Найти тему
Openbusiness.ru

Как принцип “Плати сколько хочешь” работает в бизнесе? 8 примеров

Оглавление

Представляем вам фишку от фрикономики (фрик +экономика). Этой фишкой является нестандартный принцип ценообразования в ритейле. Он известен под аббревиатурой PWYW, которая расшифровывается так: Pay what you want – или «плати сколько хочешь».

Автор концепции самой фрикономики – американский философ, социолог и экономист –  Стивен Левитт, успевший попреподавать студентам философию аж в самом Массачусетском Технологическом Институте.

Сегодня всё чаще и чаще – рестораторы, создатели музыкальных альбомов и авторы книг – прибегают к этой схеме необычной оплаты своего труда. Опыт подсказывает: растроганный клиент всегда платит больше, чем это стоит на самом деле. Действительно, а «сколько стоит» «Мишель ма бэль», которую наиграли на улице – замёрзшими, но талантливыми пальцами? Она может стоить миллион и... рубль. В зависимости от вашего кошелька, сегодняшнего настроения и... замысла ангелов. Всё в мире относительно, – как сказал папа Эйнштейн. Но за всем стоит Всевышний, хвала Ему.

По схеме Pay what you want клиент как бы оставляет вам “сверх-сверх-чаевые”. В тёплом потоке таких восторженных клиентов, однако, всегда имеется холодная струя жадин, которые рады тому, что вот, наконец, можно «обмануть дурака на четыре кулака». Однако неблагодарные свиньи и жлобы, перед которыми бесполезно метать какой бы то ни было бисер, –  уже заранее – подсчитаны, исчислены, измерены, взвешены и найдены – лёгкими.

Их в этой схеме всегда оказывается – немного. И они заранее вложены в экономику Pay what you want, (как воровство пепельниц в ресторане). Их постыдную убогую жадность, их неумение радоваться ничему и неспособность к благодарности –  всегда перекрывает лавина людей нормальных – с воображением и с размахом, которым души и сердца не занимать...

Итак, давайте же, наконец, перейдём и к примерам.

1. Интернет-магазин, который торгуется с покупателями

Интернет-магазин под названием Shoppers Rule создан еще в 1999 году, когда ни интернета, ни интернет-магазинов ещё практически не было. Разве можно считать «интернетом» то, что было тогда?.. Так что – это пионер рынка. Shoppers Rule Inc буквально сразу внедрил у себя схему «плати сколько хочешь», но с оговорочками, с оговорочками...

-2

Дело в том, что магазин Shoppers Rule Inc продаёт стандартные товары. И любой обыватель знает – сколько такой товар стоит на рынке. Сейчас пишут «рекомендованная цена__», а тогда ещё не писали… Тем не менее, покупая товар, грамотный потребитель мог просканировать цену на этот же товар в нескольких других магазинах (обойдя их пешком) и предложить магазину Shoppers Rule Inc самую низкую цену, которую он видел на рынке, показав чек.

Этим принципом сейчас пользуются вовсю («Если где-то вы видели этот товар ещё дешевле, мы вернём вам деньги») – но тогда этот принцип тоже был в новинку. Мы же повторяем, что  Shoppers Rule Inc – пионер рынка во многом...

На каждый товар в магазине Shoppers Rule Inc была установлена его тайная минимальная цена, которую нельзя было уже понижать. Если клиент не переходил за эту черту – он покупал товар по той цене, по которой хотел. Если называл цену ещё ниже тайной минимальной цены? ему отказывали и открывали цену – минимальную планку.

2. Решай, сколько платить этому автору

Leanpub – это платформа для писателей-любителей. Причём пишут тут не только художественную прозу, но и научные труды, и авторские учебники, и онлайн-курсы по любому ремеслу – да вообще, всё, что угодно.

Книгу или учебник пишут тут же, на портале. Все просто:

  • пишут (в предложенном текстовом редакторе),
  • публикуют – одним щелчком мыши (!)
  • и затем – продают!
-3

Всё обстоит в точности так же, как если бы вы буднично постили свой высокодумный мудрый пост о ваших наблюдениях за жизнью во “Вконтакте”, или в “Твиттере”, или в “Живом Журнале”, или в “Фейсбуке”.

С двумя только разницами:

  • «пост» будет чуть подлиннее-то, – Книга всё-таки,
  • и, чтобы его (её) прочитать, люди заплатят свои денежки.

Но вот платят они – сколько сочтут нужным. Тут уж вы не обижайтесь… Книгу можно публиковать частями – по мере написания. «Мощными гребками Люпэн удалялся от линкора, растворяясь в ночи... (Продолжение следует...)»

В этом дробном публиковании шедевра по главам – есть свой резон. Если первая глава – понравилась, то ожидая вторую, читатель захочет заплатить  вам уже побольше. Ведь до этого он покупал кота в мешке, а теперь вы доставили ему удовольствие...

Если вы публикуете не роман, а учебный онлайн-курс, к которому обязательно прилагаются упражнения, видеоуроки и тесты (практические задания), то сайт Leanpub и тут пойдёт вам навстречу! Он предоставляет вам как бы «онлайн-аудиторию» для проведения занятий с вашими «студентами».

3. Магазин PWYW для беднейших слоёв населения

Этот магазин открылся на улице Dundas Street West в городе Торонто (Канада). Называется он –  Feed it Forward.

-4

За этим проектом стоят сразу две организации и один человек-энтузиаст:

  • эко-стартап устойчивого развития – с тем же названием, что и сам магазин – Feed it Forward.
  • органик-ферма, расположенная в канадском городке Уитби (что в 15 км от Торонто) – Greenwood Farms – спонсоры идеи,
  • и шеф-повар с добрым сердцем по имени Джаггер Гордон – глава и основатель стартапа!

Всё это местечко (и город Торонто и “подторонтье” – городок Уитби) является частью так называемой «Золотой Лошадиной подковы» – самого урбанизированного и самого густонаселенного участка практически пустой и безлюдной лесистой Канады. Район Golden Horseshoe (на карте он в форме подковы и есть) ещё и «самый индустриальный». В общем, там действительно не хватает эко-ферм и других заморочек на тему зелёного устойчивого развития.

Ну хорошо... А откуда же там взялись беднейшие слои населения? Если это – индустриальный район с самой высокой плотностью населения, значит, работа у всех есть! На самом деле – высокая плотность населения в районе Золотой Подковы обеспечена... за счёт высокой миграции из стран Азии и Африки... Хотя Торонто – это совсем не трущобы и не Мумбаи, но судя по тому, что нужда в «магазине для малоимущих и неимущих» есть – социальное расслоение там серьёзное.

-5

Как спонсоры эко-ферма Greenwood Farms – помогает малоимущим в Торонто? Greenwood Farms подарила магазину Feed it Forward часть своей земли для выращивания там органических овощей. Остальные продукты «спасают» работники магазина – обходя супермаркеты и кафе –  иначе её бы просто выбросили.

-6

Ведь по подсчётам специалистов каждый год в Канаде выбрасывают годных продуктов на сумму 31 миллионов долларов. Сам шеф-повар Джагер Гордон тоже между прочим выступает спонсором своего же магазина. Это его второй бизнес. Основной  бизнес – ресторанный, Jagger Gordon Catering, так что прибыли с гуманитарного проекта  Feed it Forward Джаггер Гордон и не ожидает.

-7

4. Рекламное агентство – плати сколько хочешь

Пример, о котором мы писали уже давным-давно из рекламной сферы. Рекламное агентство под названием Agency Nil отменило фиксированные цены на каждую из своих услуг – а их, как известно, у рекламного агентства все очень много. Все прайс-листы были выброшены в мусорную корзину.

-8

Эту меру агентство решило предпринять временно и в разгар финансового кризиса. Клиентам идут навстречу и готовы брать у них столько, сколько они могут заплатить. Клиенты же, которые решили вообще ничего не платить за сделанную для них работу, попадают в чёрный список агентства – на их звонки больше не отвечают.

5. Сеть веганских кафе «Чечевица» в Австралии: плати, как ты чувствуешь...

На самом деле по-английски эта сеть кафе называется чуть длиннее, чем просто «Чечевица», а именно: Lentil as Anything. Перевести это можно было бы так: «Чечевица – это что-то». «Чечевица – это – вещь!» Именно так (наверное) говорит обычный мясоед, с удивлением отведавший вкусное блюдо из чечевицы и нашедший его весьма недурным.

На самом деле, название сети веганских кафе нарочно перекликается с названием культовой австралийской рок-группы: Mental As Anything и к восторгам мясоедов прямого отношения не имеет...

Сколько может стоить чечевичная похлёбка? Вот где Ветхий Завет перекликается с фрикономикой.

Он выбросил в окно майорат! Он выбросил в окно майорат!..

Чему тут и удивляться? За чечевичную похлёбку (как известно) простоватый библейский Исав продал хитрому родному братцу Иакову своё первородство старшего наследника или говоря по-английски – уступил младшему брату свой майорат! Во-от где, господа, и начался в истории принцип: «Плати сколько хочешь!» Исав захотел заплатить за тарелку супа из чечевицы – первородством. Иаков... не отказался...

-9

Сеть веганских кафе Lentil as Anything явно выступает за инклюзивный подход к жизни и к бизнесу. В чём здесь инклюзивность? Автор сети веганских кафе в Мельбурне – известный социальный предприниматель Шанка Фернандо – эксцентрик, скандальная личность, хиппи и бывший путешественник по странам третьего мира, много лет живший в коммунах, в палатке, говорит так:

У каждого человека есть на самом деле чем отплатить. Даже у нищего, у бедного.  Не надо отвергать их дары, считать их чем-то неценным. Вы удивитесь – какую атмосферу может создать взаимное уважение людей друг к другу.

Такой подход напоминает мудрые советы волшебных сказок. Когда старушка подарила тебе за твою доброту какой-нибудь жёлудь, а синица – перо из хвоста – это дары волшебные и стоят они – дороже денег.

Почему же предприниматели стремятся к тренду «Плати сколько можешь»? Откроем вам секрет – если вы докажете, что ваш бизнес не имеет фиксированных цен, да к тому же связан с деятельностью и ценностями некоммерческих организаций – то налоги (в том числе НДС) вы будете платить меньше, куда меньше…

6. Немецкий ресторан Pay what you want: плати только... за аренду бокала

Видали мы всякие виды аренды, но вот аренда... стеклянного бокала за 2 евро (это – единственная здесь фиксированная цена) – это из ряда вон… Действительно, в немецком ресторане под названием Weinerei нужно взять в аренду пустой стеклянный бокал – с тем, чтоб уж наполнять его весь вечер вином – сколько душе угодно. Закуска тоже не фиксированная – и здесь плати, сколько сочтёшь нужным. Но … только после 20.00. Волшебство начинается, когда часы таинственно бьют «восемь».

-10
-11

Под брендом  Weinerei в Восточном Берлине, в районе Prenzlauer Berg – работают уже целых три таких винных ресторана. Их основали предприниматели – Юрген Штумпф и Мариано Гони.

Район Prenzlauer Berg на востоке Берлина – это что-то вроде лондонского квартала Сохо или парижского Бельвилля в смеси с Монмартром – из-за дешевизны плохого, но весёлого арендного жилья, – туда съехались художники, студенты, фрики и чудаки, богема и гризетки, безумные бабушки с пуделями – как один социально опасны и по каждому плачет тюрьма. (На самом деле – нет). Неудивительно, что хиппи-формат фрикономики прижился именно в берлинском квартале  Prenzlauer Berg...

7. Ресторан в центре Лондона плати сколько хочешь

Ресторан этот называется Little Bay. Основал его предприниматель с балканским именем Peter Ilic или Питер Илич. Питер Илич эмигрировал в Великобританию из Югославии в середине 70-х гг. 20 века, успев закончить у себя на бедной родине, в абсолютно коммунистической стране под властью Тито – всего три курса по программе советского кулинарного техникума...

Убежав от развитого социализма  в Англию, товарищ Илич понял, что блеснуть остроумием перед англичанами вообще не составит труда?  так как  то, что они едят, это, как бы сказать, и не еда вовсе.

Он устроился работать поваром сразу в Кларидж Claridge's – легендарный пятизвёздочный отель в Лондоне, известный своим пафосом и связями с Букингемским дворцом. Именно подобного рода отель для «пошей» и любителей «всего английского» описан в знаменитом детективе Агаты Кристи «Отель «Бертрам»». Но как известно, мисс Марпл раскусила этот отель изнутри, понаблюдав за ним с недельку.

То же сделал и наш Питер Илич, поработав на кухне в подвалах отеля Claridge's. Ему не составило труда понять? как преподносить англичанам «европейскую кухню», чего они от неё ждут, что под ней подразумевают – и повар отправился в свободное плавание.

Открыв и закрыв несколько ресторанов подряд (одни имена чего стоят: «Фонарь на Малвэрн-роуд», «Голубь на Фулхэм-роуд») Питер Илич обрёл наконец свой формат и сосредоточился на сети Little Bay.

Имея характер эксцентричный, свободолюбивый и богемный – Питер Илич внедрил в свои рестораны богемный формат – плати сколько хочешь. Исключение составляют спиртные напитки. Их цена всегда фиксирована.

8. Коктейль-бар – плати сколько пожелаешь

Коктейль-бар и ресторан Zebrano или ZEBRANO Café Bar тоже находится в Великобритании и это – сеть. Один из таких баров примостился в богемном музыкальном Сохо.

-12

Как и его коллега – другой английский бар – Room из Лидса (курортный город) –   Zebrano ведёт интересную политику цен. Оба ресторана (и  Zebrano, и Room) провозглашают идеал «плати сколько хочешь»: во-первых, частично, по отношению только к некоторым пунктам меню, а во-вторых, не каждый день, а лишь специально оговоренные дни «открытых дверей».

Таким образом, Zebrano продаёт только тапас, а Room – своё основное «базовое» меню.

«Дни открытых дверей», когда объявлена «халява», плавно превращаются в вечеринки для дегустации и в пиар самого кафе. В Zebrano разные виды тапаса дегустируются по понедельникам и вторникам. Плати сколько хочешь.

Напомним, что нефиксированные цены означают совсем другие налоги. Из-за этого в связи с данным трендом возникло уже очень много громких судебных процессов. Но в основном, предприниматели их выигрывают, чем пиарят свой бизнес ещё больше.

Хотите открыть свой бизнес по концепции "Плати сколько хочешь"? Найти готовые руководства по открытию ресторанов или магазинов можно на openbusiness.ru.

Рестораны и гостиницы

Торговля

Подписывайтесь на наш канал - Ежедневный поток самых разных бизнес-идей, которые помогут вам открыть трендовый бизнес.