Найти в Дзене
ДВИЖЕНИЕ ЭКА

Освободите доступ к берегу

Оглавление

Между администрациями, прокуратурами и владельцами земельных участков, которые находятся рядом с водными объектами или накладываются на них, часто возникают споры. Доходит до судов. Мы поговорили с московским специалистом Максимом Кручиным и его студентами о том, как можно выявить несоответствие между данными, зафиксированными в официальных документах, и реальной ситуацией на водной и земельной территории.

Максим Николаевич Кручин – практикующий гидролог, занимается вопросами судебной экспертизы. Преподает геодезию и гидрологию в Московском гидрометтехникуме (ГБПОУ МО «Гидрометтехникум», г. Балашиха Московской области).
Максим Николаевич Кручин – практикующий гидролог, занимается вопросами судебной экспертизы. Преподает геодезию и гидрологию в Московском гидрометтехникуме (ГБПОУ МО «Гидрометтехникум», г. Балашиха Московской области).

– Максим, в этом году вы обнаружили много нарушений водно-земельных границ в Воронежской области. Как пришла в голову идея их выявить?

Идея сформировалась необычным образом. В весеннем семестре 2020 года, когда ввели дистанционное обучение, мне пришлось придумывать для студентов принципиально новые практические задания. Ведь выводить ребят на реки, ручьи, родники и болота, как я это делал во время практикумов, не было возможности.

-2

Практические занятия студентов Максима Кручина до перехода на дистанционное обучение. Фото из личного архива

Примерно в это время Департамент экологии и природопользования Воронежской области объявил конкурс на лучшую научно-исследовательскую работу природоохранного характера. Я предложил студентам поучаствовать: проанализировать материалы публичной кадастровой карты по Воронежской области и выявить самые заметные нарушения земельного и водного законодательства, формирование земельных участков на водных объектах, грубые наложения.

Пара студентов, Илья и Лера, согласились и нашли приличное количество наложений, сформировали список, подготовили презентацию и отправили на конкурс.

– Разве такие нарушения может выявить не специалист?

Удивительно, но некоторые нарушения на стыке земельного и водного законодательства можно выявить, сидя дома за компьютером и чашкой чая. Для этого нужно анализировать материалы Публичной кадастровой карты (ПКК), зная некоторые особенности Водного и Земельного кодексов.

Согласно пункту 1 статьи 102 Земельного кодекса РФ, земли, покрытые поверхностными водами, составляют так называемые земли водного фонда. А согласно пункту 2, на землях водного фонда не создают земельные участки. В статье 6 Водного кодекса РФ говорится о береговой полосе водного объекта – земле общего пользования, которая для водотоков длиной менее 10 километров равна 5 метрам, для всех остальных водных объектов – 20 метрам. Эта земля не может быть частной.

Зная эти особенности земельного и водного законодательства, можно спокойно садиться за компьютер и начинать «гулять по карте», изучать любую интересующую вас территорию на предмет выявления несоответствий.

-3

– Почему важно выявлять и устранять нарушения водно-земельных границ?

Тут я бы выделил несколько аспектов.

Первый – хозяйственный. По закону, все водные объекты у нас федеральная собственность (исключение составляют только небольшие пруды-копани и обводненные карьеры). Но в реальности, если через участок течет река или ручей, владелец рассматривает его как свою собственность – может берег и русло обустроить под водопой скота, может пересыпать или отвести русло, может в трубу загнать, может свалку на берегу организовать. Один участок – может, и мелочь, но такое происходит повсеместно. Поэтому в стране последнее время проблемы с водностью и качеством водных ресурсов.

Второй аспект – доступность. По Водному кодексу РФ, каждый федеральный водный объект имеет береговую полосу, участок земли общего пользования, где человек может спокойно пройти, поставить стульчик, полюбоваться закатом или рассветом. Это то самое право доступа к водным объектам, за которые сейчас в стране борются многие экологические организации. Но борьба эта очень часто бессистемная и голословная. На все доводы экоактивистов чаще всего появляется документы на земельный участок, с его границами, а дальше диалог заходит в тупик.

-4

Коттеджный поселок Holiday в Рамонском районе Воронежской области на берегу реки Воронеж. Фото Коммерсант

Третий аспект – водный. Я убежден, что в стране должен быть свой водный реестр – полный перечень водных объектов, и все их границы должны быть выделены. Это сразу снимает огромное количество и производственных, и судебных вопросов. Сейчас такая работа во многих регионах ведется, но в основном по крупным, значимым рекам и водоемам – это очень ресурсозатратное мероприятие. С мелкими в это время просто беда происходит: они исчезают, зарастают, их распахивают, засыпают. Если ситуация не изменится, то скоро у нас в стране произойдет водохозяйственная катастрофа.

– Как Департамент отреагировал на выявленные нарушения?

Имея на руках достаточно подробный список выявленных нарушений, Департамент экологии и природопользования Воронежской области просто отложил его в долгий ящик.

– Устранили ли они в итоге нарушения? Власти идут навстречу, или приходится «бодаться»?

С устранением нарушений произошла очень занимательная и поучительная история. Когда стало понятно, что Департамент не намерен предпринимать активные действия, я обратился к знакомому инспектору Росприроднадзора. Он предложил отправить список нарушений официальным письмом. А для усиления эффекта – через экологическую, природоохранную организацию. Так я познакомился с Движением ЭКА.

-5

Список передал, его отправили. Полученные ответы меня, мягко говоря, неприятно удивили и разочаровали. Департамент переадресовал письмо в местное управление Росреестра и местные администрации. Они прислали отчеты как из-под копирки: мол, «нарушений нет, участки сформированы законно». Из 15 воронежских муниципалитетов только 3 написали что-то нешаблонное, остальные дали отписку.

Эта ситуация меня сильно задела. Я зашел на сайт областной прокуратуры и записался на общественный прием граждан. На приеме задал вопрос: «Что делать? Писать ли в районные прокуратуры по отдельности, или одно письмо, вместе со списком и ответом, в областную?» Мне ответили без раздумий «Присылайте нам». В этот же день и список выявленных нарушений, и «отписочные» ответы были отправлены в Воронежскую областную прокуратуру.

– Каким был эффект от этого?

Областная прокуратура отправила материалы по районным. Сотрудники районных прокуратур изучали наш список участков с нарушениями и ответы администраций, оценивали качество и полноту ответов.

Только в двух районах прокуратура указала, что «нарушений не выявлено», во всех остальных – что «сотрудниками администрации допущены нарушения», «соответствующая проверка по указанным фактам сотрудниками администрации не производилась», «установлено, что данный ответ – формальный, без выяснения обстоятельств». Были ответы о привлечении сотрудников к ответственности. То есть прокуратура определила, что большая часть администраций Воронежской области просто отмахнулась от ранних писем.

-6

Ответ из прокуратуры М. Кручину о нарушении водно-земельного законодательства. Фото из личного архива.

В сентябре, готовясь рассказать студентам об итогах этой работы, я зашел на сайты районных прокуратур. На некоторых была информация о поданных исках по нарушению земельного и водного законодательства. Из новостей, конечно, не понятно: это участки из числа выявленных нами или какие-то другие. Мне хочется верить, что это не случайность и именно наша работа привела к судебным искам.

– Почему вообще возникают несоответствия между официальными данными и реальным положением дел?

Причин несколько. Во-первых, ответственные органы власти, департаменты экологии и бассейновые водные управления, стараются не думать об огромном количестве водных объектов, которые есть на местности. Государственный водный реестр с информацией обо всех водных объектах ведется из рук вон плохо. В его основу положены сильно устаревшие данные из справочников 60-го года без учета актуальной информации.

При СССР земли водного фонда особо не выделяли, а после его развала, с окончанием колхозного и совхозного деления, многие граждане получали «земельные паи», участки земли. Их выделяли из общих колхозных земель, чаще всего без выезда на местность, картографическим способом – без учета фактической ситуации. Так приличное количество водотоков оказалось в границах участков.

Во-вторых, проблема с водоемами-прудами. Это вообще больная тема. В свое время колхозы и совхозы создали множество прудов. Какие-то – по проектам, но большую часть – так называемым «хозяйственно-бытовым способом». Приезжали камазы с землей, отсыпали дамбу, бульдозеры ровняли. И все, дамба готова, пруд заполняется. После распада СССР эти дамбы и пруды стали никому не нужны, муниципалитеты продавали их всем желающим. В итоге огромное количество водных объектов находится в частных руках, хотя по закону это федеральная собственность.

Пока не было ПКК, масштаб этой ошибки представить было трудно. Сейчас же видно, что проблема носит массовый характер. Я сторонник непопулярного мнения: все должно быть по закону, и если по закону водный объект федеральный, то власти должны принять меры к устранению выявленных несоответствий.

В-третьих, кадастровая ошибка. Многие участки, даже при наличии добросовестных владельцев, были неправильно поставлены на учет кадастровыми инженерами. Фактически участок может находиться на достаточном отдалении от водного объекта, но если при работе с его границами кадастровый инженер допускает ошибку (а причин их может быть множество), то при соответствующих регистрационных действиях границы этого участка ошибочно накладываются на водный объект.

В одном из грамотных ответов из района было весьма подробно расписано, что часть наложений произошла из-за кадастровой ошибки, допущенной при использовании местной системы координат, созданной с определенными неточностями. Это, наверное, самый простой случай, который устраняется тем же самым кадастровым инженером. Процедура устранения ошибки хорошо отработана – главное, чтобы, устраняя свою ошибку, на чужую на попали.

В-четвертых, самые вопиющие нарушения происходят с попустительства местных властей. Когда на берегу водоема, в притягательной для проживания зоне, формируются участки под ИЖС или базы отдыха. Определяются такие случаи достаточно просто – сам участок захватывает только прибрежную зону, имеет правильную форму, сформирован и поставлен на учет недавно, там сразу хозяйственная деятельность. Все это возможно только с попустительства местных властей.

-7

Строительство дома на берегу пруда в д. Вородуново в Тульской области. Фото Российская газета

Хочется верить, что инициированная нами работа приведет к положительным результатам, и реки будут продолжать течь и радовать нас, а владельцы земельных участков на их берегах не будут поставлены в ситуацию невольных нарушителей. Что все будет приведено в норму, в соответствии с земельным и водным законодательством.

– В каком формате Вы действуете сейчас?

Меня вдохновила реакция Воронежской областной прокуратуры, действия которой были направлены на устранения выявленных нами замечаний. К тому же студенты заканчивают обучение, будут писать дипломные работы, и опять возникла потребность в актуальной, интересной, полезной теме.

-8

Студенты Максима Кручина на практических занятиях до перехода на дистанционное обучение. Фото из личного архива

Мы решили масштабировать прежний проект. Если ранее нарушения искали рандомно, самые яркие и заметные, то теперь я предложил студентам отработать всю Воронежскую область, порайонно. А для оценки и статистики провести такую же работу по соседней области, например, по Тульской. Мы привлекли к этой работе студентов 2 курса, организовали несколько уровней проверки и контроля. Студенты-дипломники Илья и Лера все это организовывали, принимали-проверяли, собирали в общий файл.

Некоторые сперва находили 5-7 нарушений. Но, копнув глубже, обнаруживали более 80 нарушений в том же самом районе.

На сегодняшний момент лидер – студентка, определившая в одном районе более 170 участков с наложениями. Есть группа студентов, определивших более 70-80 нарушений в районе. Среднее же количество выявленных нарушение по району – штук 30.

– Каковы перспективы?

Из ближайших – инициировать работы по устранению выявленных нарушений в Воронежской и Тульской областях через областную прокуратуру. Теперь нужно не просто отправить информацию, но и проанализировать ответы, выявить общие закономерности и особенности. Поскольку отработаны два соседних региона, будет интересно сравнить и статистику по обеим областям, и по ответам, и по реакциям прокуратуры. Из дальних перспектив – новые дипломники. Попробуем реализовать нашу методику в других регионах.

Может быть, найдутся инициативные группы или отдельные граждане, которые возьмутся найти нарушения в своем районе, области, крае.

– Илья, Лера, изменилось ли ваше представление о мире/экологии/обществе, пока вы выполняли эту работу?

-9

Кухарук Илья, Башашкина Валерия, студенты Московского гидрометтехникума, г. Балашиха Московской области.

Это работа, как нам кажется, может послужить хорошим примером для тех людей, которые озабочены вопросами экологии в своих регионах.

Наша вера в честность и порядочность владельцев земельных участков из нашего списка, после проведения исследования немного пошатнулась. Нами, студентами, по вполне простенькой методике выявлено порядка трех тысяч нарушений. Возникает вопрос, а точно ли эти люди пытались соблюсти законы? А если заняться выявлением таких ошибок и нарушений целенаправленно, с выездом на местность, что за результаты можно будет получить тогда будет?

-10

Кухарук Илья на полевых работах. Фото из личного архива.

Очень хотелось бы, чтобы наша работа подтолкнула людей проверить законность размещения своих земельных участков относительно границ водных объектов. И если выяснится, что нарушения есть – самостоятельно их устранить. Собственно, в этом тоже есть некоторое предназначение эколога – предотвращать нарушение, рассказывая людям о возможности его появления.

– Максим, Илья и Лера, благодарю за интересный рассказ и желаю успехов в дальнейшей деятельности!

Материал подготовлен порталом Ecowiki.ru