Найти тему
Юль Санна

Тестовое задание для копирайтера: ты мне роди, а я перезвоню

Оглавление
Фото: pixabay.com
Фото: pixabay.com

Путь в профессию копирайтера лежит через тестовые задания. Но часто, выполняя их, понимаешь, что от тебя требуют очень многого, ничего не обещая взамен. Что делать, чтобы не стать жертвой недобросовестных заказчиков и бесплатной рабочей силой? Следовать определенным правилам.

Я профессиональный журналист, работала и в редакциях СМИ, и в пресс-службах компаний, и как копирайтер на вольных хлебах. Пишу тексты за деньги 15 лет, есть портфолио. Но даже большое портфолио не освобождает от необходимости выполнять тестовые задания.

Отмечу, что на биржах копирайтинга я никогда не работала. И для получения разовых заказов тестовые задания, которые мало чем уступают по трудоемкости самому заказу, не выполняла. Поэтому ничего о тестировании копирайтеров на биржах в статье не будет.

За свою профессиональную жизнь я выполнила сотню тестовых заданий: какие-то выстрелили и принесли мне работу в штате или более-менее продолжительное сотрудничество на фрилансе. По безрезультатным тестам обратная связь была в единичных случаях. По большинству выполненных тестов — ни ответа, ни привета.

Эта печальная статистика приучила меня внимательно подходить к оценке своих шансов на успех — на получение заказа или оффера. И только если оценка высока, берусь за выполнение тестового. Расскажу о факторах, которые склоняют меня к тому, чтобы поучаствовать в конкурсе — сегодня на рынке текстового контента без них никуда.

Оплачиваемые тестовые задания

По сути оплачиваемое тестовое задание — это первый заказ. Ведь даже и заказ могут не оплатить, если текст мало соответствует ТЗ, содержит ошибки и писался левой ногой между делами поважнее.

Если заказчик готов заплатить за тестовое задание, которое его устроит, это выделяет его на фоне большинства. При высокой потребности в текстах компаниям может быть нужно несколько постоянных копирайтеров, поэтому победитель в конкурсе тестовых заданий может быть не один. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы поработать над тестом.

Близость тематики

Если текстовик требуется в штат и вакансия одна, тут немного другой расклад. Тестовое имеет смысл выполнять, если вы готовы писать долго на одну и ту же тему. Она как минимум не должна вступать в конфликт с вашими принципами и интересами.

Не так давно я получила тестовое задание от агентства, которое готовит контент для лотерейного бренда «Столото». Им требовался редактор на отзывы «счастливых победителей» розыгрышей. Технически задание было не очень сложным: тексты уже были написаны копирайтерами, знакомыми с нетленным трудом Максима Ильяхова «Пиши, сокращай» и не были из рук вон плохими. В задании ставилась задача проанализировать отзывы, указать на слабые места в них, которые могут посеять сомнения в том, что это правда, и усилить тексты. Я отказалась от выполнения, потому что не хочу несколько месяцев или даже лет править чужую ложь и делать ее более правдоподобной.

У вас могут быть другие принципы, но их обязательно надо учитывать уже на этапе принятия решения: выполнять тестовое или нет. Иначе потом вам каждый день придется себя ломать. Так можно превратить свою жизнь в ад.

Неактуальность инфоповода

Если заказчик не просит в тестовом задании решить какую-то свою насущную потребность в срочном текстовом контенте — а это вы легко вычислите — можно пробовать. О чем я?

Бывает, что штатный копирайтер заболел, страховочные копирайтеры заняты и отказались, а текст нужен вчера. Тогда самые ушлые заказчики публикуют объявление, предлагают выполнить тестовое задание, но умалчивают о том, что копирайтер им в общем-то не нужен, им нужен этот конкретный текст. Из десятка присланных на конкурс тестовых заданий они выберут лучшее или скомпилируют хорошие куски из разных — и боль заказчика прошла. А копирайтеры остались ни с чем.

Если появилось хоть малейшее подозрение, что ваш случай как раз из этой серии — отказывайтесь или предлагайте выполнить тестовое с другими вводными: по информационным поводам из жизни компании за прошлый год или по свежим инфоповодам из деятельности сторонней организации. Скорее всего, ваше предложение не заинтересует. А вот заказчик, которому нужен копирайтер, а не отработка срочного инфоповода, согласится. И дальше тестирование переходит в среднерисковый разряд. А тест по первоначальным условиям — высокорисковый с точки зрения возможности незаконного присвоения плодов копирайтерского труда.

Небольшие объем и трудоемкость

Если требуется написать или отредактировать десятки килознаков текста — сразу: нет. Это уже работа. Опытный заказчик текстов с первых двух страниц понимает, заслуживает ли внимания этот кандидат, можно ли доверить ему заказ.

Стоит оценивать не только требуемый объем текста, но и трудоемкость его написания конкретно для вас.

В моей практике бывали случаи, когда объем текста был небольшой, но для его написания надо было использовать много источников, например, расшифровку часового интервью и англоязычные сайты по ссылкам в тестовом задании. На выходе заказчик ожидал получить короткий пост на основе нескольких больших материалов. Это трудоемкая задача: короткий емкий пост написать сложнее, чем развернутую статью по тому же поводу.

Напомню слова Чехова, которые звучат примерно так: извините, написал длинно, потому что у меня не было времени написать короче. Вот и я извинилась и отказалась: неоплачиваемые тестовые задания, которые требуют более двух часов времени, не выполняю.

Тема тестовых заданий наболевшая и неисчерпаемая. Я к ней еще вернусь. Подписывайтесь на мой канал, комментируйте, обменивайтесь мнениями.