Найти тему
Нетиповое

Как оживить 80% городской среды в России или реновация здорового человка

Оглавление

Надо признать, что российским городам повезло, потому что большая часть их территорий Составляют дома раскинутые в поле, между которыми внушительные пространства. Это еще не сложившееся городская среда, которая позволяет себя осовременить, за счет уплотнения. При этом будет существовать контекст места и уже сложившиеся социально-экономические связи, а значит это будет не новая история, а продолжение существующего рассказа. Создать городскую среду с нуля – сложно и долго, многие части города формировались веками и чем старше районы, тем прочнее связь. В среде созданной типовой застройкой 60х-80х годов за годы ее существования можно четко проследить за удачными решениями и ошибками, причем ошибки такая среда позволяет исправить, а удачные решения растиражировать и улучшить. Так как типология застройки серией П-18 в целом везде повторяется, то мы выделили ее в четыре самых распестрённых паттерна.

Паттерн застройки

Ошибки долгоживущих систем

На сегодняшний день все из выше выявленных паттернов устарели и не могут составить конкуренцию сложившимся районам центра и современным трендам квартальной застройки. Но благодаря заложенному в них потенциалу мы можем проработать те ошибки, которые мешают этим микрорайонам быть снова в тренде городской повестки выбора жилья.

Проезды

-2

Проблема первая – хаотичные дворовые проезды. Если система существует достаточно долго она начинает копить ошибки. Все это выливается в ее перезапуск, так как бороться с ошибками уже невозможно, либо, можно откатить систему до определенного момента. Такие ошибки накопились при жизни дворовых проездов, изначально тупиковых, но вскоре образовавших хитроспелтения. Изначально дворовой проезд служил двум целям, во-первых, он был пожарным проездом, а во-вторых, подъездом к подъездам для кратковременной остановки ради посадки-высадки пассажиров или загрузки-разгрузки грузов. При разработке генплана микрорайонов, места для хранения транспорта выносили за пределы границы и ехать до гаража к своей машине несколько остановок на общественном транспорте было в порядке вещей. Отсутствие сквозных проездов через дворы почти полностью исключало наличие транспорта в жилой зоне, что положительно сказывалось на безопасности, а также на акустическом и визуальном комфорте. К сожалению, очень быстрая автомобилизация после развала Союза внесла свои правки в облик двора. Большое количество выездов и парковочных мест превратили россыпь домов в поле в россыпь домов среди дорог.

Проходы

-3

Проблема вторая – неудобная сеть дорожек для жителей. При проектировании сети дорожек для пешеходов часто применяют метод, когда сначала дают пользователям протоптать удобные им маршруты, а потом «народные тропы» благоустроить твердым покрытием, светом и малыми архитектурными формами. Но вот что застыло во времени, так это пешеходные дорожки в микрорайонах. Их перекладывают из раза в раз на одном и том же месте, заставляя пешеходов ходить прямыми углами и зиг-загами. Тропинки так и продолжают существовать удобными для жителей лишь в сухую погоду. Проблема в отсутствии работы в области исследования среды, проще потратить деньги на асфальт поверх асфальта, заборы и покраску бордюра, чем провести исследование и вложить в действительно важные для удобства жителей вещи. Даже ждать не надо, тропинки уже давно существуют, надо лишь победить Уробороса ЖЭКа.

Бедность функций

-4

Проблема третья – монофункциональность. Спальные районы так зовутся не спроста, у них одна функция – жилье. Пару продуктовых магазинов, детский сад и школа, вот и весь досуг типового микрорайона, за всем остальным нужно ехать либо в центр города, либо в хаб районного значения, роль которого в последнее время успешно выполняет Торгово-развлекательный центр. Такая модель построения ткани города создает вынужденную миграцию жителей, дисбаланс территорий и стимулирует к приобретению личного автотранспорта. В результате такой градостроительной политики мы имеем днем переполненный центр города с пробками и невозможностью найти парковочное место, а вечером все эти проблемы переносятся на окраины в спальные районы, при этом центр города остается пустынным и намного более тяготеет к криминогенной обстановке. Все это последствия разделения города на функциональные зоны, когда производство, коммерция и жилье являются территориями разных типов. Сейчас город стремится к многофункциональности и к mixed-use, ведь жить и работать можно в границах одного квартала, там же ужинать и пить кофе по утрам, заниматься хобби и встречаться с друзьями в «третьем месте». И у микрорайонов есть отличный задел на реализацию принципов современного города.

Новые принципы старых микрорайонов

Уплотнение

-5

Принцип первый – здоровая плотность. Жители уже сложившихся районов всегда против нового строительства. Люди не любят перемены, боятся их. Особенно вызывает ярость точечная застройка, какая-нибудь высотка с забором по периметру. Но уплотнять застройку не значит точечно строить дома и перегораживать привычные маршруты перемещения внутри двора, это подход комплексный. Необходимо продумать весь микрорайон целиком и предложить жителям сделку, честный обмен благоустройства на возможность посредством нового строительства сделать среду еще лучше. Принципы реновации района перекрывают существующие недостатки. Новое строительство должно быть периметрально-ориентированно, для физического разделения территорию на приватную – двор и общественную – улицу. Помимо этого, застройка по периметру сформирует активный фронт первых этажей и оживит улицы. Ретейл вдоль улицы имеет порог вхождения ниже, чем площади в торговых центрах, а значит лучше приспособлен для развития малого бизнеса. К тому же активный первый этаж это хороший способ снизить количество преступлений на улицах. А самое важное, что ядро района остается свободным от застройки и принадлежит жителям, а значит внутренние связи не будут нарушены

Упорядочивание проездов и проходов

-6

Принцип второй – разделение потоков. Внутри района не должно быть сквозных автомобильных проездов, за исключением проезда для специального транспорта. Так же необходимо исключить выход из подъезда непосредственно на проезжую часть. Дворы должны снова стать безавтомобильной средой, местом встречи соседей и безопасной прогулки с детьми. Что же касается самого важного вопроса при выборе жилья россиян – «где оставлять мою LASTACHQU?», то тут на помощь придет, как раз, низкая плотность застройки, ибо «парковочные войны» случаются в основном в новой сверхплотной застройке выполненной в соответствии со всеми стандартами и нормами. К сожалению, автомобильное лобби в нашей стране очень сильно и дабы всем было хорошо, мы предлагаем возместить часть убранных дворовых парковок на улично-дорожную сеть, а часть в парковочные «петли» уходящие во внутрь микрорайона. В итоге получилось больше парковочных мест чем было. Так как часть дворов была целиком отдана под парковку, то возникает потребность в создании «третьего места» микрорайонного значения, что бы у всех была возможность не пересекая автомобильной дороги оказаться в месте отдыха…

Приватное и частное

-7

Принцип третий – разноуровневая коллективная собственность. Жители микрорайона должны чувствовать ответственность за среду своего обитание, как за состоянием квартиры, так и за состоянием двора, района и города. Градус ответственности и возможности влияния уменьшается с каждым следующим уровнем, но компенсируется количеством неравнодушных людей. Важна ассоциация жителей с местом, где они живут. Так двор должен ассоциироваться собственностью, продолжением подъезда, а подъезд продолжением квартиры. Поэтому внутри микрорайона, взамен неиспользуемых никем территорий пустырей и хаотичных парковок для небольшого процента жителей важно организовать пространства интересные и инклюзивные для всех жителей. При этом полезно будет создать многоуровневую структуру, чтобы не вываливать на всех жильцов одно пространство и формировать одно сообщество, куда устойчивее будет создать сообщества на разных уровнях объеденных территориально: Подъезд-двор-микрорайон. Кто-то будет рад заниматься своим двором, кто-то поучаствует в сообществе междворовом – микрорайоном.

Твой микрорайон. Создан в 60-х. Улучшен в 20-х

Реновация районов и настройка уже существующей среды, способна включить территории в жизнь города, получить новые квадратные метры жилья, при этом не разрастаясь по площади, а также настроить баланс плотности, функции и сохранить уже сложившиеся связи.

Заканчивая работу над этим материалом, мы еще точнее определились с целью. Мы хотим рассказать о том: в каких домах и районах мы живем и что можно сделать, что бы и жителям, и городу было хорошо. Хотим собрать типовые решения для работы с уже сложившейся городской средой, а также, в рамках эксперимента, воплотить эти принципы на примере микрорайона используя уже существующие программы формирования городской среды и ремонта здания.