Найти тему

Рассказываю 3 способа как безопасно передать деньги при покупке квартиры

Оглавление

День добрый. Меня зовут Ирина Хан, я риелтор в городе Краснодар. Мои контакты внизу статьи или в шапке моего канала.

Приятно познакомиться )))
Приятно познакомиться )))

На своем опыте знаю, что купля-продажа квартиры, да и вообще любой недвижимости, это всегда очень волнительное событие. В голове куча вопросов и мыслей как же весь это процесс будет происходить? Один из трепетнейших вопросов - как же передать/получить деньги и чтобы меня не обманули?

Еще в начале своей карьеры, а это начало 2000х годов, когда я работала в нотариальной конторе, мне приходилось часто оформлять сделки с недвижимостью. Мы назначали время для сделки, готовили пакет документов и сами присутствовали при сделке в момент расчета деньгами с продавцом. Для сделок у нас была отдельная комната, где в узком кругу (продавец-покупатель) производили расчет. Стоял большой аппарат для пересчета купюр и проверки их на фальшивость.

А что если аппарат ошибется?
А что если аппарат ошибется?

После долгого пересчета, на аппарате, потом в ручную, продавец формировал пачки, перетягивал резинкой для денег и складывал в сумку.

Было всегда опасение:

  • деньги фальшивые?
  • боязнь от волнения обсчитаться.
  • как я с такой большой суммой, после сделки, поеду в транспорте?
  • и еще много такого рода "волнений"...
Куча вопросов и тревог
Куча вопросов и тревог

В то время был еще вариант с банковской ячейкой... но он почему-то не пользовался особой популярностью. Все предпочитали по старинке - Из рук в руки...

Но в Век прогресса, интернета и высоких технологий были придуманы - ОНлайн-банкинг, Эскроу-счета, Аккредитив.... Думаю, что каждый второй, хотя бы раз в жизни, слышал эти "новомодные" слова.

Так вот, давайте разберем, какие способы расчета, нам доступны на сегодняшний день и самое главное, когда же правильнее всего передавать деньги.

Расчет может быть НАЛИЧНЫЙ и БЕЗНАЛИЧНЫЙ.

Как мы все понимаем, цель любой продажи - это получение денег. Продавца мало волнуют точность формулировок в договоре, так как это уже интересы покупателя. В случае, если договор был составлен с нарушениями, Росреестр сделает приостановку или вовсе откажет в регистрации права собственности, за новым владельцем. Кто в этот момент страдает? Покупатель. Потому что свои деньги, продавец, уже получил и остальное его мало уже волнует.

На своем примере могу сказать, что я всегда стараюсь предупредить своего клиента покупателя о таких рисках, и стараюсь сделку выстроить таким образом, чтобы расчет между продавцом и покупателем был произведен только после регистрации перехода права собственности в Росреестре. Но бывают ситуации, когда продавец не может ждать, например у него встречная покупка и нужно передавать деньги дальше - за новую квартиру. В таком случае, необходимо искать компромисс!

1. Наличный расчет

Самая распространенная ситуация, когда сделка проходит в присутствии юриста и денежный расчет происходит в его офисе, одновременно с подписанием договора купли-продажи. Далее, стороны едут в МФЦ и сдают уже подписанные документы на регистрацию права в Росреестр. Присутствие юриста на сделке это хороший вариант, так как он контролирует сделку и всегда есть возможность проверить подлинность наличных через счетчик купюр. Да это комфортно, но безопасным такой способ назвать нельзя.

Даже если все прошло гладко при встрече у юриста, то всегда существует риск того, что Росреестр откажет в регистрации.

Из опыта скажу, что так случается, могут быть ошибки в договоре или несоответствие каких либо данных. Тогда придется выискивать продавца, встречаться и переделывать документы...

Раньше, когда сделки с недвижимостью были в компетенции нотариуса, все было проще, так как нотариус несет полную имущественную ответственность за удостоверенную им сделку.

Нотариус несет полную ответственность за сделку
Нотариус несет полную ответственность за сделку

2. Безналичный расчет

Безналичный расчет - перевод со счета на счет. Покупателю не надо переживать, как идти по улице с большой суммой денег, а продавцу - что деньги фальшивые и т.д.

Как это происходит:

  • Готовится пакет документов для сделки.
  • Продавец открывает или дает номер уже имеющегося счета, в каком либо банке (лучше всего чтобы счета продавца и покупателя были в одном и том же банке, в этом случае банк не будет взимать комиссию за перевод).
  • Стороны встречаются в банке и покупатель, либо кладет наличные либо переводит со счета продавца нужную сумму.
  • Если продавец и покупатель пользуются Онлайн-банкингом на смартфоне, то тогда в банк вовсе идти не требуется. Перевод делается онлайн.
  • Продавец подписывает расписку в получении полной оплаты по договору, и ставит подписи на всех экземплярах договора купли-продажи и передаточного акта.
  • Далее все вместе направляются в МФЦ и сдают документы на регистрацию.

В этом случае опять же остается риск того, что Росреестр приостановит сделку, но в этом случае, хотя бы, продавец и покупатель не связываются с деньгами "вживую". Т.е. Все расчеты происходят безналичным способом.

Далее, третий, и на мой взгляд, самый разумный и юридически правильный...

3. Банковская ячейка

Продавец и покупатель идут в банк и заключают Договор об аренде депозитарной ячейки (сейфа). В договоре прописываются условия, при которых возможен доступ к этой ячейке каждой из сторон. Одновременно с подписанием договора купли-продажи, покупатель кладет деньги в ячейку, это всегда происходит в присутствии сотрудника банка.

Как это выглядит в банковской ячейке
Как это выглядит в банковской ячейке
К сожалению, проверка денег и пересчет не является обязательным условием банка. Это считается дополнительной услугой и оплачивается отдельно.

Продавец может забрать деньги только после регистрации перехода права собственности к покупателю в Росреестре, и это - 7 рабочих дней. Продавцу такой способ не всегда нравится, но покупатель застрахован на 100%. Если Росреестр отказывает в регистрации права, покупатель всегда вправе забрать свои же деньги.

Есть еще Аккредитив, но он используется в случае покупки недвижимости в ипотеку. Банк, страхуя в первую очередь себя, удерживает на закрытом счете средства, до момента регистрации договора и права в Росреестре, и тем самым выступает гарантом того, что сделка пройдет успешно и покупатель не потеряет средства.

Я старалась все описать простым и понятным языком не сильно углубляясь внутрь. Очень хочется, чтобы статья оказалась для Вас полезной.

Если остались вопросы или нужна помощь при оформлении сделки, мой телефон для связи 8-987-237-01-26, так же возможно найти меня в ВК.

Буду благодарна за Лайк и Подписку на канал. До встречи!