26,8K подписчиков

Про импрессиониста, который на самом деле НЕ ИМПРЕССИОНИСТ и про НОГИ.

Эдгар Дега "Танцевальный класс", 1871-1874. Музей д’Орсе, Париж.
Эдгар Дега "Танцевальный класс", 1871-1874. Музей д’Орсе, Париж.

Он принял участие в 7 из 8 выставок, организованных импрессионистами, но общим между ними был ТОЛЬКО жадный интерес к современной жизни и стремление запечатлеть ее на полотне совершенно особым, новым способом.

О том, что Эдгар Дега НЕ ИМПРЕССИОНИСТ я уже писала, причём довольно подробно, поэтому повторяться не буду. Кто подзабыл или пропустил тут ⬇️

https://zen.yandex.ru/media/art_cool/dega-ne-impressionist-5fbde3046ea65c24b346a44a

И тут ➡️ https://zen.yandex.ru/media/art_cool/posravnivaem-5fc61caf6129f611a560fc19

Вообще, судьба интересная штука - ирония жизненного пути Дега такова, что после 1890 года, времени распада группы импрессионистов, работы художника стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму.

Но диагноз тут совсем не impression, а следствие прогрессирующей потери зрения.

Напомню вам, что Дега тщательно продумывал композицию (что абсолютно не допускали импрессионисты), работал по памяти в мастерской с искусственным освещением (тоже нонсенс для импрессионизма), а когда угасающее зрение не давало ему возможности работать как раньше, он снова и снова обращался к своим прошлым мотивам, переводя иногда контуры фигур со старых полотен с помощью копировальной бумаги.

Он глубоко почитал Энгра и в его работах действительно присутствует этот ясный классицистический аромат четко выписанных форм.

Восхищался, как и многие в его время, японской графикой с ее необычными, подчас непредсказуемыми ракурсами.

Увлекался фотографией, которая привнесла свежесть в композицию его полотен (эффект мгновенного снимка достигается им путём кропотливой и долгой работы).

Ну это всё не про импрессионизм, вы же понимаете.

Он поклонялся линии и свято верил, что рисунок в живописи есть основа основ (и это тоже в корне противоречит impression). Поэтому Дега так любил пастель, говоря, что она позволила ему стать "колористом линии".

И она действительно позволила, ибо находится на грани рисунка и живописи.

Дега просто виртуозно владел этой техникой. Он накладывал пастель смелыми, ломаными штрихами, не спокойными, иногда оставляя проступающий сквозь пастель слой бумаги или добавляя мазки маслом или акварелью.

Кстати, он стал ПЕРВЫМ, кто начала обрабатывать картины паром, после чего пастель размягчалась и ее можно было растушёвывать кистью или пальцем.

Дега был среди тех счастливчиков, кто не заботился о хлебе насущном (отец его управлял французским отделением крупного итальянского банка, который был основан дедом художника в Италии), а участие в выставках импрессионистов было для него лишь способом найти покупателей.

К слову, с этим у Дега не было проблем.

Именно из-за совместных экспозиций художнику приписывают диагноз импрессиониста, хотя впечатленческой сиюминутности и случайности в его картинах ничтожно мало - они продуманы до мельчайших подробностей.

И вот он создаёт свой "Танцевальный класс" (1871-1874), картину, где всё на своем месте, где нет ни единой лишней или недостающей детали, вплоть до размытой перспективы крыш в зеркале на стене класса.

Более того, здесь нет ни единого штриха, который дал бы заподозрить художника в небрежности, ведь и черты лица, и мельчайшие жесты прописаны точно и тонко, а суетливые движения натурщиц предельно естественны.

А этот белый! Воздушный и хрустящий, но не как снег, а как накрахмаленный воротник веласкесовских героев.

А на нём этот сумасшедший изумрудный и красный! Здесь вообще композиция построена очень любопытно. Асимметрия заключена в трёх цветах - зелёном, голубом и бледно жёлтом (ищи девушек с такими бантами).

Центр же полотна пустой (разделите мысленно картину пополам и проведите линию). А фигура мастера Жюля Перро, написанная в холодных серых тонах, с примесью черного и коричневого, властно следит не только за ходом репетиции, но и не даёт композиции рухнуть.

И вот уже квартет из трёх танцовщиц и учителя грузно и увесисто удерживает мир холста в равновесии (даже не смотря на то, что там, на заднем плане, в куче, собралось довольно много девушек).

Равновесие - это тоже от Энгра (та самая классицистическая идеальность и порядок).

Ну и НОГИ. Эта волнующая нежность женских ног (на эту тему вообще можно писать отдельный пост).

Фрагмент
Фрагмент

Эти НОГИ И ЕСТЬ ТРУД. Каждодневный труд до боли и изнеможения, до смертельной усталости, которой, кажется на полотне нет вовсе.

Но она все же есть.

Но эта усталость у Дега есть БЛАГОРОДСТВО - КРАСОТА ЗАСТЫВШЕГО МОМЕНТА, заключённая в энергии и лёгкости. Девушки сейчас немного отдохнут и с задором продолжат свои учения.

И это, довольно рутинное занятие, на первый взгляд сиюминутное, на деле оказывается выверенным с точностью математика фрагментом жизни.

Жизни, где именно в ногах сконцентрирована вся энергия, вся красота, вся острота момента.

И вся музыка холста тоже в них.

Он принял участие в 7 из 8 выставок, организованных импрессионистами, но общим между ними был ТОЛЬКО жадный интерес к современной жизни и стремление запечатлеть ее на полотне совершенно особым, новым-3