Найти в Дзене
История моды с Марьяной С.

Загадочная деталь на испанских платьях эпохи Возрождения

Испанский костюм эпохи Ренессанса прекрасен (и недаром в других странах тоже одевались по испанской моде). Однако есть одна деталь, которая не разгадана и по сей день...

Это особая поперечная складка на женской юбке, т.н. "alforza" - пониже колена, повыше щиколоток. Она почти не бросается в глаза, так что нужно знать, куда смотреть.

Инфанта Изабелла Клара Евгения, дочь Филиппа II, эрцгерцогиня Австрийская, Франс Пурбус младший, ок. 1599. (сс) Wikimedia Commons
Инфанта Изабелла Клара Евгения, дочь Филиппа II, эрцгерцогиня Австрийская, Франс Пурбус младший, ок. 1599. (сс) Wikimedia Commons

Встречается она на значительной части портретов испанских синьор, да и на портретах представительниц других национальностей, облачённых в испанский костюм. Её считаю специфической чертой именно испанской моды, хотя и в Италии было нечто подобное. Например, такая складка есть на подоле погребального платья испанской аристократки Элеоноры Толедской, ставшей герцогиней Медичи.

А вот взгляните на деталь картины знаменитого венецианского живописца: у ног библейской героини Сусанны лежат два платья, вполне соответствующих итальянской ренессансной моде, и на подоле жёлтого тоже хорошо заметна эта складка...

Деталь картины "Сусанна и старцы", Лоренцо Лотто, 1517. (сс) Wikimedia Commons
Деталь картины "Сусанна и старцы", Лоренцо Лотто, 1517. (сс) Wikimedia Commons

В моду она вошла во второй половине XVI века, и продержалась до начала следующего столетия. А вот до этого встречается, но редко.

Так вот - возникает вопрос "зачем"? Зачем она нужна?

С давних времён подобные складки делались на детской одежде – чтобы, по мере подрастания ребёнка, одежду можно было легко удлинить, выпустив ткань. Вот та же инфанта Изабелла Клара Евгения, чей портрет мы видели выше, только здесь ей девять лет, и её сестре Каталине Микаэле - семь. Платья могут быть "на вырост". Но...

Инфанты Изабелла Клара Евгения и Каталина Микаэла, дочери Филиппа II, Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1575. (сс) Wikimedia Commons
Инфанты Изабелла Клара Евгения и Каталина Микаэла, дочери Филиппа II, Алонсо Санчес Коэльо, ок. 1575. (сс) Wikimedia Commons

Но как подобная складка перекочевала во взрослый, тем более придворный костюм, до конца непонятно!

Есть версия, что она помогала подолу держать форму - поверх каркаса для юбок, вертюгаля, он должен был лежать гладко, без единой складочки!

Есть версия, что подобный запас ткани мог позволить подгонять длину юбки под высоту модной обуви на очень высокой платформе.

В некоторых случаях "альфорца" использовалась для того, чтобы там что-нибудь хранить (иголки и нитки) –такой эпизод есть в одной из пьес Лопе де Веги.

А, возможно, там хранились амулеты.

Анна Австрийская, супруга Филиппа II,  Алонсо Санчес Коэльо, 1571.(сс) Wikimedia Commons
Анна Австрийская, супруга Филиппа II, Алонсо Санчес Коэльо, 1571.(сс) Wikimedia Commons

Словом, испанские историки (в отличие от "британских учёных") пока не могут дать точного ответа...

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите узнавать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory