Среди многих начинающих художников есть заблуждение, что искусство сегодня требует радикально новых форм и контекстов, а скучные технические приёмы знать не обязательно. На примере картин художника-монументалиста Сослана Сосиева мы выясняли, так ли это, и объясняли, как оставаться современным, работая в рамках традиций.
Художник получил фундаментальное академическое образование в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина и, по его словам, ввиду этого ему порой сложно отойти от традиций.
Безусловно, академизм считывается в работах Сослана Сосиева. И вместе с тем ему удалось выработать авторский стиль и каждый раз удивлять зрителя, говоря на близкие и понятные любому человеку темы.
Так, главная мысль серии работ под названием «Детство» заключается в том, что, по мнению художника, взрослых не существует. В любом возрасте внутри каждого из нас продолжает жить ребёнок, который просто примеряет на себя разные новые роли. Герои этих работ – дети, у которых нет какого-либо реального прототипа. Это – собирательный образ, в котором каждый может увидеть себя.
С технической точки зрения, рассматривая картины художника, можно выделить сочетание традиций и новаторства. Так, в его работах очевиден традиционный антропоцентризм. В центре каждой из картин серии «Детство», как и большинства других работ Сослана Сосиева, находится человек. Именно на персонаже построена композиция работ. Традиционен также формат и материалы, которые использует художник – масляные краски, темпера.
При этом, оставаясь в рамках традиционной формы, Сослан Сосиев экспериментирует с содержанием, находит новые ракурсы, новаторски трактует объём и плоскость. Рассматривая его картины с композиционной точки зрения, бросается в глаза их «теснота»: роль фона сведена к минимуму. Скорее он дополняет, обрамляет историю, которую рассказывают герои.
К примеру, на картине, где девочка сидит в нарисованном домике, нам понятно, что она его придумала. Точно так же и мы строим иллюзии, начинаем в них верить и живём внутри выдуманного мира, будто это и есть реальность.
На другой картине девочка смотрит на горизонт, повернувшись к нам спиной. За счёт этого приёма художник добивается отождествления персонажа со зрителем. Мы буквально становимся на её место и смотрим на мир её глазами, но при этом каждый видит и чувствует нечто своё. По сути, мы все смотрим на горизонт жизни. Никто не знает, что готовит новый день. Но кто-то смотрит в него с оптимизмом и видит возможности. А кто-то – опасается сложностей.
Таким образом, знание основ композиции позволяет художнику создавать сюжетные работы, которые остаются в рамках традиций, но в то же время являются актуальными и современными, поднимают вечные и близкие сегодняшнему человеку темы.
Именно этот подход Сослан Сосиев использует в своём онлайн-курсе «Композиция в живописи», новый поток которого стартует в Международной академии живописи ARTLIFE уже 28 января.
За 1,5 месяца студенты шаг за шагом учатся создавать многофигурную композицию, работать с цветом, светом и тенями, создавать тональный и цветной эскизы, экспериментировать с фактурами и текстурами, задавать ритм картины и воздействовать с его помощью на эмоции зрителя.
В процессе обучения художник с большим опытом творческой и преподавательской деятельности лично проверяет домашние задания учеников, в доступной форме объясняет каждый нюанс, разбирает ошибки, показывает пути решения.
Итогом обучения станет законченная картина на холсте крупного формата в технике масляной живописи, а также бесценные знания и отработанный навык их применения на практике, что позволяет вывести своё творчество на качественно новый уровень.