Найти тему
Морская коллекция

Эскадренные броненосцы. На пути к империи. "Индиана"ВВ-1.

Современные Соединенные Штаты создала непримиримая борьба двух противоборствующих направлений политики- империализма и изоляционизма. Как ни странно сейчас об этом упоминать, но большую часть американской истории победа была на стороне изоляционистов. И сегодня у этого движения есть свои последователи и даже один бывший президент.

Вплоть до Второй мировой войны изоляционизм был основой американской политики, а до конца 19-го века фактически единственным реальным ее наполнением. Правда в понятие "своего" американцы, как минимум с 1823 года включали все западное полушарие, но то такое...

Только к концу 19-го века американская буржуазия настолько окрепла, что у нее появился агрессивный интерес к внешнему миру. Молодой растущей демократии нужны были новые рынки и источники сырья, то есть колонии. Приобрести же и удержать колонии без флота, как мы знаем, совершенно невозможно. Колоний на всех не хватает, а меряться эскадрами приходится уже с матерыми игроками.

Жесткая нужда, то есть потеря военно-морской гегемонии в Новом Свете , заставила американцев строить Новый флот. Но конгрессмены, опирающиеся на более консервативную часть буржуазии, зорко следили, чтобы бюджет не тратили на ненужные игрушки, как у европейцев. Береговая оборона и не более того, мониторы-наше всё!

Без понимания этой части американской политики невозможно понять хитросплетения интриг и интересов, среди которых был создан Великий флот США.

4 марта 1889 года в должность президента вступил Бенджамин Гаррисон (из одной из династий американских президентов), двадцать третий президент США. К этому времени Новый флот имел в активе только четыре корабля программы ABCD (бронепалубные крейсера «Атланта», «Бостон» и «Чикаго» с посыльным судном(канонеркой) «Долфин») и два броненосных корабля 2-го класса (менее 40 орудий)-"Мэн" и "Техас". Боевые качества этой шестерки были весьма спорными. У самих американцев опыта не было совсем, а попытки копировать устаревший чужой чаще всего были неудачными.

Уже в инаугурационной речи Гаррисон обозначил свой интерес к флоту - «строительство достаточного количества боевых кораблей и их необходимого вооружения должно развиваться так же быстро, как это согласуется с осторожностью и совершенством». Разумеется не из-за того, что он в детстве в кораблики не наигрался. За ним стояли вполне конкретные деловые люди. По поручению Гаррисона военно-морской секретарь Бенджамин Ф. Трейси разработал амбициозную морскую программу.

15-летняя программа, представленная 16 июля 1889 года, через три года после одобрения постройки "Мэна" и "Техаса", предусматривала строительство 33 броненосцев и 167 других кораблей (тараны, крейсеры и миноносцы) и, из них только 10 броненосцев должны были быть "дальними", защищая интересы США по всей планете. Остальные предназначались для защиты американских берегов. Это был недвусмысленный реверанс в сторону преобладающих в конгрессе изоляционистов.

Первоклассные эскадренные броненосцы предназначались для действий у чужих берегов и океанских сражений, скорость планировалась 17 узлов, дальность плавания 5400-6500 миль экономичным ходом.

Двадцать пять броненосцев второго класса ближнего радиуса действия (включая уже построенные "Мэн" и "Техас") должны были защищать оба побережья, от реки Святого Лаврентия и до Панамы(!!!). Им полагалась дальность в 2700 миль на 10 узлах и осадка в пределах 7,2 метра, для возможности использовать основные американские порты. При этом они должны были быть трех видов.

  • Первый (8 единиц)вооружался четырьмя 330 мм и новыми 127 мм пушками при 8000 тонн водоизмещения. Броневой пояс планировался в 432 мм.
  • Второй(10 единиц) нес четыре 305 мм пушки при 7150 длинных тонн веса.
  • Третий (5 единиц)-две 305 мм и две 254 мм пушки на 6000 тонн водоизмещения.

Общая стоимость программы-$ 281,55 миллиона (6,6 миллиарда долларов в долларах 2009 года), примерно сумма морских бюджетов за 15 предшествующих лет.

Хитрость не помогла, проект программы был отклонен. Народные избранники почуяли в ней дух империализма, тогда это слово в США еще было ругательным.

Вторая попытка Трейси была скромней по размаху, зато более удачной. 30 июня 1890 года Конгресс одобрил постройку трех новых броненосцев, крейсера("Колумбия") и миноносца. Проект броненосца полностью учитывал позицию изоляционистов. Так на свет появилось три удивительных гибрида- эскадренных броненосца береговой обороны. Или как их назвал Теодор Рузвельт (тогда еще помощник морского министра) «морские линкоры береговой линии». Как говорил главный инженер американского флота того времени Вильсон, эти броненосцы спроектированы для того, чтобы "они были в состоянии сражаться с судами, имеющими самую сильную артиллерию и самую толстую броню".

Концепт получился по-американски основательный-тяжелобронированный, тяжеловооруженный, неторопливый, низкобортный и с небольшой дальностью действия. Линкор местного значения. В справочнике «Боевые корабли всего мира» Конвея так отзывались об этих кораблях: «слишком много всего при очень ограниченном водоизмещении».

Имена корабли получили в честь штатов, причем головной- в честь штата, от которого Гаррисон попал в сенаторы- "Индиана". Остальные два-"Массачусетс" и "Орегон". Эти корабли первыми получили сквозную нумерацию "бэтлшипов" американского флота-соответственно ВВ-1, ВВ-2 и ВВ-3 .

Всего при Гаррисоне было заложено 7 крупных современных боевых кораблей, включая три этих броненосца.

С "Индиан" началось развитие самобытной американской школы линкоростроения, отказавшейся от копирования устаревших европейских образцов. Хотя американские агенты по всей Европе, особенно в Англии, усиленно собирали информацию о достижениях других стран.

-2

В одобрении Конгресса на строительство отдельно было указано о постройке одного из кораблей на западном побережье, где только создавалась современная судостроительная промышленность.

Контракт на строительство первых двух броненосцев-"Индиана" и "Массачусетс" получила компания William Cramp & Sons из Филадельфии. Стоимость одного корабля без брони и вооружения составила 3 020 000 долларов. Всего корабли обошлись по 6 миллионов долларов за штуку.

"Орегон" взялась построить Union Iron Works из Сан-Франциско на тихоокеанском побережье. 19 ноября 1890 г. подписали контракт, общая цена оказалась выше, 6 575 033 доллара. Контрактная цена корпуса и машин корабля, за исключением брони, равнялась 3 180 000 долларов.

USS_Oregon_1896_USN_010331  Орегон в 1896 году в Сухом доке Бремертона, штат Вашингтон
USS_Oregon_1896_USN_010331 Орегон в 1896 году в Сухом доке Бремертона, штат Вашингтон

Согласно контракта срок строительства должен был составить 3 года, но американская промышленность задержала поставку броневых плит на целых два года. "Индиана" был заложен 7 мая 1891 года, а спущен на воду 28 февраля 1893 года. В церемонии приняли участие около 10 000 человек, в том числе президент Бенджамин Гаррисон (ему оставалось быть президентом всего четыре дня), несколько членов его кабинета и два сенатора от Индианы. Крестной матерью корабля стала Джесси Миллер.

На морские испытания в начале марта 1894 года корабль вышел без бортовой брони, орудий, башен, боевой рубки. Поэтому официальную приемку смогли провести только в октябре 1895 года.

"Массачусетс" был заложен 25 июня 1891 года, а спущен на воду 10 июня 1893 года. На церемонии присутствовали тысячи людей, включая министра флота Хилари А. Герберта и будущего героя- коммандера Джорджа Дьюи. Крестной матерью стала Лейла Герберт. Из-за задержек с поставками брони и орудий предварительные морские испытания состоялись лишь в марте 1896 года .

"Орегон" был заложен 19 ноября 1891 года. Спуск на воду произошел 26 октября 1893. После завершения достройки он вошел в состав флота 15 июля 1896 года.

USS_Oregon_1893_USNHC_NH_76619_010332
USS_Oregon_1893_USNHC_NH_76619_010332

-5

-6

-7

Броненосцы типа "Индиана".(Сведения о кораблях, опубликованные в английском справочнике "JANE'S FIGHTING SHIPS". 1900)
Броненосцы типа "Индиана".(Сведения о кораблях, опубликованные в английском справочнике "JANE'S FIGHTING SHIPS". 1900)

Броненосцы типа "Индиана".(Сведения о кораблях, опубликованные в английском справочнике "JANE'S FIGHTING SHIPS". 1905-06)
Броненосцы типа "Индиана".(Сведения о кораблях, опубликованные в английском справочнике "JANE'S FIGHTING SHIPS". 1905-06)

-10

-11

«Индиана» ВВ-1 USS “Indiana”    William Cramp & Sons , Филадельфия. Номер верфи 270. Заложен 7 мая 1891 г. Спущен на воду 28 февраля 1893 г. Введен в эксплуатацию 20 ноября 1895 г. Переименован в Береговой линкор № 1(Coast Battleship № 1) 29 марта 1919 г. 31 мая 1919 г. выведен из состава флота.Потоплен как корабль-цель 1 ноября 1920 г.у о. Танжир при опытах бомбардировочной авиации, затонув от неконтактного взрыва 907-кг авиабомбы.; Продан на слом 19 марта 1924 г.    

«Массачусетс» ВВ-2 USS “Massachusetts” William Cramp & Sons , Филадельфия. Номер верфи: 271. Заложен 25 июня 1891 г. Спущен на воду 10 июня 1893 г. Введен в эксплуатацию 10 июня 1896 г. Переименован Береговой линкор № 2(Coast Battleship № 2) 29 марта 1919 г. 31 марта 1919 г. вывели из состава флота, а 22 ноября 1920 г. исключили из списков флота. Потоплен как артиллерийская цель 6 января 1921 г. возле Пенсаколы (штат Флорида).; теперь искусственный риф  

«Орегон» ВВ-3 USS“Oregon” Union Iron Works, Сан-Франциско. Заложен 19 ноября 1891 г. Спущен на воду 26 октября 1893 г. Введен в эксплуатацию 15-16 июля 1896 г. Списан 12 июня 1919 г. 4 января 1924 г. разоружен. Первоначально сохранился как музей; Исключен 2 ноября 1942 г. продан на металлолом 15 марта 1956 г.          

Водоизмещение стандарт 10 288 длинных тонн (10 453  т ; 11523 коротких тонны )/полная нагрузка 11 688 длинных тонн (11 876 т).Длина 106,96/109 м ("Орегон"- 107,04 м). Ширина 21,11 м . Осадка 7,3- 8,2 м
Бронирование Гарвеевская броня : пояс 102-457 мм, барбеты 432 мм, башни ГК 381 мм ; сталеникелевая броня : башни промежуточного калибра 127-203 мм, барбеты 203 мм, казематы 127 мм, боевая рубка 250 мм, палуба 70-75 мм
Двигатели 2 вертикальных паровые машины тройного расширения перевернутого типа, 4 двусторонних шотландских котла, позже замененных 8 котлами Babcock & Wilcox , 9000 л.с. (проект), 9700-11000 л.с.(испытание). Движитель 2 винта. Скорость хода 15 узлов(проект), 15,6-16,8 узлов испытание при форсированном дутье. Запас угля 1640 т. Дальность плавания 4900 миль (BB-1 и 2), 5600 миль (BB-3). Экипаж 473 чел. (32 офицера), позже 586-636 человек.
Вооружение Артиллерия 2×2 — 330-мм/35, 4x2 - 203-мм/35, 4x1 - 152-мм/40, 20x 6-фунтовых 57-мм орудий Гочкисса, 6x 1-фунтовых 37-мм пушек Дриггса-Шредера. Минно-торпедное вооружение 6×1 — 450-мм надв ТА(" Орегон " 3 или 5-6)

В 1905-1911 годах линкоры прошли две модернизации: частично сбалансированы башни, сняты 4 152-мм и большая часть 57 мм орудий (чтобы компенсировать противовесы башен главного калибра), сняты ТА, добавлены 12 76-мм/50(четыре на палубе надстройки посредине корабля (вместо 57-мм пушек), по одной на каждой 8-дюймовой и по две на 13 дюймовой орудийных башнях), заменены котлы на 8 водотрубных котлов Бэбкока и Уилкокса, установлена решетчатая грот-мачта (с дальномером, постом управления артиллерийским огнём и прожекторной площадкой),надстройка мирного времени с развитыми мостиками сложной формы была упрощена, мостики заменены маленькими площадками.

Боевая рубка была значительно увеличена. У орудийных башен установили новые модернизированные двухступенчатые снарядные и зарядные подъемники вместо одноступенчатой, улучшили противопожарную защиту погребов и башен.

Внешний вид кораблей серии заметно изменился, их перекрасили в серый цвет, заменивший белый и тёмно-жёлтый (буйволовой кожи) мирного времени.

В 1917-18 годах для вооружения войсковых транспортов бюро вооружения (Bureau of Ordnance, BuOrd) 26 апреля 1917 г. распорядилось снять необходимые пушки с устаревших броненосцев и крейсеров, особенно береговой обороны. К 1918 г. на "Индианах" количество 3-дюймовых пушек сократили с двенадцати до четырёх. Остались, вероятно, те четыре, что размещались на крышах 8-дюймовых башен, как установленные выше других и имеющие выгодные секторы обстрела.

Броненосец "Индиана". 1896 г. (Наружный вид)
Броненосец "Индиана". 1896 г. (Наружный вид)

Продольный разрез корпуса и поперечные сечения в районе носовой дымовой трубы и носовой башни. (A. D. Baker III) [11] Палубы: А – главная; В – жилая; С – нижняя; D – платформа; Е – трюм.
Продольный разрез корпуса и поперечные сечения в районе носовой дымовой трубы и носовой башни. (A. D. Baker III) [11] Палубы: А – главная; В – жилая; С – нижняя; D – платформа; Е – трюм.

-15

Броненосцы имели низкобортный гладкопалубный стальной корпус с двойным дном на большей части своей длины (76,2 м), который разделялся на примерно 180 водонепроницаемых отсеков. По проекту кораблям полагались скуловые кили, для уменьшения продольной качки. Однако в ходе строительства от них отказались, так как обнаружилось, что ни один американский док не приспособлен под корпуса со скуловыми килями. В итоге, помимо самой качки, на кораблях при штормах начинали вертеться и несбалансированные башни. У "Индианы" их пришлось в бурю закреплять тросами. К килям пришлось вернуться при модернизации в 1897 году, их вернули всем трем кораблям.

Командир броненосца капитан 1 ранга Эванс рассказал о произошедшем газете "New York Times". Подробности о ночной борьбе экипажа "Индианы" с раскрепившимися орудиями и башнями выглядели следующим образом: "Вскоре после того как мы (19 октября) ушли с Гемптонского рейда, раскрепились сразу все четыре 8дюймовые башни. Это произошло около 2 ч пополудни.
Мы скрепили обе передние башни вместе, снайтовив 5дюймовыми перлинями их орудия и взяв потом перлиня за битенги. Подобным же образом были закреплены и задние башни. Это было далеко не лёгким делом. Около 2 часов ночи порвались перлиня, связывающие передние башни, и они снова раскрепились. Шторм в то время был весьма силён, и броненосец имел такую боковую качку, что размахи её доходили до 36°. Палубы были залиты водою, что, вместе с качкою, делало работу весьма опасною. Было темно, как в чернилах, и мы не могли видеть, как следует править, чтобы держаться против волны, а действовали только по догадке.
К довершению беды, раскрепилась ещё передняя башня 13-дюймовых орудий, и последняя начала перекатываться и колотиться, сделав вскоре большие выбоины в шпигатной трубе, поломав пиллерсы и угрожая снести всю надстройку. Работа в такой шторм была сопряжена с большою опасностью, и я боялся, что потеряю два или три десятка людей; и вообще, если бы только у меня не было лучшей в мире команды, то я не знаю, как бы мы и выпутались из этой беды. Мы закрепили 13-дюймовую пушку 5-дюймовым перлинем, но он порвался, как шнур, Наконец, мы захватили огромные пушки 8-дюймовым кабельтовом и надёжно прикрутили их к надстройке. Это была серьёзная "игра", и мы каждую минуту подвергались опасности быть смытыми за борт. Во всё время работы верхняя палуба была совершенно залита водою."

Осадка по проекту составляла 7,3 метра, при полной загрузке-8,2 метра.

Помимо двух дымовых труб корабли имели коническую боевую мачту с двумя боевыми марсами и цилиндрической боевой рубкой в основании.

Силовая установка состояла из двух перевернутых вертикальных паровых машин тройного расширения, четырех двусторонних паровых котлов шотландского типа и двух гребных винтов. Проектная мощность установки-9000 л.с., позволяющая достичь проектной 15 узловой скорости.

Броненосец "Массачусетс" (Поперечное сечение в районе миделя)
Броненосец "Массачусетс" (Поперечное сечение в районе миделя)

Одна из машин Массачусетса
Одна из машин Массачусетса

котельная  Массачусетса
котельная Массачусетса
Паровой рулевой механизм Массачусетса
Паровой рулевой механизм Массачусетса

На испытаниях расчетные показатели были превзойдены. "Индиана" с 9700 л.с. достигла 15,6 узлов, "Массачусетс" при 10400 л.с. показал 16,2 узла, а "Орегон" на 11000 л.с. даже 16,8 узлов. Запаса хода хватало на 10 000 км. Общая емкость угольных ям составляла 1600 длинных тонн (1626 т; 1792 коротких тонны). Превышение договорной 15-узловой скорости принесло фирме из Сан-Франциско премию в 175 000 долларов.

Вместо устаревших котлов броненосцы при модернизации получили новые восемь водотрубных типа Babcock & Wilcox . "Индиана" получил их в 1904, "Массачусетс"в 1907 году.

Основное бронирование кораблей изготавливалось из гарвеевской брони, лишь палуба, верхний пояс, казематы, башни 203 мм пушек и боевые рубки защищались сталеникелевой броней.

Система бронирования была цитадельной. Главный пояс прикрывал центральную часть корабля на две трети длины, его высота была 2,29 метра, причем над водой было всего 0,3 метра (по другим данным все-таки 0,9 метра), зато самой толстой 457 мм брони(плита высотой 1,2 метра), в подводной части толщина пояса уменьшалась до 220 мм. Длина пояса определялась в 45,72 метра (для "Орегона"-45,42.) Пояс замыкался с барбетами башен главного калибра 360 мм броневыми переборками. Только проблема была в том, что если к имеющейся строительной перегрузке добавлялся полный запас угля, то весь главный пояс переходил в подводное положение.

Над главным поясом, также между башнями главного калибра, проходил верхний пояс длиной 32,91 метр и толщиной 127 мм из сталеникелевой брони, сверху он доходил до верхней палубы. Казематы для скорострельных орудий также бронировались 127 мм плитами.

Броневая палуба над цитаделью имела толщину 70 мм , в оконечностях карапасная 75 мм. Сообщалось, что на "Орегоне" палуба была толще-82,6 мм.

У башен главного калибра толщина брони достигала 380 мм, у их барбетов 430 мм. Первоначально предполагавшиеся башни с наклонной броней заменили обычными цилиндрическими из-за экономии места. Для среднего калибра это было, соответственно, 152 и 203 мм. Боевая рубка представляла собой цельную поковку из никелевой стали толщиной стенок в 250 мм.

За пределами цитадели защита состояла из коффердамов со сжатой целлюлозой. Вдоль бортов в центральной части также защитой служили угольные ямы глубиной 3,01 метра.

Вид на носовые орудийные башни «Индианы»
Вид на носовые орудийные башни «Индианы»
Главный калибр "Орегона". 1898 г.
Главный калибр "Орегона". 1898 г.

uss-oregon
uss-oregon

USS_Indiana_13_inch_guns_&_gunner_LOC_4a14250v
USS_Indiana_13_inch_guns_&_gunner_LOC_4a14250v

-24

-25

-26
uss_oregon_1898_
uss_oregon_1898_

The_naval_history_of_the_United_States_(1896)_(14597811300)
The_naval_history_of_the_United_States_(1896)_(14597811300)

Главный калибр "Индиан"-четыре 330 мм орудия Mk-I длиной 35 калибров и весом по 60,5 тонн. Башенные орудия могли заряжаться при любом их положении в горизонтальной плоскости. Стояли они в двух двухорудийных башнях в оконечностях вдоль диаметральной плоскости. Сектор обстрела-270 градусов.

Эти мастодонты отправляли 512 кг снаряд с начальной скоростью 610 м/с на 11 000 метров при возвышении в 15 градусов. На 8000 метрах этот снаряд пробивал 203 мм плиту гарвеевской брони. На 5 500 метрах снаряд должен был пробить 10–12 дюймов (250–300 мм) бортовой брони. Американцы считали себя обладателями самой бронебойной пушки в мире. Сделать самое-самое у них более-менее получилось, только реальная скорострельность гиганта составляла выстрел в 4-5, а то и 10 минут. Для конца 19-го века очень немного. Процедура перезарядки была слишком длительной и неудобной.

Кроме того из-за неудачной формы цапф пушки пришлось ставить максимально выдвинутыми вперед, а в лобовой плите "пропиливать" большие амбразуры под них. Как уже говорилось, сами башни были не сбалансированы, поворот двух башен одновременно приводил к заметному крену корабля. А первое время при шторме башни могли перейти и в режим "свободного вращения" с непредсказуемым результатом.

В 1901 году собирались заменить башни на современные, сбалансированные, но сочли процедуру слишком дорогой для устаревших кораблей. Ограничились установкой противовесов.

Дополняло картину использование в зарядах дымного пороха и заливаемость водой палубы и низко расположенных орудий (5,39 метра от ватерлинии) при движении низкобортного корабля или при непогоде.

Чтобы компенсировать медлительность больших пушек, незашоренный еще американский ум пришел к использованию промежуточного калибра, не тяжелого 254-450 мм и не легкого 100-152 мм. Основную огневую мощь броненосцам обеспечивали восемь 203 мм орудий в четырех двухорудийных башнях. Их поставили по углам надстройки на барбетах, достаточно высоко, чтобы стрелять над башнями главного калибра. Потом эта идея трансформируется в двухэтажные башни "кирсарджей".

203 мм 35 калиберные пушки Мк III , весом по 13,1 тонн, у американцев получились гораздо лучше. Дальность стрельбы 118 кг снарядом достигала 14360 метров, а скорострельность путем танцев с бубном
( усовершенствования процесса перезарядки и обучения канониров) удалось поднять до 2,5 выстрелов в минуту( сначала все тоже было плохо -выстрел требовал до двух минут различных манипуляций). Кроме того высоко расположенные башни (7,54 метра над водой)были более всепогодными и не заливались водой в свежую погоду. Первоначально башни также были несбалансированными. Правда реальный сектор обстрела был меньше "паспортного", иначе пострадали бы надстройки. Гидравлические механизмы позже заменили более быстрыми электрическими.

8_inch_35_caliber_Mark_4_USS_Indiana
8_inch_35_caliber_Mark_4_USS_Indiana

Казематные орудия броненосца "Индиана". 1898 г.
Казематные орудия броненосца "Индиана". 1898 г.

От третьего калибра конструкторы тоже не отказывались-четыре 152 мм 40 калиберных нескорострельных 6-тонных орудия (на "Орегон" 152-мм пушки были скорострельными 35-калиберными 5,2-тонными) стояли в индивидуальных казематах между 203 мм башнями на главной палубе в районе миделя. Оси этих орудий находились на высоте 4,52 м над уровнем воды.

Орегон
Орегон

Противоминную защиту обеспечивали двадцать 6 фунтовых Гочкисов, восемнадцать из которых стояли вдоль надстройки, а два -на главной палубе, между казематами 152 мм. Еще шесть однофунтовых револьверных пушек Дриггса-Шредера (по др. данным Maxim -Nordenfelt) поставили в носовых и кормовых казематах(четыре) и на боевом марсе(два).

Вес бортового залпа составлял 2569,2 килограмм.

В 1908 году все 6-дюймовые и большая часть более легких орудий были сняты, чтобы компенсировать противовесы, добавленные к башням главного калибра. Годом позже двенадцать одиночных орудий 76 мм/ 50 были установлены на миделе и на башнях .

Торпедные аппараты
Торпедные аппараты

Разумеется, броненосцу досталось и солидное торпедное вооружение- шесть 450 мм надводных аппаратов, на "Орегоне", по некоторым данным-три. Стрелять они должны были через специальные порты, сделанные на миделе, в носовой и кормовой части. В 1908 году их демонтировали.

Окраска американских броненосцев мирного времени конца XIX – начала XX была стандартной – белый корпус с тёмно-жёлтыми (цвета буйволовой кожи) надстройками. Для подводной части использовался свинцовый сурик (красного цвета), который также защищал корпус от обрастания.

-34

-35
-36
-37

-38

-39
-40

-41

-42
-43

Вид после модернизации 1910-1911
Вид после модернизации 1910-1911

Серия броненосцев типа "Индиана" стала первой серией американских классических бэттлшипов, обеспеченных сквозной нумерацией. Они также стали заметным этапом в развитии американского кораблестроения, переходом на путь самостоятельной проектной школы. Корабли прослужили в боевом составе флота с 20 ноября 1895 года по 4 октября 1919 года, но воевали они и в испано-американской и в обеих мировых войнах.

Корабли стали своеобразным компромиссом между традиционным изоляционизмом и растущим империализмом американского общества. В качестве полноценного эскадренного броненосца им не хватало мореходности и автономности, зато в качестве броненосца береговой обороны они были сильнее не только всех представителей данного класса, но и вполне грозно смотрелись у своих берегов для европейских первоклассных броненосцев. В принципе, по идеологии это аналог австрийских эскадренных броненосцев, мощно вооруженных и бронированных, с приличной скоростью, но только у своих берегов.

Первая самостоятельная работа американского линкоростроения имела помимо бесспорных достоинств крайне значительные недостатки, но заложила основные черты американской школы-стремление к предельным характеристикам в вооружении и бронировании , активное применение технических новинок, быстрое развитие необходимых смежных отраслей и быстрое устранение выявленных недостатков в следующей серии.

А так как "империалисты" в американском истеблишменте медленно и верно прогибали изоляционистов, то новые типы американских броненосцев строились один за другим, развивая американскую экономику и повышая рейтинг США среди морских держав.

Надо отметить, что американцы не только исправляли негативный опыт при строительстве следующих кораблей, но и уже построенные постоянно модернизировали, доводя до стандарта.

-45

-46

-47

-48

Слабым местом "Индиан" стала мореходность, обусловленная низкобортным корпусом, делавшим их похожими на старые добрые американские мониторы. Главный броневой пояс при полной загрузке углем становился полностью подводным, американским инженерам еще не хватало опыта бороться со строительной перегрузкой.

Главной проблемой стала артиллерия. Несбалансированные башни в штормовую погоду срывали штатные крепления и начинали вращаться в соответствии с собственными интересами. Задачу решили частично через несколько лет, установив противовесы. Но на следующих сериях этот вопрос решался уже на уровне проекта.

Сами пушки американцы тоже еще не умели делать так же хорошо как европейцы. Но они учились. А пока мощное на бумаге оружие оказалось малоэффективным. Тяжелые, но крайне медлительные орудия главного калибра пришлось компенсировать мощной вспомогательной батареей 203 мм, что, однако, стало опережающим свое время решением.

Тем не менее, в теории, новые броненосцы могли уверенно сражаться с любым европейским кораблем. По мнению Д. Байльса, артиллерия кораблей типа "Индиана" представлялась более сильной, чем на всех существовавших европейских броненосцах, так как из общего числа орудий четыре способны были пробивать любую броню, установленную на существовавших в то время броненосцах, а восемь 203-мм пушек могли пробивать почти любую броню (во всяком случае, более тонкую в оконечностях броневых поясов), а также барбеты большинства английских броненосцев (с близкого расстояния).

Именно 203 мм пушки стали основой огневой мощи броненосца. 330 мм же орудия за время битвы при Сантьяго так и не добились ни одного попадания, только ночью из них удалось попасть в неподвижный испанский крейсер-брандер "Рейна Мерседес". Правда на счету "Орегона" взятие в вилку последнего оставшегося в строю броненосного крейсера испанцев-"Кристобаль Колон".

Так что большой удачей американцев стал выбор первого спарринг-партнера в битве за империю-дряхлой Испании, у которой с артиллерией все было еще хуже.

систематизированный каталог статей канала-по ссылке:

Флоты мира 1860-1945. Справочник.

Фото и иллюстрации взяты из открытых источников и принадлежат их авторам