77 лет назад в этот день была полностью снята блокада Ленинграда. Сегодня мы расскажем вам о девочке, имя которой известно практически всем, а её дневник стал символом страданий, пережитых городом в годы блокады.
Таня Савичева родилась 23 января 1930 года недалеко от города Гдов Ленинградской области. Она была пятым и младшим ребёнком в семье Николая Родионовича и Марии Игнатьевны Савичевых. У неё было две сестры — Нина и Евгения, и два брата — Леонид и Михаил. Еще две сестры и брат Тани умерли в младенчестве от скарлатины ещё до её рождения.
Николаю Савичеву принадлежала открытая в 1910 году на Васильевском острове «Трудовая Артель братьев Савичевых» с пекарней и булочной-кондитерской при ней, а также кинотеатр «Совет» на углу Суворовского проспекта и 6-й Советской улицы. В булочной работала вся семья: сам Николай, его жена Мария и три брата — Дмитрий, Василий и Алексей.
В 1930 году началось отчуждение частной собственности, и всё, что было у семьи, отобрали, а в 1935 году Савичевых выслали из Ленинграда на 101 километр в Лужский район. Через некоторое время они вернулись в Ленинград, но вскоре Николай заболел и в 1936 году умер от рака. Семья, осталась без кормильца.
Как дети "лишенца" пятеро Савичевых не могли вступать в комсомол и имели право получать только рабочие специальности. К началу войны Нина и Евгения работали на Невском машиностроительном заводе имени Ленина, Леонид служил на Судомеханическом заводе, а Миша окончил фабрично-заводское училище и работал слесарем-сборщиком. Мария была белошвейкой в швейной «Артели имени 1 Мая» и считалась одной из лучших вышивальщиц.
Леонид также увлекался музыкой. Он даже создал вместе с друзьями струнный оркестр. Дома у Савичевых было множество музыкальных инструментов — пианино, гитары, мандолина, балалайка, банджо, и дети часто устраивали домашние концерты.
На момент начала войны Савичевы жили вместе с бабушкой на 2-й линии Васильевского острова, в доме 13/6, в квартире под номером 1, под квартирой братьев покойного отца, Василия и Алексея.
У Савичевых был большие планы на лето 1941-го: Таня только что закончила 3-й класс и они собирались поехать к родственникам в Ленинградскую область. Там жили ещё два брата отца — Григорий и Гавриил. Брат Михаил уехал раньше всех, а мама с Таней задержались, чтобы отпраздновать день рождения бабушки. Он приходился на 22 июня...
Из Ленинграда они так и не уехали. С самого начала войны мама и сестры Тани трудились на оборонных работах. Женя тайком сдавала кровь для раненых. Леонид, Василий и Алексей отправились в военкомат, но никого из них не взяли на фронт. Таниного брата — из-за плохого зрения, а дядьев из-за возраста.
8 сентября началась блокада Ленинграда. Голодная осень сменилась суровой зимой. Людей умирало очень много. Как-то раз во время уборки Таня нашла записную книжку Нины, часть которой, предназначенная для записей телефонных номеров, была не заполнена.
Первую запись Таня сделала 28 декабря 1941 года под буквой «Ж», посвятив её своей умершей сестре Жене. Здоровье Жени было подорвано частой сдачей крови, у неё едва хватало сил, чтобы добираться 7 километров до завода — транспорт уже не ходил. Однажды утром она не пришла на завод, Нина поспешила к ней домой и обнаружила сестру умирающей. Когда Евгению хоронили её мать, склонившись над гробом, произнесла фразу, ставшую пророческой для их семьи: «Вот мы тебя хороним, Женечка. А кто и как нас хоронить будет?»
Через месяц в Танином дневнике появилась вторая запись – под буквой «Б»: «Бабушка умерла 25 янв. 3 ч. дня 1942 г.» В начале января ей поставили 3-ю степень дистрофии, но лечь в больницу она отказалась.
Голод убивал Савичевых одного за другим: Леонид, Василий, Алексей... Всего Таня сделала девять записей. Последняя из них — «Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.», «Савичевы умерли», «Умерли все», «Осталась одна Таня».
Конечно же Таня не могла знать, что живы её брат и сестра Михаил и Нина. Михаил, бывший у родственников, попал в партизанский отряд, а Нина спешно эвакуировалась вместе с заводом, не успев даже подать о себе весточку родным.
Когда умерли все ближайшие родственники Тани, племянница её бабушки оформила над ней опеку. Женщина выросла без родителей, тяжёлое детство сделало её неприветливой. Она работала по полторы смены на заводе, и в это время Таня оставалась на улице. Так прошло несколько недель, а потом родственница сняла с себя право опеки и сдала девочку в детский дом, чтобы её могли эвакуировать.
Таню вывезли из Ленинграда в посёлок Шатки во время массовой эвакуации детей. Но это уже не смогло её спасти, слишком девочка была ослаблена голодом, дистрофией, и к тому же больна туберкулезом.
1 июля 1944 года Таня Савичева умерла. Случилось это в доме инвалидов в Понетаевке, куда ее привезли в марте того же года. В медицинской карточке были записаны страшные диагнозы: «Цинга, дистрофия, нервное истощение, слепота…».
С момента начала блокады Ленинграда и в течение 1942 года из города было эвакуировано 430 тысяч детей. Из тех, кто был вывезен вместе с Таней, умерла только она одна. Её похоронили на местном кладбище.
Дневник Тани нашла её сестра Нина, которая вернулась в Ленинград после снятия блокады. Сейчас он выставлен в музее истории Ленинграда. Нина всю оставшуюся жизнь жила в Петербурге, умерла в возрасте 94 лет в 2013 году. Брат Михаил в начале войны попал в партизанский отряд, после войны жил в Ленинградской области, в городе Сланцы, умер в 1988 году.
Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.
Нужна консультация генеалога или вы хотите узнать больше об истории своей семьи? Обращайтесь к нам по телефону 8 800 100 41 47