Найти тему
GROM I MOLNIYA

Самая короткая история формулы 1. Часть 4. 1966-1969 годы. 3х литровая формула. Возвращение мощности.

1967 Brabham-Repco-BT20
1967 Brabham-Repco-BT20

1966

С сезона 1966 в действие вводились новые правила: , максимальный объем 3000 см3 для безнаддувных двигателей или 1500 см3 для двигателей с нагнетателем, использование обычного коммерческого топлива, минимальный вес (с маслом и водой, но без топлива) 500 кг. Уход из формулы 1 Coventry Climax вызвал замешательство среди английских команд. Бывшим клиентам "Climax" - "Lotus", "Brabham", "Cooper" - пришлось искать подходящие под новый регламент моторы. "Cooper" перешел на использование двигателей "Maserati". В "Lotus" и BRM сделали ставку на новый H-образный 16-цилиндровый мотор BRM-Н16,но в начале чемпионата использовали расточенные до 2х литров старые моторы. "Brabham" использовали австралийский "Repco",выведенный из гражданского V8 Oldsmobile F85 и считавшийся наименее мощным, но очень надёжным мотором. Самые подготовленной в плане двигателей оказалась Ferrari, имея проверенный 3-литровый V12. Однако уход Джона Сертиза из-за разногласий с Энцо Феррари в критическое для программы развития время, возможно стоил и англичанину и итальянской скудерии чемпионского титула. Уже на Гран При Франции в лидеры неожиданно вышел Брэбхэм. В то время ему было 40 лет, и многие считали его потухшим снарядом. Победная серия продолжалась 4 этапа. Этого оказалось достаточно для того, чтобы пилот на автомобиле собственной конструкции выиграл титул для себя и своей команды. Среди новичков выделялся Йохен Риндт, заняв в итоговом протоколе 3ю строчку.

Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1

В зачет идут пять лучших результатов из девяти гонок.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Д. Брэбхэм "Brabham-Repco-BT19" 42
  2. Д. Сертиз " Ferrari-312", "Cooper-Maserati-T81" 28
  3. Й. Риндт "Cooper-Maserati-T81" 22
  4. Д. Халм "Brabham-Repco-BT19" 18
  5. Г. Хилл BRM-P261, -P83 17
  6. Д. Кларк "Lotus-BRM-33", "-43" 16

Кубок конструкторов:

Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель, см3 мощность л.с.

  1. "Brabham-Repco-BT19" 42 515 V8 2996 320
  2. "Ferrari-312" 31 540 V8 2989 360
  3. "Cooper-Maserati-T81" 30 605 V8 2989 360
  4. BRM-P261, -P83 22 690 Н16 2998 400

1967

В начале 1966 г. на свет появился великолепно спроектированный и очень успешный двигатель Ford- Cosworth V8 DFV. Этот легендарный двигатель с 1967 по 1983 гг. выиграет 155 гонок Гран-при. Установленный на шасси Lotus 49, он являлся несущим элементом конструкции- ещё одно инновационное решение Колина Чепмена. По ходу сезона Джим Кларк привёл этот автомобиль к победе 4 раза. Его уникальное мастерство показала гонка в Монце: после вынужденного заезда в боксы из-за прокола, и с отставанием в круг, он возвратил себе лидерство. Но на последнем круге , истратив всё топливо, пропустил вперёд Брэбхэма и Сёртиза на заводской Honda-RA300. Недостаточная надёжность нового Lotus 49 ( 5 сходов) не позволила Кларку побороться за титул. В Спа, Бельгия, произошло незначительное событие, навсегда изменившее направление развития автоспорта. Lotus 49 Джима Кларка впервые появился с небольшими крыльями на носовой части, отклонявшими воздушный поток и уменьшавшими подъемную силу передней части для улучшения курсовой устойчивости. Вскоре все автомобили Гран-при станут оснащаться такими спойлерами, увеличивавшими прижимную силу автомобилей. Brabham-Repco продолжал оставаться самым надежным автомобилем Формулы Один, хотя у него не было ни сверхсовременной формы Lotus 49, ни преимущества в мощности Ferrari. Денис Халм и Джек Брэбхем выиграли по два этапа Чемпионата Мира, по сравнению с четырьмя победами Джима Кларка на Lotus-Ford 49, но Чемпионом Мира стал Халм благодаря большему количеству подиумов.

Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1

В зачет идут пять лучших результатов из первых шести гонок

и четыре - из следующих пяти.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Д. Халм "Brabham-Repco-BT20" 51
  2. Д. Брэбхэм "Brabham-Repco-BT20" 46
  3. Д. Кларк Lotus-Ford-49" 41
  4. Д. Сертиз "Honda-RA300" 20
  5. К. Амон "Ferrari-312" 20
  6. П. Родригез "Cooper-Maserati-T86" 15

Кубок конструкторов:

Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель, см3 мощность л.с.

  1. "Brabham-Repco-BT20" 63 515 V8 2996 360
  2. "Lotus-Ford-49" 50 510 V8 2993 400
  3. "Cooper-Maserati-T86" 28 580 V12 2990 390
  4. "Honda-RA300" 20 600 V12 2992 420

1968

С сезона 1968 повсеместно получили распространение аэродинамические крылья. К концу сезона уже все автомобили Формулы Один были оснащены такими устройствами спереди и сзади. Некоторые конструкции крыльев, как например, у Matra, были регулируемыми. В системе March угол атаки крыла изменялся автоматически с помощью электромотора, работавшего от педали тормоза. Однако, не все крылья строились в соответствии с законами аэродинамики: некоторые из них устанавливались на высоте, выбранной наугад, и их эффективность оставляла желать лучшего. Также были случаи, когда под нагрузкой ломались стойки, поддерживающие крылья, как например, на Lotus 49, приводившие к серьёзным авариям. В том же году началась новая глава в истории Формулы 1 с введением рекламы на гоночных автомобилях. Внешний вид гонок Гран-при полностью преобразился, когда на автомобилях появилась реклама сигарет, напитков, косметики и других , не имеющих отношения к автоспорту товаров. Теперь привычные национальные цвета автомобилей исчезли у всех команд , и только Ferrari будут продолжать окрашиваться в свой национальный цвет.

На первом этапе дебютировала Matra "Type MS9", выставленным Кеном Тирреллом с Джеки Стюартом за рулем. Риндт перешел в Brabham, заменив Халма, который присоединился к своему соотечественнику МакЛарену. Победа Кларка в Кьялами стала для него 25-ой и последней, поскольку перед первым европейским этапом его карьера оборвалась гибелью во время гонки Формулы 2 в Хоккенхайме. Интрига в чемпионате сохранялась до финиша последнего этапа. 7 пилотов на пяти разных машинах выигрывали по ходу чемпионата. Перед последним Гран При в Мексике Хилл имел 39 очков, Стюарт - 36 и Халм - 33. Со старта гонку возглавил Хилл, на пятом круге его обогнал Стюарт - впрочем, ненадолго: перебои бензонасоса, и Джекки финишировал только седьмым с кругом отставания. Не повезло и Халму: поломка подвески на одиннадцатом круге и законченная у забора гонка. Хилл после схода основных соперников, довел гонку до победы и стал чемпионом мира шесть лет спустя после своего первого титула. В конце сезона несколько компаний ушли из гонок Формулы 1: Honda свернула свою программу в Ф1, а знаменитая Cooper навсегда покинула гоночную сцену, имущество было распродано коллекционерам.

Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1

В зачет идут пять лучших результатов из первых шести гонок

и пять - из следующих шести.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Г. Хилл "Lotus-Ford-49B" 48
  2. Д. Стюарт "Matra-Ford-MS10" 36
  3. Д. Халм "McLaren-Ford-M7A" 33
  4. Ж. Икс "Ferrari-312" 27
  5. Б. МакЛарен "McLaren-Ford-M7A" 22
  6. П. Родригес BRM-P133 18

Кубок конструкторов:

Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель, см3 мощность л.с.

  1. "Lotus-Ford-49B" 62 510 V8 2993 415
  2. "McLaren-Ford-M7A" 49 545 V8 2993 415
  3. "Matra-Ford-MS10" 45 540 V8 2999 415
  4. "Ferrari-312" 32 530 V12 2990 420
1968 "Lotus-Ford-49B"
1968 "Lotus-Ford-49B"

1969

В текущем сезоне многие команды проводили эксперименты с полным приводом, но все попытки оказались безуспешными. С целью обеспечения безопасности были введены новые правила использования аэродинамических устройств. Двигатели "Ford-Cosworth-DFV" продолжали свое развитие. Команды-лидеры, боровшихся за победу в чемпионате 1968 года, - "Lotus", "Matra International" ("Tyrrell") , "McLaren" и присоединившийся к ним "Brabham" - убедительно продемонстрировала все достоинства DFV, выиграв одиннадцать этапов из двенадцати. Переходы в командах: к Брэбэму присоединился бельгиец Жаки Икс на место Риндта, который перешел в Lotus к Хиллу. Борьба за победу в сезоне 1969 завершилась задолго до последнего этапа: столь уверенной победы в Чемпионатах не одерживалось со времен Джима Кларка. Титул выиграл Джеки Стюарт, набравший 63 очка, опередивший Жаки Икса с 37-мя, Брюса МакЛарена с 26-ью и Йохена Риндта с 22-мя очками. Matra была первым шасси, построенном во Франции, выигравшим Кубок Конструкторов.

Личный зачет: Система начисления очков: 9-6-4-3-2-1

В зачет идут пять лучших результатов из первых шести гонок

и четыре - из следующих пяти.

Место Гонщик Автомобиль Очки

  1. Д. Стюарт "Matra-Ford-MS80" 63
  2. Ж. Икс "Brabham-Ford-BT26A" 37
  3. Б. Мак-Ларен "McLaren-Ford-M7C" 26
  4. Й. Риндт "Lotus-Ford-49B" 22
  5. Ж.-П. Бельтуаз "Matra-Ford-MS80" 21
  6. Д. Халм "McLaren-Ford-M7C" 20

Кубок конструкторов:

Место Команда/Автомобиль Очки вес, кг двигатель, см3 мощность л.с.

  1. "Matra-Ford-MS80" 66 540 V8 2993 425
  2. "Brabham-Ford-BT26A" 49 535 V8 2993 425
  3. "Lotus-Ford-49B" 47 530 V8 2993 425
  4. "McLaren-Ford-M7C" 40 540 V8 2993 425
1969. "Matra-Ford-MS80"
1969. "Matra-Ford-MS80"

Часть 3 сюда:

иллюстрации здесь и далее взяты из интернета с картин Nicholas Watts и Michael Turner