1977
Сезон 1977 г. открыл новую главу в истории гонок Формулы Один. Во первых: открытие «граунд эффекта» привело к рассвету эры "автомобиля-крыла». В течение сезона становилось все более очевидным, что Lotus 78 оказывался быстрее, обладая значительным преимуществом перед своими соперниками за счет новой аэродинамики. Другой инновацией стал дебют заводской команды Renault с моделью RS01, которая стала первой в истории Гран-при, оснащенной 1,5 литровым двигателем с турбонагнетателем, использовавшим энергию выхлопных газов. И хотя в первом сезоне турбомоторы постоянно выходили из строя, их дальнейшее развитие со временем приведёт к вытеснению атмосферников. По окончании 16-ти гонок сезона Ники Лауда во второй раз стал Чемпионом, доказав, что после аварии на Нюрбургринге он не потерял победную хватку. Джоди Шектер, после трёх сезонов в Tyrrel , проявил свои способности в новой команде « Wolf Racing », заняв второе место. Марио Андретти, продемонстрировал скорость "автомобиля-крыла», выиграв 4 Гран-При, но серия сходов не позволила ему подняться выше 3го места в чемпионате. Ferrari вновь выиграли Кубок Конструкторов. Лауда, не дожидаясь окончания чемпионата, из-за разногласий с руководством, покинул Ferrari.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут восемь лучших результатов из первых девяти гонок и семь - из следующих восьми.
Место Гонщик Автомобиль Очки
- Н. Лауда "Ferrari-312T2" 72
- Д . Шектер "Wolf-Ford-WR1" 55
- М . Андретти "Lotus-Ford-78" 47
- К . Ройтеманн "Ferrari-312T2" 42
- Д . Хант "McLaren-Ford-M26" 40
- Й . Масс "McLaren-Ford-M26" 25
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки Вес кг Двигатель л.с.
- " Ferrari-312T2" 95 595 О12 520
- "Lotus-Ford-78" 62 588 V8 480
- "McLaren-Ford-M26" 60 589 V8 480
- "Wolf-Ford-WR1" 55 589 V8 480
1978
В 1978 г. преимущества автомобиля-крыла проявились в полной мере, и многие конструкторы при создании своих новых автомобилей применили концепцию Колина Чепмэна. Но у Lotus было первоначальное преимущество, и они остались на вершине, выиграв восемь из 16-ти гонок. Стали появляться боковые «юбки» для создания разряжения под днищем болида. Одну гонку выиграл неимоверный Brabham "BT46", прозванный пылесосом, с вентилятором позади двигателя, но такую конструкцию быстро запретили по соображениям безопасности. В итоге ожидаемо победу одержал Марио Андретти с 64-мя очками, второе место с 51-им очком занял его товарищ по команде швед Ронни Петерсон, погибший в Монце в результате массового завала.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут семь лучших результатов из первых восьми гонок и семь - из следующих восьми.
Место Гонщик Автомобиль Очки
- М. Андретти " Lotus - Ford -79" 64
- Р. Петерсон " Lotus - Ford -79" 51
- К. Ройтеманн "Ferrari-312T3" 48
- Н . Лауда "Brabham-Alfa-BT46" 44
- П . Депайе "Tyrrell-Ford-008" 34
- Д . Уотсон "Brabham-Alfa-BT46" 25
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель мощность л.с.
- " Lotus-Ford-79 " 86 578 V8 480
- "Ferrari-312T3" 58 595 О12 520
- "Brabham-Alfa-BT46" 53 595 О12 525
- "Tyrrell-Ford-008" 38 578 V8 480
1979
Перед сезоном 1979 г. все конструкторы использовали в качестве отправной точки блестяще задуманный Lotus 79, ставший прототипом нового поколения автомобилей Формулы Один. Событием исторического значения 1979 года была победа Renault RS10 с первым в истории гонок Гран-при турбодвигателем. Начиная с 1977 г., 1,5-литровый турбодвигатель Renault V6 постоянно развивался и улучшался, после чего Ferrari с Alfa Romeo также приняли решение построить собственные турбодвигатели . Автомобилем, оказавшимся практически непобедимым в начале сезона, являлся Ligier JS11, но после того как остальные команды вывели свои модели с граунд-эффектом, инициатива перешла к Williams FW07 и "Ferrari-312T4". Гонщики этих команд и разыграли первые места в чемпионат. Южноафриканский гонщик Джоди Шектер, перешедший в Ferrari из Wolf, выиграл чемпионский титул 1979 г., опередив своего товарища по команде, Жиля Вильнёва, третье место досталось австралийцу Алану Джонсу на Williams. Высокая надёжность Ferrari позволила ей одержать победу в командном зачёте с 3-мя дублями и 13ю подиумами. Сезон 1979 г. не был удачным для Lotus. Переходя на новую модель, они потеряли в надежности и не выиграли ни одной гонки.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1 В зачет идут четыре лучших результата из первых семи гонок и четыре - из следующих восьми.
Место Гонщик Автомобиль Очки
- Д. Шектер "Ferrari-312T4" 51
- Ж . Вильнев "Ferrari-312T4" 47
- А . Джонс "Williams-Ford-FW07" 40
- Ж . Лаффит "Ligier-Ford-JS11" 36
- Д . Регаццони "Williams-Ford-FW07" 29
- П . Депайе "Ligier-Ford-JS11" 20
Кубок конструкторов: В зачет идут все результаты гонок.
Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель мощность л.с.
- "Ferrari-312T4" 113 595 О 12 520
- "Williams-Ford-FW07" 75 579 V8 480
- "Ligier-Ford-JS11" 61 582 V8 480
- "Lotus-Ford-79", "-80" 39 590 V8 480
1980
Расцвет эпохи граунд-эффекта. Боковые перегрузки достигли 2,7g. Сезон ознаменовался захватывающим поединком между Аланом Джонсом и молодым бразильцем Нельсоном Пике. Джонс пилотировал Williams "FW07B" , Пике выступал за рулем Brabham BT49. В их борьбу вмешивались французы на Ligier и Renault. Другие ведущие команды : Lotus, McLaren и Tyrrell не смогли добиться особого успеха в своих экспериментах над автомобилем-крылом. Ferrari, лидер прошлого сезона, не смогла адаптировать свой крупный 12цилиндровый двигатель под концепцию автомобиля-крыла, и заняла последнее место. В итоге Джонс за один этап до окончания выиграл чемпионат, а Williams кубок конструкторов. В конце года объявили о своем уходе из Формулы 1 чемпионы: Фиттипальди и Шектер, для которого непройденная квалификация в Канаде стала последней каплей ужасного сезона в "Ferrari". На сцене появились пока малозаметные будущие чемпионы Алан Прост и Найджел Мэнселл.
Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут пять лучших результатов из первых семи гонок и пять - из следующих семи
Место Гонщик Автомобиль Очки
- А . Джонс "Williams-Ford-FW07B" 67
- Н . Пике " Brabham-Ford-BT49B" 54
- К . Ройтеманн "Williams-Ford-FW07B" 42
- Ж . Лаффит "Ligier-Ford-JS11/15" 34
- Д . Пирони "Ligier-Ford-JS11/15" 32
- Р. Арну " Renault-RE20" 29
Кубок конструкторов: В зачет идут все результаты гонок
Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель мощность л.с.
- " Williams -Ford-FW07B" 120 585 V8 480
- "Ligier-Ford-JS11/15" 66 575 V8 480
- "Brabham-Ford-BT49B" 55 580 V8 480
- "Renault-RE20" 38 615 V6 ° Turbo 530
1981
Сезон был наполнен захватывающими поединками, соперники из четырех команд были приблизительно равны по скорости. "Williams" и "Brabham", оспаривавшие титул в прошлом году, в очередной раз модернизировали автомобили "-FW07" и "-BT49" в соответствии с новым техническим регламентом, который ограничивал минимальный дорожный просвет в 60 мм и запрещал использование эластичных шторок под днищем. "Ligier" и "Renault" разработали новые модели в рамках нового регламента и наполовину изменили свой состав. Большинство команд вместо традиционных алюминиевых кузовных панелей стало использовать углеволоконные . Но Lotus и McLaren пошли еще дальше, положив начало новой эре в технологии шасси, построив монокок целиком из слоистого углеродного волокна в сочетании с кевларом. Основная борьба развернулась между пилотами, которые к последнему этапу располагались так: Ройтеманн - 49 очков, Пике -48, Лаффит- 43. Претенденты на корону сражались между собой за границей первой шестерки: Ройтеманн пришёл восьмым, Лаффит -шестым, а Пике – пятым, что позволило ему с перевесом всего в 1 очко стать чемпионом мира. Но Кубок Конструкторов остался у Williams.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
- Н. Пике " Brabham - Ford - BT 49 C " 50
- К . Ройтеманн "Williams-Ford-FW07C" 49
- А . Джонс "Williams-Ford-FW07C" 46
- Ж . Лаффит "Ligier-Matra-JS17" 44
- А . Прост "Renault-RE30" 43
- Д . Уотсон "McLaren-Ford-MP4/1" 27
Кубок конструкторов: В зачет идут все результаты гонок
Место Команда/Автомобиль Очки Вес кг Двигатель л.с.
- " Williams -Ford-FW07C" 95 587 V8 490
- "Brabham-Ford-BT49C" 61 586 V8 490
- "Renault-RE30" 54 600 V6 Turbo 550
- "Ligier-Matra-JS17" 44 585 V12 520
1982
Новые аэродинамические решения позволяли максимально использовать "граунд-эффект"- боковые перегрузки достигали ужасающих 4g! В 1982 г. турбодвигатели стали играть все большую роль, но, несмотря на их превосходящую мощность, они, по-прежнему, были склонны к поломкам. Характеристики турбодвигателей продолжали улучшаться – Ferrari и Renault теперь развивали 580 л.с., в то время как атмосферные развивали не более 490-530 л.с. Турбовые болиды обладали явным преимуществом на прямых, но оно таяло на участках трасс с большим количеством поворотов из-за турбо ямы. Новая тактика, в 1982 году привнесённая командой Brabham в гонки Формулы Один, предусматривала старт с полупустыми баками и плановый пит стоп. В расположение команды McLaren вернулся двухкратный чемпион Ники Лауда, а Фрэнк Уильямс взял Кеке Росберга из Fittipaldi. Сезон, ставший одним из самых интересных ( победы 11-ти разных пилотов из 7 разных команд), на деле оказался мрачным. Жиль Вильнёв разбился на бельгийском этапе, на Гран-при Канады заживо сгорел в кокпите Рикардо Палетти. В Хоккенхайме Дидье Пирони едва не погиб, лидируя с заметным отрывом в чемпионате. Последние четыре гонки прошли без него и Кейо Росберг, одержав всего одну победу выиграл чемпионат. Кубок Конструкторов достался "Ferrari".
Личный зачет:
Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
- К. Росберг "Williams-Ford-FW08" 44
- Д . Пирони "Ferrari-126C2" 39
- Д . Уотсон "McLaren-Ford-MP4/1B" 39
- А . Прост "Renault-RE30B" 34
- Н . Лауда "McLaren-Ford-MP4/1B" 30
- Р. Арну " Renault-RE30B" 28
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки Вес кг Двигатель л.с.
- " Ferrari- 126C2" 74 582 V6 Turbo 580
- "McLaren-Ford-MP4/1B" 69 580 V8 500
- "Renault-RE30B" 62 585 V6 Turbo 560
- "Williams-Ford-FW08" 58 580 V8 500
иллюстрации здесь и далее взяты из интернета с картин Nicholas Watts и Michael Turner