Сергей Георгиевич Захаров родился 1 мая 1950 года в семье военного. Детство свое провел в Казахстане, где его отец - офицер Советской Армии служил в одной из войсковых частей. В семье, кроме Сережи, была сестра Татьяна и брат Валентин. В детстве Сергей прекрасно играл в футбол и даже задумывался о спортивной карьере, пока не травмировал колено.
Сергей женился, как только ему исполнилось восемнадцать и через месяц отправился в армию. Захаров говорил, что в армии у него "прорезался" голос. Запел он в приказном порядке, когда командир произнёс: "Самый высокий, самый голосистый, давай запевай!" С тех пор он участвовал в армейской самодеятельности.
В 1971 году Захаров едет поступать в музыкальное училище имени Гнесиных. Сергея приняли на отделение музыкальной комедии. Многие девушки заглядывались на него, но к тому времени его ждала жена Алла с маленькой дочкой Наташей. Стипендии, естественно, не хватало на содержание семьи, и Захарову пришлось искать работу. Нашел он ее в ресторане "Арбат", где начал подрабатывать ресторанным певцом.
Платили там хорошо, за вечер Сергей получал шесть рублей, по тем временам деньги очень приличные. Однажды в ресторане его услышал Леонид Утёсов и удивился, почему такой талант "прозябает" здесь, и позвал его к себе на работу - вокалистом в оркестре. Казалось, его судьба решена, ведь отказаться от такой заманчивой должности Сергей просто не смог. Но отношения с Утёсовым не сложились.
Затем творческая судьба привела начинающего артиста в Ленинградский Мюзик-холл под руководством Ильи Рахлина. Он проучился два курса в Гнесинке и в 1973 году перешёл на работу в Ленинградский Мюзик-холл, а также перевёлся в Ленинградское музыкальное училище имени Римского-Корсакова.
В качестве солиста Мюзик-холла Захаров стал известен многочисленным поклонникам в нашей стране и за рубежом. Ну, а после победы на конкурсах "Золотой Орфей" и "Сопот-74" он быстро и легко встал в один ряд с крупнейшими мастерами нашей эстрады.
Имя Сергея Захарова стало украшением любой афиши, а приятное улыбающееся лицо замелькало в большинстве наиболее значительных эстрадных телепередач. Что же касается голоса и манеры пения, то не только слушатели, но и специалисты вполне серьёзно отметили уникальность, прежде всего природной одарённости артиста.
На счету Сергея Захарова была одна-единственная роль в кино, но зато какая! В 1976 году режиссер Леонид Квинихидзе пригласил его на роль импозантного лейтенанта Фернана Шамплатрэ в свой музыкальный, двухсерийный фильм "Небесные ласточки". Он снимался с Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом, Людмилой Гурченко, Эрой Зиганшиной.
О черноусом, кудрявом шатене с ослепительной улыбкой вздыхали миллионы поклонниц со всей страны.
Но в 1977 году судьба молодого певца круто изменилась и это произошло не без участия Григория Васильевича Романова, тогдашнего правителя Ленинграда и первого секретаря Ленинградского обкома КПСС. По слухам, Романов приревновал Захарова к молодой певице Людмиле Сенчиной, к которой, по-видимому, питал нежные чувства.
На его взгляд, слишком часто они появлялись вдвоем. У них действительно было много совместных выступлений с Ленинградским концертным оркестром Анатолия Бадхена. Сергей пел первое отделение концерта, а Людмила - второе, или наоборот.
На телевидении они тоже работали вместе, пели дуэтом. За кулисами дурачились и шутили, многие приписывали им нежные чувства.
Однажды Сенчина и Захаров поехали на гастроли в одном купе СВ, о чем сразу Романову доложили. Дальше за дело взялись профессионалы известной организации. Сергей долго не поддавался на провокации и недоумевал, почему администратор Мюзик-холла стал к нему цепляться - то плечом невзначай толкнет в коридоре, то колкое замечание сделает, что в рабочее время он якобы прохлаждается...
Скандал возник перед спектаклем. Администратор отказался выписать пропуска для приглашенных Захаровым гостей, хотя это входило в его обязанности. Чаша терпения Сергея переполнилась и он вложил в удар всю накопившуюся обиду. Администратор тоже в долгу не остался.
Следствие о делу о драке, когда два взрослых мужика съездили друг другу по морде и разошлись, тянулось полгода. В нём были задействованы колоссальные следовательские силы и занимался этим "делом" сам прокурор города. На Захарова завели дело по статье "Прерывание служебной деятельности должностного лица". Через шесть месяцев состоялся суд. Государственный обвинитель просил для Захарова восемь лет тюрьмы, чтобы впредь неповадно было.
Но женщина-судья вынесла приговор - год на "химии". Срок он отбывал в знаменитых ленинградских "Крестах" и на "химии" в Сланцах. В изданиях началась травля, в "Крокодиле" писали: Захаров недостоин носить высокое звание советского артиста, на сцене ему не место.
Поблажек в местах лишения свободы для звезды не было никаких. Работал на стройке, освоил специальность каменщика-бетонщика. Когда его срок подходил к концу, он угодил на десять дней в карцер -за самовольное вторжение в служебное помещение, а именно в библиотеку.
У одного из сокамерников вдруг оказались ключи от библиотеки и утром во время прогулки они рванули туда. Там находился телефон и Сергей стал звонить жене Алле. После этой провинности его посадили на хлеб и воду. В шесть утра койка пристегивалась к стене и опускалась в десять вечера. Спал на досках, без постельного белья, света не было, карцер есть карцер.
После тюрьмы пришлось начинать с чистого листа. Захаров попытался снова возродить свою карьеру, но концертные и теле-боссы неохотно работали со вчерашним уголовником. Его не брали на "Голубые огоньки", перестали показывать в советских музыкальных телепередачах, остался только любимый Мюзик-холл.
И все же неудачи не сломили Сергея Захарова, и в середине 80-х он предпринял попытку снова ярко вернуться на сцену. Этому послужило то, что Романова на посту сменил Лев Николаевич Зайков. По законам жизненной драматургии кроме злого гения Романова, должен быть и добрый. Зайков высоко ценил Захарова как артиста и помог ему вернуться на сцену.
В 1983 году Захаров дал сольный концерт в БКЗ "Октябрьский", на который пришла вся советская элита, в одночасье забывшая о провинностях баритона. Он снова начал ездить за границу, давать сольные концерты, записывать пластинки, выступать на радио и телевидении. Но чтобы занять прежнее место в "табели о рангах" Сергею потребовалось в общей сложности лет семь.
В марте 1996 году он получил от Союза музыкантов звание Народный артист России.
В том же 1996 году Сергей Захаров перенес ещё одно испытание. Он тогда давал шестьдесят концертов на Урале. Пел без фонограммы. Жара стояла страшная, темп бешеный, переезды, гостиницы... Ему стало плохо с сердцем в номере, воздуха не хватало, теряя сознание, он успел выползти в коридор и позвать на помощь. Остановка сердца, шесть с половиной минут. Клиническая смерть. Ему было всего сорок шесть лет.
Захаров рассказывал, что видел себя со стороны. Наблюдал как бы сверху за человеком, над которым склонились врачи с дефибриллятором. Человек был высок, темноволос и страшно бледен. Не было боли, не было страха. Наоборот, было какое-то ни с чем не сравнимое блаженство, не хотелось возвращаться назад. Деньги, карьера, обиды, сплетни, звания и награды, аплодисменты и комплименты, оказывается, не имели никакого значения.
Но наверху решили дать ему шанс. Иначе как объяснить, что единственная на весь город реанимационная бригада "скорой помощи" во главе с доктором Дмитрием Солодовниковым проезжала мимо и приняла вызов по рации. Дело происходило в Челябинской области, неподалеку от города Миасса.
Врачи прибыли за считанные секунды. И как объяснить тот факт, что в больнице той ночью дежурил лучший в городе специалист - кардиореаниматолог Игорь Яковлев и в сейфе оказалась присланная в рекламных целях ампула новейшего препарата для рассасывания тромбов?
И доктор Яковлев, рискуя, в течение полутора часов вводил ему экспериментальный препарат. Он очнулся утром и спросил имена своих спасителей, чтобы запомнить навсегда. Сергей понял, что он в надежных руках. Рано, слишком рано и всему свое время...
После этого Захаров вместе с семьёй переехал из Санкт-Петербурга в дом в сосновом лесу под Зеленогорском на берегу озера Красавица в 50 километрах от Петербурга.
Своими руками поставил на участке сауну, обустроил пруды. Увлекся цветоводством. Из всех гастрольных поездок привозил луковицы цветов. Мог часами рассказывать о новых сортах лилий и георгинов. Ему хорошо было жить за городом в отдалении от людей.
После клинической смерти Сергей проживет ещё двадцать три года. У дочери Наташи появятся дети - дочь Станислава и сын Ян, которым Сергей Георгиевич будет посвящать все свободное время. С Наташей из-за постоянных гастролей и переездов этого не получилось.
14 февраля в одной из московских больниц на 69-ом году жизни от сердечной недостаточности умер Сергей Захаров.
Он познал, как триумф, так и полное забвение и остался верен одной единственной женщине, Алле, своей жене.
Его друзья говорили: "Родился Сережа 1 Мая, в праздник, и ушел 14 февраля, в День всех влюбленных. Таким и был по жизни - ярким, сентиментальным, неунывающим человеком..."
Тех, кто подстроил эту нелепую драку, кто унижал и травил его в прессе, кто пытался сломать его жизнь на взлете, кто размагнитил все его записи, кто отнял драгоценные для артиста годы, наложив на его имя табу и закрыв для него столицу, радио и телевидение, тех он давно простил. Простил в тот день, когда впервые умер и воскрес - 9 июля 1996 года.
В написании статьи использованы источники: Елена Ерофеева-Литвинская "Сергей Захаров"
Делитесь комментариями и ♥ Следите за публикациями! Если понравилось, подписывайтесь на канал!