 статей «Древнейшей Правды», в основном — уголовные.

Этим были даны юридические гарантии: насильственных действий дружины больше не будет, тишь и гладь станут царить «в доме Поромоньем» (резиденция иноземных варягов). В 1016 году 28-летний Ярослав с помощью новгородцев победил Святополка, сел на княжение в Киеве, на престол отцовский и дедовский. Этим делом междоусобицы не закончилось, Святополк бежал в Польшу получать поддержку от тестя, короля Болеслава.

На следующий год поляки выступили против Ярослава, разгромили его у Волыни. Тот вернулся в Новгород всего с четырьмя воинами, надумал отправиться «за море». Городской посадник Константин Добрынин с народом порубили ладьи, постановили — борьбу нужно продолжить. Чтобы собрать новое войско Ярославу, Новгород крупно раскошелился, нанял еще варягов. В конце концов, бесчинствующих на Руси ляхов перебил сам Святополк. А его выпнул в европские земли — Ярослав Мудрый. Где Окаянный и сгинул…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Помотавшись по Руси, побывав на юге, долго живя среди новгородцев… До жадного князя дошло (подсказали) — пора свои позиции крепить. Сначала он подарил новгородцам «Древнейшую Правду», которая давала серьезные правовые льготы исключительно местному населению. Насколько вечевики были настойчивы в распространении других юридических норм повсеместно — видимо… очень хотели.

Единый Закон кратно расширял горизонты торговли, устранял многие правовые неудобства купца среди славянских племен. Самое главное, вдали от своих земель позволял обращаться за защитой к князю. За справедливостью. Или в поддержу своего интереса корыстного, куда без этого…

Как писать единый закон?

Этот вопрос мучил Ярослава Мудрого не один год, наверняка. Хорошо знакомый с другими юридическими практиками соседних государств, много общавшийся с чужеземцами — в основу своего документа он заложил три источника. Положения норм традиционного права восточных славян (явно были какие-то положения наскоро записаны), Византийское Право и юридические нормы скандинавских земель.

С последним было проще всего. Ярослав всегда был окружен живыми носителями этих национальных традиций северного сутяжничества и монетизации проступков. Большинство наемных дружин Ярослава составляли норвежцы, даны, свеи. Процесс создания «Русской Правды» длился с 1016 по 1036 годы, проходил в несколько этапов. Небольшие дополнения и корректировки вносились постоянно, это видно по чехарде архаичных и более современных вставок.

При жизни Ярослава Мудрого полностью документ не работал, только некоторые его редакции (новгородская «Древнейшая Правда» и «Краткая Правда»). После смерти отца сыновья дополнили «Русскую Правду» «пространной редакцией», окончательно убрав из нее возможность кровной мести (но не устранив фактически). В 1113 году поправку «о закупах», категории зависимых крестьян, внес Владимир Мономах. Однако основные принципы, заложенные Ярославом, оставались неизменными. Они скрутили славянский мир в бараний рог раннего феодального государства.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Война против славянской общинности.

Текст «Правды Ярослава» дошел в составе первых семнадцати статей Древнейшей («Краткой Правды»), в трех разделах. Первый — постановления об убийстве. Второй — статьи об оскорблении. Третий — законы о нарушении прав собственности. Это был «пожарный кодекс», принятый Ярославом под давлением вечевиков и угрозой изгнания. Новгороду требовалась гарантия. От повторения убийств, оскорблений и хищений со стороны княжеской дружины.

Чрезвычайный характер «Древнейшей Правды» объясняет ограниченность ее содержания. В нее не вошли многие нормы, существовавшие в начале XI века. О наследстве, правовом положении челяди, зачинщике драки и многое другое. Не до того было. Это не имело прямого отношения к политическим задачам, которые решал Ярослав, начиная войну за отцовское наследство в 1016 году.

Хитрый Новгород добился-таки признания своей исключительности среди всех земель Руси. Статьями 10 и 11 прямо ограничивался произвол дружины князя. Была гарантирована защита не только имущества, но и жизни новгородца. Ярослав был вынужден ввести новую норму, ее защищавшую, — штраф в 40 гривен за убийство. Этим самым буйные вечевики приравнивались к дружинникам князя.

Рядовой новгородец мог быть изгоем (не членом общины) или общинником. До этого «вира» платилась лишь за убийство «княжьего человека», кем бы он ни был. Профессиональным воем (гридином), «ябедником» — княжеским слугой во время суда, «мечником» — судебным чиновником, или купцом «под защитой». Скорее всего, ранее дружина злоупотребляла своей безответственностью. И плевать хотела на кровную месть общинников. Поди-отомсти ватаге профессиональных убийц, которые за ровню только князя считают.

Новгородцы поступили тонко. Оказав военную помощь Ярославу в борьбе со Святополком Окаянным, потребовали ответственности убийц перед семьей пострадавшего, как перед князем. Уровняв дружину в правах с жителями города, его земель. Ярослав был вынужден удовлетворить это наглое требование.

Законодательно была принята «вира» — штраф за убийство любого человека. В пользу князя. Если вдруг не нашлось тех, кто мог бы отомстить за погубленную жизнь. Кровная месть продолжала существовать. Но «кровником» теперь обязан был выступать сам князь. Только этот принципиальный момент показывает, насколько далеко Новгород убежал в понимании государственности. Не целиком всем обществом, конечно. Это было желание определенной купеческой прослойки. Желавшей единого порядка на Руси.

Кровной мести, как главному инструменту правосудия славян, был нанесен ряд сильных ударов. Да, она продолжала существовать. Но война была объявлена. Против общинности, в первую очередь. Ее законов. Создав такие противоречия, князья стали раскалывать древний уклад и традиции. Вербовать себе сторонников. Не поладил с общиной, обижен, хочешь вырваться из-под мелочной опеки, закон родовой нарушил — милости просим… Есть тот, кто тебя защитит от всех невзгод. Князь и Закон, «Русская Правда».

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Новгород, моё почтение

Мировой уникальный правовой прецедент создал в Средневековье. Обеспечил себе небывалое юридическое положение среди всех земель. В некоторых случаях жизнь княжеского дружинника была защищена меньше, чем рядового общинника. За убийство «гридина» платилось 40 гривен князю. А за новгородца-общинника (в случае отсутствия мстителя) — 40 гривен шло князю, и еще 40 — членам общины убитого.

Чтобы устранить такое вопиющее противоречие, Ярослав и его сыновья должны были очень быстро, железной рукой отправить в небытие кровную месть. Это настоятельно требовалось для дальнейшего развития Руси — в нормальное феодальное государство. Очевидная польза для становления торговли, экономики, разграничения славян на сословное общество.

Что еще выторговали себе новгородцы? В юридическом анализе древнейшей части «Краткой Правды» обращают на себя внимание статьи 2-9. Там устанавливаются штрафы за ранение и оскорбление. Вооруженным воином, в том числе. Если он выступает оскорбителем, пустившим в ход свое оружие, — его наказывают небывалым штрафом, в четыре раза больше обычного.

Так что после этого варяги и княжеские дружинники на цыпочках ходили по торговому городу. 12 гривен… это ого-го… За оскорбления… при оружии. В четыре раза выше обычного штрафа за побои. Более того, если даже на пострадавшем не было явных следов побоев, было достаточно двух свидетелей, чтобы взыскать штраф с обидчика.

«Древнейшая Правда» особо защищала имущественные права знатных купцов и бояр новгородских, владельцев «челяди». Именно они добились от Ярослава особых норм закона. В случае невыдачи беглого челядина в течение трех дней иноземцы платили штраф 3 гривны за укрывательство. Была упрощена процедура розыска беглого. Особо прописан запрет на отъём «предметов средневековой роскоши» — коней и оружие. Видимо, варяги допекли знатных новгородцев такими экспроприациями, раз понадобилось писать Закон.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Выводы пора делать.

Трудно сказать, сколько еще бы Русь находилась вне правового письменного права, единого для всего общества. Но так сложились политические обстоятельства, что процесс получил небывалое ускорение. Год создания «Древнейшей Правды» (1016) приходится на период первой попытки Ярослава оседлать великокняжескую табуретку в Киеве. «Правда» для Новгорода, им подписанная, — это исполнение обещаний и залог, гарантирующий поддержку купеческой элиты и горожан самой богатой земли Руси.

Святополк, приведший годом позже ляхов короля Болеслава, еще больше качнул маятник. В 1018 году ему легко удалось захватить Киев, выбить оттуда Ярослава. По-другому быть не могло. Киевляне, раздраженные небывалыми преференциями сопернику-Новгороду, не поддержали Ярослава. И поляки немалым числом — до кучи. Но именно они поспособствовали становлению «Русской правды». Устроив бесчинства по всем городам Южной Руси, куда их на постой определили.

Как только киевляне испытали на себе прелести беззаконий пришлого войска — они отвернулись от Святополка, переметнувшись к Мудрому. Новгородцы же, верные своему слову, не отказались от него после поражения, собрали и наняли новое войско. Эти факторы сработали на вторую победу — 1019 года. Ярослав разбивает Святополка, занимает киевский престол. Эффективность «новгородского юридического прецедента» легла в основу крепких княжеских размышлений. Как и какими методами можно разрушать общинную Русь, привлекая на свою сторону города… Дармовые судебные деньги, поддержку элит, изгоев и самое главное — купцов.

Продолжение — следует…

-9

Читайте по теме: