Для царя сердечные дела никогда не могли стоять на первом месте!
Поэтому и свадьба монарха всегда была делом государственным.
От будущей царицы требовалось немногое: кротость, послушание, добродетельность, красота лица, но самое главное - способность к чадородию.
Царских невест на Руси выбирали до 18 века из подданных. Причем часто этот выбор был связан не с богатством и знатностью рода будущей жены, а с ее умением понравиться государю.
Оттого и страсти вокруг "царских смотрин" были нешуточные, ведь понравиться царю могла любая из претенденток, а ее родственники получить огромные привилегии.
После Смуты новый род Романовых нуждался в наследнике. Юный Михаил Романов, вступивший на престол в 16 лет, уже через три года в 1616 году, назначил смотрины для выбора будущей супруги.
На смотринах ему приглянулась дочь коломенского дворянина Ивана Хлопова Мария, с которой он поспешил обручиться. Марию взяли в царский дворец и нарекли новым именем "Анастасия" в память о любимой супруге Ивана Грозного.
Но мать царя инокиня Марфа и бояре Салтыковы выбором молодого государя были недовольны. Мать, потерявшая всех своих детей, кроме Михаила, просто ревновала сына к другой женщине, а бояре опасались новых людей у царского трона.
Мария-Анастасия внезапно занемогла. Вероятнее, всего это было какое-то пищевое расстройство. Врачи, находившиеся подле нее, ничего страшного в болезни не нашли, заявив, что чадородию она не помешает.
Но Салтыковы сделали все, чтобы Марию и ее близких отослали из дворца, да не куда-нибудь, а в далекий Тобольск.
Для девушки, только что объявленной "царской невестой" это была настоящая катастрофа. Она плакала и молила о пощаде, но ее никто не слушал.
Ее жених мог бы заступиться за Марию, но был молод, мягок и находился под сильным влиянием матери. Но нежное чувство к девушке Михаил продолжал хранить, отказываясь проводить новый смотр невест для заключения нового брака.
Спустя три года после этих событий в 1619 году из польского плена вернулся родной отец Михаила митрополит Филарет (родители царя были когда-то насильно пострижены в монахи по приказу Бориса Годунова).
Михаил надеялся, что отец поможет ему вернуть Марию, однако тот, как дальновидный политик, решил женить сына на иностранной принцессе, которая согласится принять православие. Переговоры шли долго, однако в итоге ни литовская княжна, ни датская, ни шведская принцессы идти замуж "за московита" не захотели.
При этом Михаил смог улучшить положение Марии и ее семьи, разрешив ей жить в Нижнем Новгороде, а не в далекой Сибири.
К тому времени Михаил был уже гораздо взрослее и опытнее, он заявил родителям: «Сочетался я по закону Божию, обручена мне царица, кроме нея не хочу взять иную».
Однако Михаил вновь столкнулся с жестоким сопротивлением со стороны матери. Хлопову невесткой та видеть категорически не желала, ссылаясь на ее болезни и возраст. При этом Михаил добился того, что Хлопову признали здоровой.
Казалось бы, можно было готовиться к свадьбе, но в дело вновь вмещалась инокиня Марфа.
«Если Хлопова будет царицей, не останусь я в царстве твоём», - заявила она сыну, фактически поставив Михаила перед непростым выбором.
Сын выбрал волю матери, навсегда оставив свою невесту. Отец Марии получил от царя грамоту следующего содержания: «Мы дочь твою Марью взять за себя не изволим».
Хлопова осталась в Нижнем Новгороде. Замуж она выйти после случившегося уже не могла, ее репутация была безнадежно испорчена.
Да и век отвергнутой царской невесты был недолог. От переживаний или от болезни Мария скончалась до 1633 года , точная дата ее конца неизвестна.
Михаил Романов вскоре обручился, а потом обвенчался с княжной Марией Долгоруковой, которая, не успев подарить ему долгожданного сына, умерла спустя 6 месяцев после свадьбы. Что стало причиной этого сегодня до конца неизвестно.
Михаил спустя полтора года вновь назначил смотрины, на которых выбрал себе в жены бедную дворянскую девушку Евдокию Лукьяновну Стрешневу. Евдокию он ввел в царские палаты и повелел охранять от всех "недобрых" глаз. Имя менять кроткая Евдокия отказалась, мудро заметив, что жене Грозного Анастасии и Марии Хлоповой «имя это счастья не прибавило».
Евдокия родила мужу 10 детей, среди которых было всего три мальчика (двое из них умерли в младенчестве). Старший сын царя Алексей смог унаследовать престол после его смерти и продолжил род Романовых.
Семейная жизнь Михаила Федоровича сложилась счастливо. К своей кроткой жене он относился с любовью, но, скорее всего, о своей первой несчастной невесте никогда не забывал...