Найти в Дзене
GROM I MOLNIYA

Самая короткая история формулы 1. Часть 5. 1970-1976 годы. Болиды меняют облик.

1971 год , "March 711"
1971 год , "March 711"

1970

В начале сезона с новым проектом вышла вновь созданная английская фирма "March". Команда Кена Тиррелла ранее использовавшая шасси "Matra", с чемпионом Джеком Стюартом, в этом году использовала шасси "March", а в конце сезона представила свой собственный автомобиль "Tyrrell-Ford-001". "Lotus" выставил революционный клиновидный Lotus 72 с плоским носом и вынесенными по бокам радиаторами. Такая форма обеспечивала повышенную прижимную силу при меньшем аэродинамическом сопротивлении. "Brabham", следуя современным тенденциям, спроектировал собственный монокок, который сходу выиграл первый этап. "Ferrari" серьезно усилились , доведя свой V12 до 460 л.с. , а пилотом №1 стал Жаки Икс. Сезон 1970 стал трагическим из-за аварий, унесших жизни Брюса МакЛарена, Пирса Кэриджа и Йохена Риндта. Австриец до своей фатальной аварии успел набрать 45 очков и завоевал чемпионский титул, опередив Икса с 40-ка очками, Регаццони с 33-мя, Халма с 27-ью и Брэбхема со Стюартом с 25-ью у каждого. В этом сезоне блеснули новички: бразилец Эмерсон Фитипальди и швейцарец Клей Регаццони, одержавшие в своем дебюте яркие победы.

Личный зачет:

Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1

В зачет идут шесть лучших результатов из первых семи гонок

и пять - из следующих шести.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Й. Риндт "Lotus-Ford-72" 45
  2. Ж. Икс " Ferrari-312B" 40
  3. Д. Регаццони "Ferrari-312B" 33
  4. Д . Халм "McLaren-Ford-M14A" 27
  5. Д . Брэбхэм Brabham-Ford-BT33 25
  6. Д . Стюарт "March-Ford-701","Tyrrell-Ford-001" 25

Кубок конструкторов:

Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель мощность л.с.

  1. "Lotus-Ford-72" 59 530 V8 450
  2. "Ferrari-312B" 55 534 V12 460
  3. "March-Ford-701" 48 540 V8 450
  4. " Brabham-Ford-BT33" 35 540 V8 450

1971

В конце прошлого года Tyrrell разработал собственное шасси . В межсезонье команда провела большую работу, включая испытания в аэродинамической трубе. При этом уровень организации команды Кена Тиррела мог служить образцом для всех гоночных команд. Джеки Стюарт за рулем Tyrrell-Ford 001 и 003 смог финишировать в девяти из 11-ти гонок Чемпионата и выиграть шесть из них. Это позволило ему во второй раз одержать победу в Чемпионате Мира среди гонщиков, а Tyrrell с первой попытки среди производителей. Первую победу в ф1 одержал чемпион Инди-500 Марио Андретти, выступая за "Ferrari». Команды экспериментировали с аэродинамикой: так появился передний обтекатель «клешни омара» на Brabham BT34, овальное крыло «кофейный столик» на March 711 или более успешный обтекатель - в виде "снежного плуга" на "Tyrrell -003", который скопировали многие производители. В конце сезона появились высокие воздухозаборники над двигателем, стали использоваться шины без протектора- «слики», положившие начало «шинной войне». Неудачи "Lotus" во многом связаны с шинным фактором. Только к концу сезона они смогли адаптировать шасси 72С под слики Firestone. Новая модификация "Ferrari-312B2", оказалась неудачной, несмотря на выдающиеся характеристики двигателя V12. Многочисленные поломки и сходы не позволили побороться за высокие места в Чемпионате.

Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1

В зачет идут пять лучших результатов из первых шести гонок и четыре - из следующих пяти.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Д. Стюарт "Tyrrell-Ford-003" 62
  2. Р . Петерсон "March-Ford-711" 33
  3. Ф . Север "Tyrrell-Ford-003" 26
  4. Ж . Икс "Ferrari-312B2" 19
  5. Й . Зифферт BRM-P160 19
  6. Э . Фиттипальди "Lotus-Ford-72C" 16

Кубок конструкторов:

Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель мощность л.с.

  1. " Tyrrell-Ford-003" 73 560 V8 2993 450
  2. BRM-P160 36 540 V8 2993 450
  3. "Ferrari-312B2" 33 550 О12 2990 470
  4. "March-Ford-711" 33 560 V8 2993 450
1972 год, "Marlboro BRM-160"
1972 год, "Marlboro BRM-160"

1972

В начале сезона стало очевидно, что Джеки Стюарт и Tyrrell-Ford получили сильного конкурента . Lotus 72D получил значительные улучшения своей конструкции, а шины Firestone теперь были быстрее, чем Goodyear, которые использовал Стюарт. Шины стали важным фактором, они стали еще шире и достигали в ширину 18-ти дюймов (45,7 см). Появление "квалификационных шин", безусловно, способствовало значительному увеличению затрат. Эмерсон Фиттипальди выиграл 5 гонок и ещё в 3х финишировал на подиуме, набрал 61 очко и выиграл титул в возрасте 25 лет, став самым молодым Чемпионом Мира. Стюарту в середине чемпионата помешала чехарда со сменой моделей в Tyrrell, а также пропуск этапов по болезни. Он мощно провёл концовку сезона, но это позволило ему набрав 45 очков лишь опередить Халма в борьбе за 2е место в чемпионате. По одной победе одержали Жаки Икс и Бельтуаз на Marlboro BRM . Это была единственная победа француза и последняя для BRM .

Личный зачет:

Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут пять лучших результатов из первых шести гонок и пять - из следующих шести.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Э. Фиттипальди "Lotus-Ford-72D" 61
  2. Д . Стюарт "Tyrrell-Ford-005" 45
  3. Д . Халм "McLaren-Ford-M19C" 39
  4. Ж . Икс "Ferrari-312B2" 27
  5. П . Ревсон "McLaren-Ford-M19C" 23
  6. Ф. Север "Tyrrell-Ford-005" 15

Кубок конструкторов:

Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель мощность л.с.

  1. "Lotus-Ford-72D" 61 560 V8 2993 450
  2. "Tyrrell-Ford-005" 51 560 V8 2993 450
  3. "McLaren-Ford-M19C" 47 560 V8 2993 450
  4. "Ferrari-312B2" 33 550 О12 2990 470

1973

Чемпионат Мира 1973 г. состоял из 15-ти гонок. Стюарт на Tyrrell 006 выиграл пять из них, Петерсон на Lotus 72D – четыре другие, а Фиттипальди, также на Lotus – еще три. Фиттипальди и Петерсон закончили Чемпионат на втором и третьем местах соответственно. Но, несмотря на свои менее успешные выступления, новый McLaren M23, наряду с Tyrrell и Lotus, считался одной из лучших моделей сезона. С другой стороны, 1973 г. был кризисным для Ferrari и BRM, и если Ferrari в течение последующих лет смогут подняться на вершину, то BRM скатятся до положения аутсайдеров. Чемпионат выиграл Стюарт и стал 3х кратным Чемпионом Мира. На последний этап в США Стюарт приехал с твердым намерением выиграть свой сотый старт в Больших Призах, после которого, как он объявил, покидает гонки. Но в квалификации погиб его товарищ по команде Север, и Стюарт отказался выйти на старт. Так завершилась карьера самого успешного гонщика той эпохи с 27ю победами в Гран -При.

Личный зачет:

Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут семь лучших результатов из первых восьми гонок и шесть - из следующих семи.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Д. Стюарт "Tyrrell-Ford-006" 71
  2. Э . Фиттипальди "Lotus-Ford-72E" 55
  3. Р . Петерсон "Lotus-Ford-72E" 52
  4. Ф . Север "Tyrrell-Ford-006" 47
  5. П . Ревсон "McLaren-Ford-M23" 38

Кубок конструкторов:

Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель мощность л.с.

  1. "Lotus-Ford-72E" 92 578 V8 2993 460
  2. "Tyrrell-Ford-006" 82 578 V8 2993 460
  3. "McLaren-Ford-M23" 58 575 V8 2993 460
  4. "Brabham-Ford-BT42" 22 575 V8 2993 460
1973 год, "Tyrrell-Ford-006"
1973 год, "Tyrrell-Ford-006"

1974

После ухода из гонок Джекки Стюарта, на первую роль выдвинулся Эмерсон Фиттипальди, перешедший в "McLaren", с продвинутой моделью «М23». "Ferrari", после фиаско 1973 года, при финансовой поддержки концерна Fiat полностью сосредоточилась на Формуле 1, перепроектировали модель F312 B3, и выполнили огромный объём предсезонной работы. В лице Ники Лауды Ferrari получили гонщика с превосходными техническими знаниями и чувством интуиции в настройке автомобиля. Борьба в Чемпионате Мира была захватывающей. Комбинация Ники Лауды и Ferrari 312 B3 была быстрейшей, поскольку Лауда лидировал, в общей сложности, на протяжении 338-ми кругов 15-ти этапов Чемпионата Мира, однако ряд технических сходов позволил ему закончить сезон лишь на четвертом месте. Эмерсон Фиттипальди стал чемпионом, даже при том, что в течение сезона он лидировал на протяжении всего 77-ми кругов. На последнем этапе в США три претендента на мировую корону плохо квалифицировались: на старте они стояли шестым (Шектер 45 очков), восьмым (Регаццони 52 очка) и девятым (Фиттипальди 52 очка). Для двух первых американский этап закончился полным фиаско: Шектер сошел, а Регаццони стал только одиннадцатым с отставанием в четыре круга, - а вот Фиттипальди сумел пробиться на четвертое место, которое и обеспечило ему победу в чемпионате. Для команды "McLaren" это был первый титул Чемпиона в зачёте марок.

Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Э . Фиттипальди McLaren-Ford-M23" 55
  2. Д . Регаццони "Ferrari-312B3" 52
  3. Д . Шектер "Tyrrell-Ford-007" 45
  4. Н . Лауда "Ferrari-312B3" 38
  5. Р . Петерсон "Lotus-Ford-72E", "-76" 35
  6. К . Ройтеманн "Brabham-Ford-BT44" 32

Кубок конструкторов:

Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель мощность л.с.

  1. "McLaren-Ford-M23" 73 575 V8 2993 460
  2. "Ferrari-312B3" 65 578 О12 480
  3. "Tyrrell-Ford-007" 52 588 V8 2993 460
  4. "Lotus-Ford-72E", "-76" 42 578 V8 2993 460

1975

10й сезон для 3-литровой Формулы. Как и ожидалось, напряженная работа Ferrari вывела сначала модель 312B3", которая в 1974 г. вернула имя Ferrari на вершину после 11 летнего перерыва, а затем была заменена новой моделью "312T". Этот автомобиль привел команду к Кубку конструкторов, а Нику Лауду к чемпионскому титулу. В конце сезона Лауда набрал 64,5 очка, на 19,5 очка больше, чем действующий Чемпион, гонщик McLaren Эмерсон Фиттипальди, третье место с 37-ью очками занял Карлос Ройтеманн на Brabham, благодаря модели "BT44B". Владельцу Brabham Берни Экклстоуну удалось привлечь производителя спиртных напитков Martini & Rossi к спонсорству своей команды, что помогло пробиться на второе место в Кубке Конструкторов. Кризис, охвативший Lotus в 1974 г., продолжился и в 1975г, модель Tyrrell 007 так же исчерпала свои возможности. Конец 1975 года омрачился трагедией - Грэм Хилл и несколько членов команды Embassy погибли в авиакатастрофе.

Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут семь лучших результатов из первых восьми гонок. и пять - из следующих шести.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Н. Лауда "Ferrari-312T" 64,5
  2. Э . Фиттипальди "McLaren-Ford-M23" 45
  3. К . Ройтеманн "Brabham-Ford-BT44B" 37
  4. Д . Хант "Hesketh-Ford-308" 33
  5. Д . Регаццони "Ferrari-312T" 25
  6. К . Пасе "Brabham-Ford-BT44B" 24

Ку бок конструкторов:

Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель мощность л.с.

  1. "Ferrari-312T" 72,5 580 О12 500
  2. "Brabham-Ford-BT44B" 54 578 V8 2993 480
  3. "McLaren-Ford-M23" 53 589 V8 2993 480
  4. "Hesketh-Ford-308" 33 580 V8 2993 480
1975 год, "Ferrari-312T"
1975 год, "Ferrari-312T"

1976

Чемпионат Мира 1976 г., один из самых необычных и захватывающих в истории автогонок, разрешился лишь на последних кругах заключительной гонки в Японии. В командах произошло два существенных изменения: Фитипальди ушел в малозначимую бразильскую команду, а McLaren нанял Джеймса Ханта, с 1973 по 1975 гг. являвшегося гонщиком команды Hesketh. Самым необычным техническим решением сезона 1976 г. был шестиколесный Tyrrell P34. В течение первой половины сезона на гоночной сцене доминировали Ferrari – Лауда за рулем "312Т", но после его жуткой аварии на Нюрбургринге инициативу перехватил Хант. Перед последним этапом который состоялся на трассе Фудзи Хант имел 65 очков, Лауда -68. Дальше произошло то, что вошло в историю Ф1, как самая драматичная развязка Чемпионата. Во время гонки усиливался дождь, и Лауда внезапно заехал в боксы и прекратил гонку после первого же круга. После этого Ханту для победы в чемпионате необходимо было финишировать не ниже четвертого места. Но он тоже испытывал проблемы и был вынужден заехать в боксы за пять кругов до финиша для смены быстро разрушавшихся шин. Когда Хант выехал на трассу, он был лишь пятым. С невероятной скоростью он настиг и обогнал Джонса, выйдя на четвертую позицию, гарантирующую ему чемпионский титул. На доску с сигналами, которую показывали ему с пит-лейн, Джеймс не обращал внимания и, будучи уверен, что находится дальше четвертого места, продолжал неистово атаковать ехавшего впереди Регаццони, которого вскоре тоже обогнал и стал преследовать шедшего вторым Депайе. Лишь после финиша он узнал, что чемпион мира - именно он.

Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут семь лучших результатов из первых восьми гонок и семь - из следующих восьми

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Д . Хант McLaren-Ford-M23" 69
  2. Н . Лауда "Ferrari-312T2" 68
  3. Д . Шектер "Tyrrell-Ford-P 34" 49
  4. П . Депайе "Tyrrell-Ford-P34" 39
  5. Д . Регаццони "Ferrari-312T2" 31
  6. М . Андретти "Parnelli-Ford-VPJ4", 22

"Lotus-Ford-77"

Кубок конструкторов :

Место Команда/Автомобиль Очки Вес кг Двигатель л.с.

  1. " Ferrari-312T2 " 83 595 О12 500
  2. " McLaren-Ford-M23" 74 585 V8 480
  3. "Tyrrell-Ford-P34" 71 587 V8 480
  4. "Lotus-Ford-77" 29 593 V8 480

4я часть тут

иллюстрации здесь и далее взяты из интернета с картин Nicholas Watts и Michael Turner