Найти в Дзене
vbanke

Банки выходят на новые рынки

Как скоро депозиты потеряют свою популярность в России? Как банки будут адаптироваться? Самое время углубится в основы банковского сектора.

С самого начала развития финансовых рынков для россиян депозиты являлись одним из самых привлекательных видов инвестирования свободных средств. Это может объяснятся социалистическим прошлым нашего государства, где само понятие "инвестирование" считалось зазорным, и большая часть свободных средств клалась на сберегательные книжки. Однако с тех пор прошли десятилетия, но предпочтения россиян практически не изменились.

-2

Насколько рациональны такие предпочтения? По показанной ниже диаграмме становится ясно, что доходность депозитов даже не перекрывает инфляцию, в то время как доходность других финансовых инструментов в разы выше.

-3
Для жителей других стран такое распределение наших накопление также может показаться странным
Для жителей других стран такое распределение наших накопление также может показаться странным

С точки зрения экономического роста депозиты также не являются оптимальным финансовым инструментом - вклады по депозитам переходят в кредиты, однако банки предпочитают выдавать кредиты устоявшимся и надежным компаниям, а многообещающие стартапы остаются без инвестирования.

Центральный Банк долгое время пытался бороться с такой ситуацией созданием более привлекательных условий для инвестирования в другие финансовые инструменты, однако самым эффективным методом оказалось снижение ключевой ставки, делая доходность вкладов ещё меньше. В прошлом году ЦБ снижал ключевую ставку 3 раза, и в условиях повышенной безработицы все больше людей стали открывать для себя более выгодные финансовые инструменты. Тенденция была настолько ошеломительной, что банком пришлось быстро приспосабливаться путем развития видов функционирования, которые в России долгое время были не востребованы на фоне сберегательных банков.

Чтобы мы могли понять, в каком направлении пойдет банковский сектор, начать стоит с основ - виды банки, их функционирование и роль.

Виды банков

  • Коммерческие банки выполняют расчетно-комиссионные и торгово-комиссионные операции, занимаются факторингом, лизингом, активно расширяют зарубежную филиальную сеть и участвуют в многонациональных консорциумах (банковских синдикатах).
  • Инвестиционные банки специализируются на эмиссионно-учредительных операциях. По поручению предприятий и государства, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к выпуску акций и облигаций, инвестиционные банки берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности по их размещению и организации вторичного обращения. Учреждения этого типа гарантируют покупку выпущенных ценных бумаг, приобретая и продавая их за свой счет или организуя для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций и облигаций ссуды. Хотя доля инвестиционных банков в активах кредитной системы сравнительно невелика, они благодаря их информированности и учредительским связям играют в экономике важнейшую роль.
  • Сберегательные банки - это, как правило, небольшие кредитные учреждения местного значения, которые объединяются в национальные ассоциации и обычно контролируются государством, а нередко и принадлежат ему. Пассивные операции сберегательных банков включают прием вкладов от населения на текущие и другие счета. Активные операции представлены потребительским и ипотечным кредитом, банковскими ссудами, покупкой частных и государственных ценных бумаг. Сберегательные банки выпускают кредитные карточки.
  • Ипотечные банки - учреждения, предоставляющие долгосрочный кредит под залог недвижимости (земли, зданий, сооружений). Пассивные операции этих банков состоят в выпуске ипотечных облигаций.

Функции банка

Основное назначение банка – посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам в платежах. В результате свободные денежные средства превращаются в ссудный капитал, приносящий процент.

Исходя из сущности банковской деятельности, выделим следующие функции банков :

• привлечение (аккумуляция) денежных средств и превращение их в ссудный капитал;

• стимулирование накоплений в народном хозяйстве;

• посредничество в кредите;

• посредничество в платежах;

• создание кредитных средств обращения;

• посредничество на фондовом рынке (в операциях с ценными бумагами);

• предоставление консультационных, информационных и др. услуг.

Основная роль банков и иных кредитно-депозитных институтов – трансформация активов коротких транзакционных активов в кредитные ресурсы и создание платежных средств в экономике

В дополнение к трем основным банковским услугам банки предоставляют прочие финансовых услуги

  • Являясь прямыми конкурентами компаний, предоставляющих специализированные финансовые услуги, банки предлагают набор прочих финансовых услуг
  • Услуги по управлению денежными средствами включают сбор денежных средств, проведение платежей и управление любыми временными избыточными средствами
  • Трастовые услуги – управление активами (инвестициями) за вознаграждение
  • Услуги по управлению рисками предоставляют инструменты по управлению рисками
  • Инвестиционную деятельность и операции с ценными бумагами, включая консультирование клиентов по инвестированию в финансовые продукты
  • Депозитарные услуги
  • Услуги по инкассации денежных средств
  • Консультационные и информационные услуги

Основные виды банковских услуги и продуктов

Сегодня клиентам банков доступно множество финансовых продуктов – не только традиционных, но и появившихся совсем недавно.

Операции с валютой – покупка и продажа различных валют, а также операции по обмену валют (как правило, осуществляются крупными банками).

Кредиты ФЛ и представителям бизнеса – предоставление средств на условиях платности, срочности и возвратности. В зависимости от целей выдачи капитала выделяют кредиты:

  • на приобретение транспорта;
  • на рефинансирование;
  • на развитие бизнеса;
  • потребительские;
  • ипотечные.
    Пластиковые карты (дебетовые или кредитные) – банковский продукт, который эмитируется с целью оплаты за товары и услуги в безналичном порядке, а также для снятия наличных денег и перевода средств другим пользователям.

    Расчетно-кассовые операции – совокупность операций по обслуживанию клиентов (обслуживание ЮЛ, переводы, обмен валют, инкассация).

    Депозиты (банковские вклады) – помещение денежных ресурсов на хранение в банк с целью обеспечения их сохранности и защиты от инфляции. За пользование средствами учреждение выплачивает клиенту определенный доход.

    Лизинговые операции – вид инвестиционной деятельности, в основе лежит которой сдача в аренду имущества длительного пользования.

    Хранение ценностей – услуга, предусматривающая передачу клиентом банку ценного имущества за определенную плату на временное сбережение.

    Интернет-банкинг – это современная банковская услуга, позволяющая управлять своими счетами в дистанционном режиме, с возможностью выхода в интернет в любое время суток, из любого региона проживания.

    Консультационные услуги – разъяснение различных вопросов финансового характера, ведение бухгалтерского учета и подготовка налоговых деклараций.

    Брокерские услуги по операциям, связанным с обращением ценных бумаг – комплекс посреднических услуг, благодаря которому клиенты банка получают возможность приобретать акции, облигации и другие ценные бумаги без участия брокера.

Банки получают выгоду от своих прав по ведению расчетов, но им запрещены иные операции, кроме предусмотренных Законом о банках и банковской

ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ РАЗНОГО УРОВНЯ

БАНКОВ 1-ГО УРОВНЯ: организация денежного оборота, поддержание стабильности денежной системы, выполнение государственных управленческих функций, создание условий для работы банков 2-го уровня (соц. Результат)

БАНКОВ 2-ГО УРОВНЯ: посредничество в перемещении денежных средств от кредитора к заемщику, от продавца к покупателю для получения вознаграждения за данную посредническую деятельность. (фин. Результат)

Услуги

-5

Типы клиентов

Основным критерием классификации банковских услуг (первый уровень иерархии) является «тип клиента». Например, Сбербанк России классифицирует своих клиентов на следующие группы: частные клиенты; малый бизнес; корпоративные клиенты; финансовые организации. Следует отметить, что не существует единой классификации клиентов — каждый банк классифицирует своих клиентов по-своему.

Критерии сегментации

География

Рынок дробят на регионы, области, районы, города по размеру, численности населения и другим параметрам.

Демографические признаки

Потребителей разделяют по возрасту, полу, величине семьи, роду деятельности, уровню дохода, национальности и другим параметрам.

Отношение к товару

Учитывается интенсивность потребления, готовность к покупке товара и степень лояльности к нему.

Закупочный принцип

Используется при работе с компаниями или органами власти, которые проводят централизованные закупки товаров или услуг.

Как выделить сегмент рынка

Сегментом рынка называют определённую группу потребителей, которые похожи друг на  друга по каким-то показателям или, согласно прогнозу, одинаково отреагируют на продвижение продукта.

Правильный сегмент:

Однороден

Характеристики потребителей одного сегмента максимально схожи, а  у  разных сегментов есть принципиальные различия и  (желательно) полное отсутствие пересечений.

Устойчив

Показатели группы потенциальных клиентов не изменятся в ближайшие 3–5 лет.

Открыт для коммуникации

Есть каналы, через которые можно вести маркетинговые кампании.

Стратегии сегментации рынка

Концентрированная

Один продукт — одному сегменту или целому субрынку.

На рынок выводят продукт или линейку практически идентичных продуктов с целевым маркетинговым продвижением. Нужно выстраивать сильный бренд.

Ассортиментная

Несколько продуктов — одному сегменту.

Потребителям внутри сегмента предлагают разные продукты на выбор. В этом случае представляет опасность выход на  тот  же рынок более крупных игроков.

Дифференцированная

Несколько продуктов — нескольким сегментам.

Компания ориентируется на несколько сегментов рынка сразу. Дифференцированный подход позволяет увеличить объёмы продаж и  уменьшить риски: если продавать товар нескольким независящим друг от друга группам, потеря части покупателей не так ощутима. В  то же время есть опасность высоких издержек, а часть усилий может быть потрачена впустую.

Теперь, зная основы, со следующей недели мы можем уже рассмотреть конкретные примеры расширения функционала банков.

*слайды взяты с презентации к.э.н., доцента кафедры "Инфраструктура финансового рынка" НИУ ВШЭ - Володина С. Н.