Каждый предприниматель знает, что любой проект нужно начинать с составления бизнес-плана. Сегодня мало кому придет в голову открыть свое дело, не просчитав заранее расходы и потенциальные доходы. Однако этого нельзя сказать про стратегию развитию. До сих, можно встретить даже достаточно крупные компании, работающие без этого документа. Однако отсутствие стратегии говорит, что бизнес работает стихийно, он сильно зависим от внешних факторов, а решения принимаются ситуативно и без должного анализа. Давайте разберемся, так ли важна стратегия и к чему ведет ее отсутствие.
1. Стратегия – это реальный рабочий документ.
В отличие от бизнес-плана или плана продаж, которые детально прописываются и служат «настольной книгой» менеджеров, зачастую стратегия представляет собой небрежные наброски мыслей и идей владельца компании, которые неизвестны никому из работников. При этом выполнение планов продаж вовсе не означает, что бизнес успешно развивается. В отличие от стратегии этот документ не отвечает на ключевые вопросы: Какое место компания занимает на рынке? Каковы ее реальные возможности?
Рост продаж сопровождается ростом объемов производства. Именно стратегия определяет объемы мощностей предприятия. Ведь продать можно и 100 млн. ед. товара, а возможность произвести может быть только 50 млн. ед. В итоге задержки в исполнении контрактов и убытки.
Стратегия же позволяет управлять этими процессами и планировать объемы продаж с учетом реального производства.
2. Стратегия позволяет управлять динамикой рынка.
Стратегия — это не про амбиции и желания. Нужно понимать, что цели стратегии и цели бизнеса – это разные цели. Цель бизнеса одна – это получение прибыли. В стратегии же цели нужно конкретизировать. Например, повышение объема продаж, расширение рынков сбыта, увеличение компаний поставщиков. Это документ, в котором отражаются ключевые тренды, анализируются конкуренты. Качественно прописанная стратегия позволяет формировать планы продаж и производства с учетом потребностей рынка. Она помогает прогнозировать такие важные процессы как расширение производственных мощностей или их диверсификацию. Стратегия должна четко определять факторы роста и риски.
3. Стратегию нужно корректировать.
Еще раз, стратегия – это рабочий документ, а значит она должна отражать актуальную информацию. Стратегия может быть прописана на долгосрочную перспективу: 10, 20 и даже 30 лет. Однако строиться она должна исходя из кратко- и среднесрочных планов компании. Открыв документ, менеджер должен понимать, для того, чтобы через 30 лет достичь поставленных целей, например, занять 30% рынка, ежегодно нужно иметь прирост в 1%. Каким именно образом достигать ежегодного показателя, также должны быть подробно описано, как раз в части краткосрочного планирования.
Для чего это нужно? Документ, разработанный даже в перспективе одного года, остается прогнозным. Он строится на данных анализа «здесь и сейчас». То есть, цели будут достигнуты, если рынок будет относительно стабильным. Так, 1 января 2020 года еще никто не знал про грядущую пандемию, мировой кризис и закрытие границ. Если бы бизнес продолжил работать на основе документов, написанных в 2019 году, ориентироваться на прогнозные прошлогодние тренды, то в общей массе никто бы не пережил этот год. Тратить время на изучение окружающей среды нужно постоянно. А значит необходимо корректировать стратегию с учетом новых вводных. Именно разбивка на периоды позволяет корректно и своевременно вносить актуальные изменения и следовать намеченным целям.
Когда компания уходит с рынка в причинах ищут что угодно: от низкого качества продукции до слабой управленческой команды. На деле же никто и не помнит, какова была идея бизнеса и во что он должен был вырасти. В мировой истории предпринимательства достаточно ярких примеров, когда рынок терял крупнейших игроков. Причина тому – отсутствие выверенной стратегии, отражающей актуальные тренды и динамику.
Например, в БСК разработана стратегия развития на 10 лет. Сегодня Башкирская содовая компания занимает первое место в России по производству кальцинированной и пищевой соды, а также является одним из лидеров по производству ПВХ, каустической соды и кабельных пластикатов.
Однако у предприятия существуют резервы для эффективного развития. Разработанная концепция позволяет четко увидеть экономический эффект не только для БКС, но и для экономики целого региона. Стратегический подход позволяет проследить не только объемы прямой выручки для завода, но и спрогнозировать создание новых рабочих мест и заработных плат.
Сама концепция построена на ключевых трендах в экономике. В частности, речь о формировании промышленного кластера, ориентированного на малый и средний бизнес. Именно МСП в последний год пришлось тяжелее всего. При этом, эффективность работы МСП напрямую влияет на экономическое развитие любого субъекта. Стратегия БСК охватывает не только развитие конкретного завода, но и сформирована с учетом поддержки сопутствующего промышленности бизнеса. Таким образом мы можем говорить, что комплексный подход в развитие производственной структуры предприятия, в соответствии с общей стратегией развития, может привести к увеличению объемов производства кальцинированной соды на уровне 1,8 млн тонн в год, очищенного бикарбоната натрия — до 300 тыс. тонн, гранулированного хлористого кальция — до 130 тыс. тонн. Что в свою очередь приведет к росту МСП сопутствующих отраслей: изготовление тары для фасовки, переработка попутных продуктов производства, фасовка пищевой соды в ПЭТ-тару и других.
Сегодня много разговоров о том, как нелегко выживать бизнесу. Но тем, кто собирается не только выживать, но и двигаться вперед стратегия необходима. Помните, как учил главного героя фильма «Чародеи» Виктор Ковров: «Для того, чтобы проходить сквозь стены, нужны три условия — видеть цель, верить в себя и не замечать препятствий!» В общем, считайте, что стратегия развития – это такая инструкция, как «проходить стены» в современном мире.