2020 год выдался просто невероятным в сфере инвестиций в IPO. Мы и наши клиенты остались очень довольны результатами. Средняя доходность портфелей составила 95-115%.
2021 также обещает быть насыщенным на события первичных размещений. Так что есть смысл разобраться в этой теме более подробно. Для нас, как инвесторов процедура инвестирования в IPO довольна простая. Брокер делает анонс предстоящих IPO, мы оставляем заявку на участие и ждем первый день торгов выбранной компании. Про все нюансы инвестирования в IPO мы поговорим в следующих статьях. Но за всей этой простотой стоит огромный объем работы. И сегодня мы разберем весь процесс перехода компании от частной к публичной по шагам.
Начнем с определения что такое IPO
IPO (Initial Public Offering) - первичное публичное размещение акций.
Т.е компания впервые размещает свои акции на бирже, делая их доступными широкой публике. Соответственно, вместо частной (акционером не может стать любой желающий) она становится публичной (акционером может стать любой желающий).
Через IPО компании могут продавать инвесторам как вновь выпущенные акции, так и бумаги существующих акционеров, которые по каким либо причинам хотят выйти из капитала компании.
Процесс подготовки первичного размещения акций IPO занимает от нескольких месяцев до года и стоит компании довольно существенных средств.
Зачем компании проводят IPO?
- По сути, компания просто хочет привлечь "бабла" для развития бизнеса.
- Также у компании появляется возможность предлагать топ-менеджерам опционы, переманивая лучших специалистов.
- Помимо этого, акции могут быть использованы в ходе сделок по слиянию и поглощению.
- В конце концов это престижно - попасть в листинг крупнейших мировых бирж — NYSE или NASDAQ.
Первые шаги при подготовке к IPO
Как только компания собирается выходить на биржу, она нанимает инвестиционный банк (или несколько банков), которые занимаются процессом организации IPO. Эти банки называются андеррайтерами.
После того, как банк нанят — например, Goldman Sachs или Morgan Stanley — между их представителями и руководством компании проходят переговоры, в ходе которых определяется цена акций, предлагаемых для покупки, их тип, и общая сумма средств, которые планируется привлечь.
Далее подписывается соглашение между компанией и андеррайтером, последний подает инвестиционный меморандум в регулирующий орган конкретной страны. В США — это Комиссия по ценным бумагам (SEC), а в России – Банк России.
В этом документе содержится подробная информация о предложении и компании — финансовая отчетность, биографии руководства, перечисляются существующие юридические проблемы организации, цель привлечения средств и раскрывается список текущих акционеров компании. Затем регулирующий орган проверяет представленную информацию, и, в случае необходимости, запрашивает дополнительные данные. Если вся информация корректна, то назначается дата IPO, а андеррайтер готовит все финансовые данные компании.
Зачем это нужно банкам-андеррайтерам?
Все просто. Опять же "бабло". Они вкладывают свои средства в организацию IPO, покупая акции компании, до того, как они начнут торговаться на бирже и хотят на этом заработать. И зарабатывают на разнице между ценой акций до IPO, и ценой, устанавливаемой на момент старта торгов. Когда на IPO выходит перспективная компания, конкуренция банков за право стать андеррайтором её IPO может быть очень серьезной.
Для привлечения интереса к IPO андеррайтеры проводят рекламную кампанию - Road Show, презентуя компанию перспективным инвесторам. Обычно Road Show устраивается для крупных инвесторов. Часто таким инвесторам предлагают купить акции до начала официальных торгов — этот процесс называется allocation.
Формирование цены акций
По мере приближения даты IPO, андеррайтер и компания, выходящая на биржу, договариваются о цене акций. Цифра может зависеть от множества факторов: перспективности самой компании, результатов Road Show и текущей рыночной ситуации.
Плюсы и минусы проведения IPO
Сам факт проведения IPO для компании как правило позитивен, ведь это означает, что она достаточно выросла, чтобы претендовать на привлечение капитала подобным способом — к нему прибегают только тогда, когда нужно действительно много денег на масштабное расширение. Кроме того, публичные компании привлекают куда больше внимания, что облегчает им найм персонала и процесс маркетинга.
Среди недостатков IPO можно отметить усиливающееся внимание после выхода на биржу к компании со стороны регулирующих органов — существует большое количество требований как государства, так и самих биржевых площадок, которые компании, торгующиеся на них, должны исполнять. В частности это касается выпуска финансовой отчетности. Кроме того, основатели компании не всегда могут после IPO сразу продать свои акции и стать миллионерами, поскольку это может снизить их курс и капитализацию бизнеса.
#IPO
#акции
#биржа
#фондовый рынок