Найти в Дзене

Читая авиаконструктора Яковлева

Поводом для этой статьи послужил наблюдаемый мною недавно спор о военной авиации Второй Мировой войны. В качестве главного аргумента одного из спорщиков были ссылки на воспоминания советского авиаконструктора Александра Сергеевича Яковлева, создателя известной марки самолётов «Як».

Возражение о том, что данный источник не стоит рассматривать как авторитетный, вызвало бурю негодований в стиле: «Да как может величайший авиаконструктор что-то не знать!», «Да вы не читали ничего из его книг!», «Да как можно клеветать на такого человека!» и т.д.

Поскольку в данном случае речь шла о человеке явно верующем в непогрешимость всего написанного, то спорить было бы бесполезно. Поскольку в вопросах веры какие-то доводы в виде фактов, документов и пр. бесполезны.

Для всех остальных я могу напомнить (или сообщить) о тех моментах, которые заставляют усомниться в объективности такого источника, как книги главного конструктора Яковлева. При всем глубоком уважении, стоит, во-первых, вспомнить, что писались они в СССР, а там писали только то, что положено и так, как положено.

Во-вторых, опять же, при всём уважении, во многих вопросах автор был всё-таки лицом заинтересованным. К примеру, я вот так и не нашёл нигде упоминаний, что Сталин действительно говорил фразу: «Лётчикам нравятся «Яки», а о ней, как и многом подобном, мы знаем лишь со слов Яковлева. Мнения же лётчиков встречались и совсем иные, например, пилоты эскадрильи, а затем полка «Нормандия», почему-то регулярно просили дать им другие истребители вместо «Яков».

Но давайте ближе к тексту.

-2

Собственно, под авторством А.С, Яковлева вышло четыре книги: «Рассказы авиаконструктора» (1957-й год), «50 лет советского самолётостроения» (1968-й год). «Цель жизни (записки авиаконструктора)» (1970-й год) и «Советские самолёты» (1979-й год).

Из всех книг Яковлева, наибольший интерес представляет последняя («Советские самолёты»), так как содержит достаточно много справочной информации, не только связанной с Яковлевым. И в советское время такое издание представляло немалую ценность, так как аналогичных по информативности сходу и не припомнить. Чего, к сожалению, нельзя сказать про объективность.

Конечно, разбирать всю книгу я не стану, просто самый запомнившийся момент. На который, видимо, и упирал участник спора, с которого я начала статью.

Речь о сравнении советских и немецких истребителей, сделанной в лучших традициях тех времён.

Как же товарищ Яковлев нам доказывает неоспоримое преимущество лучшего советского истребителя (коим является естественно «Як») над немецким? Разумеется, приводит цифры.

Цифры впечатляют, конечно. Согласно приводимым в книге данным, истребитель Як-3 с двигателем ВК-105ПФ имел скорость 660 км/час, а с двигателем ВК-107А даже 720 км/час.

Это, конечно, круто, особенно если сравнить с приводимыми данными иностранных истребителей. А они таковы (согласно Яковлеву): немецкий «Мессершмитт-109Е» имел скорость 570 км/час, немецкий же «Фокке-Вульф-190» — 604 км/час, а английский Спитфайр V — 585 км/час.

Конечно, при таком сравнении стоит возгордиться замечательными советским истребителями Яковлева, тем более, что даже его Як-1 уже в 1941 году (согласно справочнику) выдавал 580 км/час, то есть запросто обходил «Мессершмитт».

Немецкие же истребители и их конструкторов Яковлев вообще ни во что не ставит. Вот замечательная цитата:

Необходимость модернизации Ме-109Е возникла лишь в 1941 году после встречи с новыми советскими и модернизированными английским самолётами.

Далее упоминается, что немцы свой истребитель пытались модернизировать, и создали модификации «F » и «G », но (опять цитата):

Несмотря на увеличение мощности двигателя и вооружения, «Мессершмитту» не удалось получить никаких преимуществ по сравнению с нашими самолётами Як и Ла.

И в результате, чтобы хоть как-то противостоять нашим отличным самолётам Яковлева, уже в ходе войны немецкие конструкторы создают новый истребитель «Фокке-Вульф-190»:

«Фокке-Вульф-190» превосходил по скорости «Мессершмитт-109» на 20-30 км, но был значительно тяжелее и обладал худшей маневренностью. Поэтому немецкие лётчики-истребители, получив такой самолёт, практически никаких преимуществ по сравнению с «Мессершмиттом» не приобрели.

Судя по тексту, «Фокке-Вульф» вообще был не противник истребителям Яковлева, и тут автор не забывает упомянуть про другой советский самолёт:

… двигатель АШ-82 давал самолёту Ла-5 бесспорное превосходство над однотипными «Фокке-Вульф-190»

Я понимаю, что те мои читатели, которые знакомились с авиацией Второй Мировой войны не по книгам Яковлева, уже недоумевают: как мог столь известный человек публиковать подобную чушь? Но время было такое.

Для тех же, кто менее знаком с авиацией, и не хочет открывать справочники, я уточню кое-что.

-3

Самым главным преимуществом истребителей Як было то, что их легко могли освоить неопытные пилоты, прошедшие ускоренный курс лётного училища. А таковых в Красной Армии было подавляющее большинство. Плюс к этому дешевизна и простота производства, позволяющее выпускать много самолётов для множества неопытных пилотов. Которые, к сожалению, и летали недолго.

Более опытные лётчики летали на Ла-5, а асы предпочитали американские «Аэрокобры».

Серийные Як-3 имели максимальную скорость 645 км/час, но в войска они поступали лишь с лета 1944 года, когда такой скоростью уже никого было не удивить. Да и никого не догнать… Что же касается гордости товарища Яковлева — истребителя Як-3 с мотором ВК-107А, то он действительно разгонялся до скорости 720 км/час. Но только на испытаниях, поскольку этот самолёт не воевал.

Что же касается немецких истребителей, без сравнения с которыми данные наших самолётов ничего не говорят, то истребитель Bf.109E был основным лишь в 1940 году. К моменту нападения Германии на СССР эти самолеты составляли ещё до половины всех истребителей, но быстро сошли и были заменены на Bf.109F, а затем и на Bf.109G. Самолётов, превосходящих по своим характеристикам «мессеры» в Красной Армии, не было… ну если конечно, не сравнивать Як-3, построенный в 1945 года, с Bf.109E, летавшим в 1941. Что, собственно, и делает сам А.С. Яковлев.

Как сказал один известный персонаж в одном очень известном фильме: «Даже маленькая ложь рождает большое недоверие». Как мне кажется, один только этот пример должен навсегда отбить желание ссылаться в каких-то вопросах на данного автора.

-4

А в том, что касается «фокке-вульфов», то тут я вам порекомендую прочитать свою статью:

Мифы про «фокке-вульф»

И не забудьте подписаться на мой канал.

-5