1983
Перед сезоном 1983 г. в правила были внесены важные изменения: введение плоского днища и отмена боковых юбок, которые ограничивали граунд-эффект. Минимальный вес снижен до 540 кг. Мощность турбодвигателей продолжала расти: теперь они развивали более 600 л.с. Спустя 16 лет, легендарный двигатель Ford Cosworth V8 завершил своё победное шествие в гонках Формулы Один, выиграв последнюю 155 гонку. Борьба за титул развернулась между Аленом Простом, Нельсоном Пике, Патриком Тамбе и Рене Арну. Начало сезона было за Нельсоном Пике за рулём Brabham-BMW, однако затем, Ален Прост стал финишировать выше бразильца, и к середине сезона удерживал лидерство. В последней гонке сезона в Южной Африке судьба чемпионата решалась в пользу Пике, заметно прибавившего в концовке сезона. Кубок Конструкторов второй год подряд ушёл к "Ferrari". Уже после окончания чемпионата разразился топливный скандал. Октановое число топлива из автомобиля Пике составило 102,72 вместо максимально разрешенных 102,00. Пике грозила дисквалификация, однако влиятельный владелец команды "Brabham" Берни Экклстоун смог замять скандал и результаты чемпионата остались без изменений.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
- Н. Пике "Brabham-BMW-BT52" 59
- А . Прост "Renault-RE40" 57
- Р . Арну "Ferrari-126C3" 49
- П . Тамбе "Ferrari-126C3" 40
- К . Росберг "Williams-Ford-FW08C 27
- Д . Уотсон "McLaren-Ford-MP4/1C" 22
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки Вес кг Двигатель л.с.
- " Ferrari-126C3 " 89 552 V6 Turbo 603
- "Renault-RE40" 79 545 V6 Turbo 590
- "Brabham-BMW-BT52" 72 540 R4- Turbo 590
- "Williams-Ford-FW08C" 36 540 V8 3,0 л 520
1984
Новые правила ограничивали количество топлива на борту 220-ью литрами вместо прежних 250-ти. И при этом были запрещены дозаправки горючим, с целью обуздать рост мощностей моторов. Проблема расхода топлива имела теперь главное значение, вынудив специалистов бросить все силы на поиск ее разрешения. Гонки Гран-при превращались в заезды на экономичность. В течение сезона явное преимущество получила команда McLaren, имея двигатель TAG-Porsche, шины Michelin и двух быстрых пилотов , одержавших рекордные 12 побед в 16-ти гонках Чемпионата. По ходу сезона Прост был быстрейшим гонщиком, но Лауда смог воспользоваться своим богатым опытом и умной тактикой. В последней гонке он совершил выдающийся прорыв из середины пелетона. Заняв второе место, он обеспечил перевес над Простом в 0,5 очка и стал 3х кратным Чемпионом Мира. В Монако состоялся шестой этап чемпионата, который вошел в историю Формулы 1: под проливным дождём Прост, выигравший поул-позицию, лидировал, но его постепенно догонял молодой бразильский талант Аэртон Сенна, стартовавший тринадцатым на слабеньком "Toleman-Hart". На 32ом круге гонки Прост остался позади, однако судьи приняли решение остановить гонку и результатами ее считать положение гонщиков после 31го круга. Таким образом, победителем был объявлен Прост, победы Сенны были ещё впереди .
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
- Н. Лауда " McLaren - Porsche - MP 4/2" 72
- А . Прост "McLaren-Porsche-MP4/2" 71,5
- Э . де Анжелис "Lotus-Renault-RE-50 /95T" 34
- М . Альборето "Ferrari-126C4" 30,5
- Н . Пике "Brabham-BMW-BT53" 29
- Р. Арну " Ferrari-126C4" 27
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки Вес кг Двигатель л.с.
1 " McLaren-Porsche -MP4/2" 143,5 540 V6 Turbo 650
2 "Ferrari-126C4" 57,5 542 V6 Turbo 660
3 "Lotus-Renault-RE-50" 47 540 V6 Turbo 660
4 "Brabham-BMW-BT53" 38 545 R4- Turbo 640
1985
В 1985 г. расход топлива вновь оказался головной болью для команд. Совершенствовались электронные системы , позволяющие оптимально использовать в течение гонки допустимые 220 литров топлива. Несмотря на это мощности двигателей продолжали расти; самые мощные двигатели Формулы Один развивали в гонке 820-900 л.с, а в квалификации до 1150! Ален Прост выиграл чемпионат с пятью победами на этапах, Альборето на Ferrari имел все шансы побороться за титул, лидируя большую часть сезона,но сошел с дистанции трижды подряд в концовке чемпионата, и стал вторым. В концовке сезона сильно прибавили пилоы Williams-Honda , обозначив претензии команды на борьбу за чемпионство в следующем сезоне. Команда Renault объявила об уходе из Ф1, и в 1986 г. сосредоточилась на поставке двигателей для команд Lotus, Tyrrell и Ligier.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 А. Прост " McLaren - Porsche - MP 4/2 B " 73
2 М . Альборето "Ferrari-156/85" 53
3 К . Росберг "Williams-Honda-FW10" 40
4 А . Сенна "Lotus-Renault-97T" 38
5 Э . де Анжелис "Lotus-Renault-97T" 33
6 Н . Мэнселл "Williams-Honda-FW10" 31
Кубок конструкторов:
В зачет идут все результаты гонок
Место Команда/Автомобиль Очки Вес кг Двигатель л.с.
1 " McLaren-Porsche -MP4/2B" 90 540 V6 Turbo 700
2 "Ferrari-156/85" 82 558 V6 Turbo 780
3 "Williams-Honda-FW10" 71 545 V6 Turbo 710
4 "Lotus-Renault-97T" 71 540 V6 Turbo 700
1986
Три автомобиля – Williams-Honda FW11, Lotus-Renault 98T и McLaren-TAG-Porsche MP4/2C были самыми продвинутыми конструкциями в сезоне. Особенно выделялся Williams-Honda, где пару Найджелу Мэнселлу теперь составлял двукратный чемпион мира Нельсон Пике, перешедший из Brabham. Новая модель "-FW11" была по-настоящему передовым автомобилем, с мощным и экономичным двигателем. Несмотря на сокращение количества используемого топлива до 195 литров, считалось, что в 1986 г. двигатель Honda в гоночной конфигурации развивал приблизительно 900-920 л.с. Перед последним этапом чемпионский титул оспаривали три гонщика – Найджел Мэнселл 70 очков, Ален Прост 65 и Нельсон Пике 64. Руководство "McLaren" во главе с Роном Деннисом отлично понимало, что их шансы на победу малы, и они ввели в действие хитроумный тактический план. Задолго до решающей гонки они стали распускать слухи о том, что покрышки "Goodyear" спокойно выдержат всю гонку без замены. Напарник Проста Росберг заявил, что поедет без остановки, со старта вышел вперед и начал отрываться от плотной тройки Мэнселл-Пике-Прост. Ближе к середине гонки Прост будто бы повредил покрышку о поребрик и заехал в боксы для замены, а после пит-стопа стал опять приближаться к пилотам "Williams". Росберг лидировал на старых шинах и поэтому в "Williams" решили тянуть с пит-стопом как можно дольше, а Прост постепенно приближался к Мэнселлу и Пике. Ситуация внезапно прояснилась на 63м круге, когда покрышки Росберга наконец не выдержали и одна из них лопнула. Мэнселл не успел заехать в боксы, и на следующем круге то же случилось и с ним. Пике немедленно бросился в боксы, но время было потеряно - Прост вышел вперед и выиграл Гран При Австралии и весь чемпионат.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
- А. Прост " McLaren - Porsche - MP 4/2 C " 72
- Н .Мэнселл "Williams-Honda-FW11" 70
- Н. Пике "Williams-Honda-FW11" 69
- А. Сенна "Lotus-Renault-98T" 55
- С. Йоханссон "Ferrari-F1/86" 23
- К. Росберг "McLaren-Porsche-MP4/2C" 22
Кубок конструкторов:
Место Команда/Автомобиль Очки Вес кг Двигатель около 900 л . с
1 " Williams-Honda -FW11" 141 540 V6 Turbo
2 "McLaren-Porsche-MP4/2C" 96 540 V6 Turbo
3 "Lotus-Renault-98T" 58 540 V6 Turbo
4 "Ferrari-F1/86" 37 548 V6 Turbo
1987
С целью обуздания мощности двигателей, FIA объявила о запрете использования двигателей с турбонаддувом начиная с 1989 года и об увеличении максимального рабочего объема для атмосферных двигателей до 3,5 л. В Чемпионате Мира 1987 г. продолжала доминировать команда Williams-Honda с Пике и Мэнселлом. McLaren-TAG-Porsche с Простом, Айртон Сенна на Lotus-Honda преследовали их, а к концу сезона подтянулись и Ferrari. В концовке сезона Williams стали использоать подвеску с электронным управлением. Мэнселл выиграл 6 гонок сезона, а Пике только 3, но именно он стал чемпионом за счет более стабильных выступлений: 11 подиумов против 8 у Мэнселла, тем более, что британец не смог участвовать в последних двух этапах сезона из за травмы. Прост, одержавший свою двадцать восьмую победу в Формуле 1, перекрыл державшийся с 1973 года рекорд Джеки Стюарта - 27 побед. По ходу сезона команда "Williams" имела очевидное превосходство над соперниками, но в следующем чемпионате оно вряд ли могло повториться: боссы из "Honda", чьи двигатели были на тот момент, бесспорно, лучшими в Формуле 1, решили со следующего сезона сотрудничать с "McLaren". Узнав об уходе "Honda", команду покинул Пике, а Сенна перешёл в McLaren . Мотористы Porsche и BMW закрыли свои программы в формуле 1.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1
В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 Н. Пике "Williams-Honda-FW11B" 73
2 Н . Мэнселл "Williams-Honda-FW11B" 61
3 А . Сенна "Lotus-Honda-99T" 57
4 А . Прост "McLaren-Porsche-MP4/3" 46
5 Г . Бергер "Ferrari-F1/87" 36
6 С . Йоханссон "McLaren-Porsche-MP4/3" 30
Кубок конструкторов :
Место Команда/Автомобиль Очки Вес кг Двигатель
1 " Williams-Honda -FW11B" 137 540 V6 Turbo
2 "McLaren-Porsche-MP4/3" 76 540 V6 Turbo
3 "Lotus-Honda-99T" 64 540 V6 Turbo
4 "Ferrari-F1/87" 53 542 V6 Turbo
1988
Никогда прежде одна команда так не доминировала в Чемпионате Мира, как в 1988 г., когда McLaren MP4/4 получив турбодвигатель Honda V6 выиграли 15 из 16-ти гонок, а в десяти из них добились дубля. В последнем сезоне турбомоторов давление наддува было ограничено 2,5 бар, что соответствовало мощности 630-700 л.с., но лучшие атмосферные двигатели, объём которых увеличили до 3,5 литров, по-прежнему, редко достигали 600 л.с. Борьба Проста и Сенны определяла основную интригу чемпионата, развязка которой наступила на предпоследнем этапе в Японии. Сенна выиграл поул, но его "McLaren" заглох на старте. Потеряв множество позиций, Сенне удалось к концу первого круга прорвался на восьмое место, а на десятом круге, обогнав Бергера, Сенна стал третьим. Затем пошел дождь и на двадцать восьмом круге, Сенна вышел на первое место, на котором и финишировал. По системе подсчета очков Прост набрал 105 против 94 у Сенны, но в зачет пошли только 87, а у Сенны все 90 и он официально был объявлен чемпионом мира.
Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1. В зачет идут одиннадцать лучших результатов
Место Гонщик Автомобиль Очки
1 А. Сенна "McLaren-Honda-MP4/4" 90
2 А . Прост "McLaren-Honda-MP4/4" 87
3 Г . Бергер "Ferrari-F1/87/88C" 41
4 Т . Бутсен "Benetton-Ford-B188" 27
5 М. Альборето "Ferrari-F1/87/88C" 24
Кубок конструкторов :
Место Команда/Автомобиль Очки Вес кг Двигатель
1 "McLaren-Honda -MP4/4" 199 540 V6 Turbo
2 "Ferrari-F1/87/88C" 65 540 V6 Turbo
3 "Benetton-Ford-B1\88" 39 500 V8 А 3500 см 3
4 "Lotus-Honda-100T" 23 540 V6 Turbo
Часть 6 здесь. См:
иллюстрации здесь и далее взяты из интернета с картин Nicholas Watts и Michael Turner