Друзья, сегодня я возвращаюсь к одной из самых своих любимых тем в психоаналитической практике – к расшифровке снов в соответствии с учением Карла Густава Юнга (аналитическая психология).
Предыдущие мои интерпретации снов можно найти в блоге «ПиПси» (а также прослушать в формате аудиоподкаста ).
Сегодня я буду анализировать интересное и весьма сложное по структуре сновидение, снова взятое из интернет-пространства (от анонимного пользователя одного из онлайн-сонников).
Для удобства восприятия я разделила материал на 2 части – сегодня будет толкование первой сюжетной линии сна, то есть 1 часть материала.
Сновидение: линии сюжета и образы
Вот описание сна от самого сновидца:
Итак, выделяем в сюжете основные линии и ключевые символы сюжетных линий:
1. Дом:
· печь;
· пожар;
· ребенок;
· глина.
2. Выходу на улицу:
· возвращение в дом;
· авария;
· смерть.
* Дополнительный образ – образ «Я» (как видит себя сновидец в своем сне).
Переходим к интерпретации.
1. «Дом»: «Печь», «Пожар», «Ребенок», «Глина»
Образ «Дом» (не в значении просто здания, а в значении родного, отчего дома) в аналитической психологии Юнга символизирует душу сновидца, структуру его личности. «Дом» не является рациональным, а напротив – это чувственная сфера, иррациональная составляющая. «Дом» во сне – это то, что принято называть «внутренним миром» человека.
Такой образ можно отнести к корневой символике, так как он одновременно – и локация и автономный символ объективизации духовного состояния сновидца во сне на актуальный момент.
Таким образом, все, что происходит во сне в «Доме» соотносится с механизмами духовной работы, с функционалом психе (греческое слово «psyche» означает «душа»).
Кстати, Юнг, увидев однажды во сне образ «Дома», пришел к выводу , что это есть символ актуального состояния его сознания, многоструктурного и сложного. Он понял, что этот символ – нечто большее и универсальное, чем персонализм психоаналитического подхода к толкованию сновидений Зигмунда Фрейда. Его рефлексивное самопознание и подробный самоанализ относительно данного корневого образа оказали большое влияние на первые столкновения с глубинной спецификой бессознательной структуры личности человека. Что в последствии было развито в юнгианскую теорию личности – базис аналитического направления науки психологии.
А что мы с вами можем наблюдать в образе «Дома» анализируемого сна?
Сновидец выделяет образ «Печь» («топила печки…») в сновидении. Образ может выступать, как объект, дающий «пищу», делающий некий «продукт» психики сновидца «готовым».
Это также образ кормилицы, матки, создающей, «рождающей» нечто новое в жизнь.
Это кризисный символ, так как рождение – всегда критический момент, отделения, сепарации части от целого; переход из одного состояния (интро) в другое (экстра).
Кризисный аспект образа «Печь» подтверждают примеры из малых жанров русского фольклора и из актуальной разговорной речи.
В пословицах, поговорках и фразеологизмах встречается иносказательный образ «Печи» и символизм процесса «приготовления» в ней чего-либо:
· вот, как обычно говорят о новичках – «новоиспеченный»;
· а так нередко выражаются о готовом результате чего-либо; или просто, подытоживая дела, чаще всего передавая степень сложности положения, ситуации – «…вот такие пироги». «Пироги» тут – готовый продукт из «Печи» ;
· любопытно, что исходное выражение про «вот такие пироги» звучит так: «Вот такие пироги с котятами. Их едят, а они пищат». Это жутковатое выражение употребляется в ситуациях, когда случается нечто удивительное, внезапное и не слишком приятное – абстрактность с толикой темноватого юмора;
· «у холодной печи не согреешься» – речь о необходимости стараться, чтобы достичь хорошего результата, получить желаемое; чтобы «согреться» надо «топить»;
· «печь – яма» - очень интересная пословица, смысл которой глубок и околомистичен. Речь тут идет, скорей всего, о голбце («голбец» – от древнескандинавского слова «golf», означающего «пол, отделение»). Голбец представлял собой в деревянных избах конструкцию при печи для всхода на печь и полати, а также для спуска в подклет. Верхним голбцом называли чулан, а нижним – подполье. Пол в голбце, как правило, был земляной, но для хранения пищевых запасов делали деревянный настил. А под ним – самое любопытное – яма, имеющая, помимо утилитарного, еще и сакральный смысл. Некая связь мира живых с миром предков, миром усопших.
Писатель, этнограф, лексикограф, собиратель фольклора, В. И. Даль приводит в подтверждение этому смыслу такое поверье: входя в избу к невесте, берутся рукой за голбец – место обитания домового.
И еще надгробный памятник в форме избушки – тоже голбец. Символический дом умершего человека.
Поэтому смысл пословицы можно интерпретировать так: печь – переход в другой мир; переход к глубинам, к темной стороне своей личности, к подавленному, забытому, «умерщвленному»;
· ну, и, конечно же, образ «Печи» неотрывно связан с образом «Бабы Яги», которая в русском фольклоре (в соответствии с юнгианством) может быть интерпретирована, как архетип «Великая Мать», а точнее, как ее инверсия – темная, страшная, пограничная сущность – «Баба Яга – костяная нога». То есть, одной ногой – на этом свете, другой – на том. Между жизнью и смертью. «Баба-Яга» – не «порождающий» образ, а наоборот, «пожирающий»: отправляет детей в печь, готовит их, чтобы съесть. Это ярко демонстрирует суть механизма рождения/перерождения – через страх, ужас, боль. Все так и есть. Потому – и кризис.
Что «готовит» сновидец в «Печи»?
Судя по описания, «Печь» – не одна («топила печкИ »).
Не исключено, что эти «Печки» «выпекают», например, новые варианты решений, выходов из какой-либо ситуации в жизни сновидицы (все-таки, это женщина, судя по описанию сна); может быть, и новые ее взгляды. В любом случае – это что-то переработанное до полной готовности – продукты процесса переосмысления, символы перерождения, рождения, готовности, прозрения, выдачи «нечто» из глубин – во вне. Множественное (условно – для каждой «Печки»).
Далее случается «Пожар» – это новый образ сновидения.
Такой исход получила сновидица в завершении процесса «выпекания» – не углядела, переборщила?
Иди просто, вот так, вот, «допекла»: что-то/кого-то/себя саму.
Причем, интересная деталь просматривается в том, что сначала «они вдруг рухнули » (печки), и только потом воспламенились, побуждая тем самым сновидицу к действиям («я стала тушить пожар»).
Это наглядно показывает нам, что в процессе «приготовления» произошло «разрушение» - у человека могли обрушиться старые идеалы – может быть, рухнуло прежнее мировоззрение (что-то ушло из прошлых приоритетов в жизни, освобождая дорогу актуальным, нужным здесь и сейчас).
Как известно, «свято место пусто не бывает»: на роль «нового идеала» незамедлительно найдутся актуальные варианты – недолго будет сохраняться «вакуум». «Отмершее» в процессе перерождения нуждается в замене на сильное, важное, необходимое.
Что же там – по ту сторону условного «голбца»?
А там – материал, «Глина» для создания улучшенной, обновленной системы «Печек».
Все начинает становиться более ясным и зримым относительно сюжета сна: старое в процессе «переработки» сошло «на нет» за ненадобностью, чтобы, действительно, создать улучшенные возможности (или еще одну попытку) для реализации желаемого, необходимого в жизнь.
И конкретно данный «материал» для строительства «Печей» – не просто так возник во сне. Глина – не только осадочная порода. Это вторичный продукт земной коры. А, значит, глина является биогенным веществом, которое сформировано как минералами, так и остатками отмерших организмов, продуктами их жизнедеятельности (частицы органического вещества окрашивают глину в природе не в бежевый, рыжий цвет, а в серый и черный).
Получается, что глина – это органика: своего рода, кал/фекалии.
В книге «Либидо, его метаморфозы и символы» Юнг касается анализа этой символики; объясняет значение кала, как материала (прочитайте эти отрывочки):
«…первым людям приписывается происхождение из кала или глины.
<…>
Рождение путем выхода сзади напоминает также мотив бросания назад. Известным примером может служить указание, которое получили от оракула Девкалион и Пирра, единственно оставшиеся в живых после великого потопа: пусть-де они бросают назад кости великой матери. Они тогда стали бросать камни, из которых и произошли люди. Подобным же образом, по другому сказанию, дактилы возникли из праха, который нимфа Анхиала бросала назад. Надо вспомнить еще об одном шаловливом значении анального продукта: в народных шутках экскремент часто играет роль памятника или знака памяти.
Я напомню лишь общеизвестные шуточные рассказы о том человеке, которого дух вел через лабиринт к сокрытому кладу и который, как последнюю веху на пройденном пути, после того как он набросал уже всю свою одежду, кладет еще экскремент. В отдаленную эпоху, на заре человечества, подобный знак имел такое же крупное значение как помет животных, служащий важным указанием на их близость или направление, в каком они удалились. Простые каменные межники (или «каменные человечки») заменили потом менее прочно сохраняющийся помет.
<…>
Если материалы, которыми мы до сих пор располагали, дали нам кой-какое представление об инфантильной теории сотворения человека, то тут перед нами открывается возможность заглянуть в динамизм бессознательного создания личности».
И, теперь, становится ясным, что такое «Глина» во сне – это, во многом, сакральный материал: части личности сновидицы, «кусочки» ее самой, «продукты» ее жизни.
Опыт? Знания? Возможно.
Если придерживаться версии, что дом – это внутренний мир сновидицы, то готовка в «Печи» (внутри «Дома», а значит – внутри себя) – это работа ее глубинной «машины» по трансформации старого в новое.
«Глина» показывает, что создавать новое после разрушения старого человек будет не из «стороннего», не из приобретенного из вне, а из «своих» собственных ресурсов – из личного, корневого, родового, генетического и т.д.
Бессознательное человеку такой системой символов может показывать необходимость переосмысления своих решений и обновления тактики для достижения целей, или самих целей – условно говоря, появляется необходимость в разрушении себя старой, чтобы воссоздать заново – стать лучшей версией себя.
Огонь, при «Пожаре», будто, волшебное пламя для мифологического Феникса, который осуществлял сожжение себя, после чего снова появлялся из огня, воскресал из пепла/пламени. В метафорическом истолковании птица Феникс – символ вечного обновления и бессмертия.
Вот, и сновидица, подобно Фениксу, «восстает» из прежнего разрушения (хаоса) в новый конструкт (структурирует себя).
Но за счет чего? Каким способом происходит трансформация?
С помощью образа «Ребенка» – мощный архетип в юнгианстве.
Как утверждал Карл Юнг, данный архетипический образ – «предсознательный аспект детства коллективной души». Это нечто большее, чем символ новизны или итога рождения; это большее, чем личные «подзабытые» воспоминания детства (как правило, архетипы мало связаны с личным опытом сновидцев; это паттерн из коллективного опыта). Если учесть, что онтогенез повторяет филогенез, то в бессознательном каждого из нас содержится пласт коллективной пра-памяти. И тогда все особенности сна, связанные с «детской» темой, с явлением в мир дитя, являются важным посланием из глубины веков, когда человечество интуитивно училось жить в гармонии с людьми и с собой.
Образ «Ребенка», принесшего «Глину» для строительства/сложения новых «Печей» символизирует потенциал и созревание, «воссоздание» в жизни добрых перемен.
Почему именно добрых?
Потому что старая «Печь», как любая застаревшая форма, даже самая «верная», неизбежно превращается в догму. А динамика, свежесть идей, новые векторы реализации, чью символику несет в себе архетип «Ребенок» - это то, что делает нас по-настоящему живыми и счастливыми.
Вторую сюжетную линию сновидения я проанализирую в следующей части этой темы.
Следите за новостями «ПиПси», чтобы не пропустить новую интересную статью.
А также напоминаю: если вы хотите узнать, что означает сон, который вас интересует, смущает, пугает, преследует, или который, возможно, несет для вас очень полезную информацию, но вы не можете ее самостоятельно растолковать, то я помогу вам понять смысл «послания» с помощью юнгианского анализа. Обращайтесь!
Друзья, подписывайтесь на мой канал , присоединяйтесь к паблику "ПиПси" в VK , где вы можете записаться ко мне на онлайн-консультацию, задать вопрос и быть в курсе нескучной, полезной психологической информации, а также реальных случаев из практики психолога.
Приятного вечера и радостного нового дня!