Печати Цолькина - это сложная и, вероятно, запутанная семантическая система.
Так получилось, что печати Цолькин понятны широкому кругу интересующихся не по первоначальному их изображению и названию, дошедшему от культур Мезоамерики, а уже в адаптированном современном виде, созданным позднее с целью мистификаций, гаданий или в попытке интуитивно восстановить их первоначальное значение.
Таким образом, для печатей Цолькина, вероятно, можно выделить три вида:
- От создателей.
- Интерпретация индейцев Мезоамерики.
- Современный вид, печатей, прошедший со времен открытия Америки не контролируемую трансформацию и обработку.
Естественно, о первоначальном виде Цолькин можно догадываться и попробовать его восстановить на основе концептуальности Цолькин и его целостной логики.
Здесь за исходную точку берется предположение, что создателем Цолькин была высокоорганизованная цивилизация (не индейцы Мезоамерики).
Второе предположение - что Цолькин создавался "не для баловства", то есть, у него есть собственное функциональное предназначение.
Концептуальный подход к решению поставленной задачи позволяет иметь ввиду весь спектр возможностей, исходящий из уже известной строгой математической основы Цолькин, а, следовательно, можно уверенно предполагать такую же стройную, осмысленную логику в графике и значении печатей.
В результате получается, что Цолькин более удовлетворяет языковой системе, нежели календарной. Поскольку семантическое значение, сопутствующее графическому изображению характерно для языка. Хотя, здесь нет особых противоречий в использовании Цолькина, как календаря.
Перевод термина Цолькин обычно делается как "счет дней", но так же "приводящий в порядок".
Можно предположить, что когда Цолькин попал к индейцам Мезоамерики, они по определению не могли осмыслить его полной функциональности. Для обычного счета дней важен счет, а не изображение печатей дней. Смысл печатей терялся. Поэтому, безупречно сохраняя счет из 13 тонов дней, 260 кинов, (длинных периодов катунов, бактунов и т.д.), но, меняя значение и изображение печатей, Цолькин применялся в разных видах у разных индейских народов. Это хорошо видно по календарю Тональпоуалли, где печать "Руки" рисовалась как олень, с короной вместо рогов, печать "Ночи" - в виде жилища, ну и так далее. То есть, произошло целенаправленное переосмысление печатей в соответствии с конкретным мировоззрением, упраздняя не востребованную абстракцию печатей.
Если исключить рационализм Тональпоуалли, из 20 печатей не вызывают сомнения всего несколько. Это печать "Звезды" и "Зеркала", - два вида креста. Один - солярный, другой - "андреевский". Печать "Руки" так же уверенно сохраняется в графике Цолькин в виде мудры. Однако символика этой печати сложнее, чем у "Звезды" и "Зеркала". Об этом надо говорить отдельно, так как имеется идентичное пересечение печати с пермским звериным стилем, там изображение оленей (или лосей) такое же специфическое, в виде мудры с глазами.
Образы пермского стиля постигла участь хуже, чем календари индейцев Мезоамерики. Из всего обилия культуры дошли единичные образцы. Остальные были пущены в переплавку, поскольку в своей основе являлись золотыми и серебряными изделиями. От культуры Мезоамерики остались хотя бы монументальные источники, и, даже, кодексы.
Сравните элементы графики:
Техника изображения некоторых элементов, стиль, настолько схожи, что уместно задаться вопросом об идентичности источников.
Эта точка зрения подтверждается данными ДНК-гениалогии, из которой следует заселение Америки из Сибири.
Другая интересная аналогия - древнее написание китайских иероглифов. Их стиль имеет сходство как с фигурками пермского звериного стиля, так и с печатями Цолькин.
В пермских фигурках образы с сюжетной логикой находятся в гармонии и единой динамике, как неразрывная сюжетная линия, а в Цолькин логическая (13 тонов) и образная (20 печатей) волны выглядят как две различные системы.
Ниже приведена сравнительная таблица изображений каждой из печатей Цолькин в разных источниках. Видно, как элементы графики большинства печатей "плавают", как будто образ печати не фиксирован. То же происходит с названиями печатей. Смысл "где-то есть", но он очевидно много раз менял свои акценты.
По графике, печати Цолькин можно разделить на три группы:
- Печати с «лицом», в которых используется конкретный рисунок, сложно прорисованный (змей, рука, человек, орел)
- Графические печати с абстрактным рисунком (дракон, ночь, семя, звезда, обезьяна, тростник, воин, земля, зеркало, буря).
- Смешанный тип рисунка, где в одних вариантах абстрактное изображение, в других - конкретное (ветер, смерть, луна, собака, волшебник, солнце).
В названиях печатей так же не прослеживается единообразия, зато хорошо видно наложение ассоциативной интерпретации. Например, значение "дождь" фигурирует в символике сразу нескольких печатей: "Ветер" (капля дождя), "Буря", "Луна" (небесная вода), и "Змей", как божество, приносящее дождь.
Очевидно, что за неимением лучшего понимания и применения, индейцы Мезоамерики приписывали значению печатей мистическое и суеверное значение. Пробовали адаптировать их к нуждам религии, верованиям. Использовали в творчестве, в духе календарных мистерий, как знаменитый "Пополь-Вух", где построение сюжета базируется на конфликте значении печатей дней (Олень-Смерть).
Смотреть таблицы в Google
В наши дни, кстати, со значением печатей поступают не лучшим образом, четко определив их место как гадательный элемент, конкурирующий с зодиакальной астрологией, рунами, И-цзин и т.д.
Вот наиболее достойные из них, которые используют исследовательские источники, а не только фантазии:
Из всех интерпретаций лидирует программа DreamSpell, в которой есть системный анализ, используются таблицы, логические построения.
Использование печатей Цолькин для гадания - это естественное явление, обусловленное потребностью активации интуиции и других резервов ментальной активности, подавляемой нашей "научно-государственной" системой.