Найти в Дзене

Так что же такое офшоры? И как меняется законодательство по отношению к ним – эксперт NBJ

Фото из архива автора.
Фото из архива автора.

За последние десятилетия было написано столько научных трудов и рекламных статей на тему офшорных компаний, что, вероятнее всего, будет сложно предложить какое-то новое определение этого термина. Однако эксперт NBJ , Член Палаты Налоговых Консультантов РФ Кирилл Бондаренко, которые более 12 лет занимается созданием и администрированием иностранных компании и открытием расчетных счетов в иностранных банках, считает иначе.

«Отдельные составляющие части этой дефиниции часто меняются. Это и законодательство об офшорных компаниях, и практика их использования, и даже сам список так называемых оффшорных юрисдикций. Поэтому цель данной статьи – небольшой исторический экскурс в теорию и практику, а также дать краткое описание текущего положения дел в офшорных компаниях. Я специально использую в тексте оба варианта написания – где-то «офшорную», а где-то «оффшорную», так как считаю, что оба варианта правильные, тем более, что люди ищут и так, и так» – говорит Бондаренко.

Определение прежде всего

Давайте посмотрим, как офшорную компанию определяет Кембриджский словарь делового английского языка: «оффшорная компания» – это компания, которая располагается (базируется) в стране отличной от той, в которой у нее сосредоточена большая часть бизнеса, часто в налоговых целях.

Далее нам просто необходимо озвучить понятие и самого термина «бизнес», чтобы лучше понять контекст это определения. Обычно под бизнесом понимается деятельность по покупке и продаже товаров.

Несмотря на то, что определение довольно-таки широко трактует понятие офшорных компаний, из него мы можем отметить несколько важных признаков офшорной компании:

1) компания находится за пределами страны, где выполняется большинство ее реальных бизнес-функций;

2) компания, как правило, может быть использована для налоговых целей.

Строго говоря, под офшорной компанией, понимается любая компания, зарегистрированная в стране, где у нее отсутствуют реальные бизнес-функции, или где они сводятся к выполнению незначительных операций.

На мой взгляд, довольно странное утверждение, ведь в таком случае составителям словаря делового английского языка пришлось бы признать, что любая английская компания приобретающая товар, например, в Индии и продающая его в Великобритании, является офшорной, так как большая часть бизнеса базируется в Индии (по крайней мере, если мы говорим про фактическое место производства и, соответственно, сам товар производится именно там).

Надо признать, что «деятельность по покупке и продаже товаров» не обязательно включает в себя его производство, а скорее ориентируется на покупателя и, соответственно, получение прибыли. Что же, давайте оставим этот спор для будущих налоговых баталий.

Историческая практика

Но как это часто бывает, практика отличается от теории, хотя и основывается на ней. Для того, чтобы создание офшорной компании имело хоть какой-то смысл, она должна выполнять следующие функции:

  • обеспечивать уровень конфиденциальности, отвечающий требованиям тех целей, которые она выполняет;
  • быть максимально простой в администрировании (лучше всего, если вообще не надо подавать никакой отчетности);
  • позволять снижать налогообложение;

Разумеется: невозможно представить, чтобы какое-то правительство в мире пошло на такие уступки своим «родным» предпринимателям. А вот, чтобы привлечь чужих, – готово. И не одно.

Именно поэтому в середине прошлого века целый ряд государств принимает так называемые законы о компаниях международного бизнеса. Эти законы позволяют регистрировать компании, которые освобождаются от налогообложения, не подают отчетность, информация о выгодоприобретателях таких компаний закрыта, полностью или практически полностью отсутствует налогообложение.

Именно эти государства и начали называть «офшорами» в классическом понимании этого слова, а компании, зарегистрированные там, стали называть «офшорными компаниями».

Наиболее популярными из них в России стали: Панама, Британские Виргинские Острова, Сейшельские Острова и Белиз (который, кстати, приводится в качестве примера в Кембриджском Словаре Делового Английского).

Как сейчас

Впрочем, за последнее десятилетие многие страны, которые было принято называть офшорными в классическом понимании этого слова, перестали таковыми быть. Прежде всего потому, что привели свое законодательство в соответствие с теми требованиями, которые им были предъявлены со стороны «старших товарищей» в лице стран Большой двадцатки.

Вместе с тем, пока не выработаны единые подходы к отнесению той или иной страны к «офшорной», например, списки таких стран в ЕС и России разительно отличаются друг от друга. Более того, недавно в Европейском Союзе призвали пересмотреть подход к разграничению юрисдикций на условно хорошие и плохие, а это значит, что в ближайшее время там возможны серьезные изменения в этом вопросе.

Что касается России, то у нас продолжают действовать несколько, так называемых «списков», наиболее важным из которых в настоящее время является список ФНС России. Вы можете ознакомиться с ним по этой ссылке.

Выводы

Теоретическое определение «офшорной компании» предполагает любую компанию, зарегистрированную не в стране, где у нее находятся покупатели, формируется прибыль, либо фактически осуществляется большинство технических функций.

Одновременно на практике было принято понимать под «оффшорными» компаниями, которые зарегистрированы в юрисдикциях и одновременно выполнявшие следующие требования:

  • отсутствие налогообложение,
  • закрытый реестр выгодоприобретателей,
  • отсутствие отчетности и регистрация в соответствие со специальным законодательством.

В последнее время происходят кардинальные изменения в законодательствах, которые, скорее всего, заставят нас внимательнее посмотреть на теоретическое понятие офшорной компании.

Комментируйте, ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и на официальную страницу Национального Банковского Журнала в Facebook. Перейти на сайт Национального банковского журнала.