Тема очень популярна и любима авторами исторических монографий и статей, так что мы очень постараемся не дублировать и не повторяться.
Сразу отметим: применение трофейной бронетехники в разные периоды ВОВ было обусловлено разными причинами, что и определяло во многом характер использования трофеев:
- большими потерями собственной матчасти (а то и полным ее отсутствием в результате боев) в начальный период ВОВ и до конца 1942 года примерно;
- наличием у противника боевой техники, превосходящей нашу по ряду показателей или вообще отсутствующей как класс в отечественном исполнении;
- необходимостью провести разведку, скрыто проникнуть на занятую врагом территорию и пр.;
- позиционным характером ведения боевых действий на данном участке, обуславливающим использование танков как огневых точек, НП, укрытий и т.п. или отдельных элементов конструкции, например, башен.
В 1941 году в войска в экстренном порядке стали поступать памятки и брошюры с описанием особенностей основных немецких танков, их уязвимых мест и боевых возможностей. Составлялись пособия и для освоения трофейной матчасти нашими танкистами. Одно из них (от 28 сентября 1941 года) гласило:
Немецкий средний танк Т-III представляет собой наиболее совершенный тип танка немецко-фашистской армии. Обладает следующими отличительными особенностями:
1. Высокая скорость движения на дорогах и вне их.
2. Превосходная плавность хода.
3. Простой и надежный мотор, способный потреблять автобензин. Однако для получения лучших результатов нужно применять авиабензин или иной бензин первого сорта.
4. Малый размер артиллерийского выстрела и возможность произведения выстрела электроразрядным устройством, что значительно повышает скорость и меткость стрельбы.
5. Удобное расположение эвакуационных люков, позволяющее осуществить быструю эвакуацию в случае загорания танка.
6. Хорошие наблюдательные приборы, обеспечивающие круговой обзор из танка.
7. Хорошее радиооборудование танка.
8. Простота эксплуатации малоподготовленным персоналом.
"Тройка" с 50-мм орудием до появления модификации F танка Pz IV действительно была наиболее сбалансированной и адаптированной к условиям войны на Восточном фронте немецкой боевой машиной, способной решать широкий круг задач. Но в дело зимой 1941-42 года шли вообще все трофейные танки и САУ, которые удавалось захватить в относительно исправном или ремонтопригодном состоянии, для чего осуществлялся их поиск и эвакуация.
Ниже донесение коменданта 156-го УРа (укрепленного района) начальнику штаба Московской зоны обороны об обнаруженных немецких и наших неэвакуированных танках. В данном случае использовать нечего - все немецкие машины горели и никакой боевой ценности не представляют. Восстановлен и находится в ОПБ один танк отечественной конструкции.
Следующий документ датирован апрелем 1942 года. Это "Справка о состоянии боеготовности трофейных танков" за подписью командира 107-го отдельного танкового батальона майора Шилимова. Оцените состояние захваченных машин и объем работы по приведению их в боеготовое состояние.
Судя по другим имеющимся документам, батальон находился на Ленинградском фронте (позже на Волховском) и имел на вооружении летом-осенью 1941 года танки БТ-7 и БТ-5, которые были потеряны, в частности во время неудачной переправы через Неву. Состав батальона постоянно менялся и был очень пестрым, в нем регулярно присутствовали восстановленные трофейные бронеединицы - танки и штурмовые орудия, которые в документах часто обозначаются как "арттанки" или "артиллерийские танки". Причина очевидна - нехватка матчасти.
Ниже боевое донесение штаба 107-го ОТБ (дата не указана), из которого следует, что в бою участвовала сводная группа, которую "батальоном" назвать можно только формально - один Т-34, один Pz III и одно штурмовое орудие. Т-34 получил повреждение ходовой части. Еще в батальоне имеется один КВ, также требующий ремонта ходовой части. Группа специалистов направлена в район деревни Вороново для снятия запчастей с подбитых танков.
В плане использования трофейной матчасти 107-й ОТБ весьма интересен тем, что порой в его атаках участвовало бывших немецких танков больше. чем отечественных.
Так 27 августа 1942 года в бою участвовало: на участке 327-й СБ 2 КВ и 4 Т-34 (упомянутый в донесении Т-26 в атаке участия не принимал, видимо, действовал как огневая точка), на участке 1-й ОГСБ - 1 Pz IV, 3 Pz III и три "Штурмгешютца" (штурмовых орудия), т.е. трофейные машины были объединены для удобства их боевого применения и исключения ошибок в идентификации своих танков во время боя.
Артогнем противника 27 августа подбит один Pz IV, две "Тройки" и одно штурмовое орудие. Враг тоже основательно получил от своих же бывших танков с советскими уже экипажами - всего уничтожено пять ДЗОТов, шесть орудий (из них три ПТО), одна бронемашина и более ста человек солдат и офицеров. К сожалению, на следующий день, 28 августа батальон опять остался практически без танков, нанеся в жестоком бою большие потери врагу - на этот раз уничтожено 15 ДЗОТов, четыре орудия полковой артиллерии, минометная батарея, три орудия ПТО, два транспортера со снарядами, один танк, одна бронемашина, "много пехоты и пулеметов".
Судьба трофейных танков и их экипажей печальна - Pz IV (видимо, только что восстановленный) сгорел на поле боя, также сгорели и остались на территории противника два оставшихся штурмовых орудия, подбиты и обе "Тройки", но их удалось эвакуировать и позже отремонтировать. Кроме того, сгорел один КВ, другой подорвался на мине, поврежден один Т-34.
Трофейные танки 107-го ОТБ были очень любимы фотографами и репортерами, возможно по этому (в том числе) их перекрашивали и наносили новые номера и опознавательные знаки с особой тщательностью (см фото ниже).
Однако, далеко не всегда такие малярные работы проводились в реальности. Захваченные танки противника использовались и в оригинальной окраске с крестами и "родными" номерами и тактическими обозначениями.
Ниже директива штаба 37-й Армии от 25.3.43, согласно которой "в предстоящей операции со стороны наших войск будут действовать трофейные немецкие танки, имеющие стальной цвет и на борту фашистские кресты". Сообщается о необходимости предупредить личный состав частей, участвующих в операции.
Очевидно, что танки не перекрашивали и не меняли опознавательных знаков для обеспечения их скрытого продвижения вглубь вражеских позиций, скорее всего, имитируя возвращение немецких танков из атаки (во всяком случае этот тактический прием применялся часто).
В завершении первой части статьи предлагаем читателям ознакомиться с примером использования трофейной матчасти для создания укреплений.
"По приказанию командующего штабом инжвойск 65 А приступлено к снятию башен с трофейных и негодных отечественных танков для использования их как НП арт. корректировщиков и ОТ." (так в тексте).
О применении в Красной Армии "Тигров" и "Пантер", а также французских танков, состоявших на вооружении в Вермахте, мы расскажем в продолжении материала. Там же будет коллекция ссылок.